На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 10.12.2018 Курсы валют ЦБ РФ
Стратегический партнер проекта

«Атамекен»: СУР в Казахстане становится механизмом предпочтения отдельным компаниям

2018-12-07 «Атамекен»: СУР в Казахстане становится механизмом предпочтения отдельным компаниям
07.12.2018 14:36 0 Архив |
«Атамекен»: СУР в Казахстане становится механизмом предпочтения отдельным компаниям
Фото: atameken.kz
Участники совещания бизнеса и органов государственных доходов

В Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» обсудили вопросы использования таможенными органами системы управления рисками.

Как отметили в Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», в идеале система управления рисками призвана упростить таможенные процедуры и сократить финансовые издержки законопослушных предпринимателей.

«Особенно по результатам проверок таможенных органов, акты которых, как показывает практика работы Апелляционной комиссии при Министерстве финансов, не всегда правомерны».

Из сообщения на сайте НПП РК «Атамекен»

При этом грамотное использование СУР должно стать для контролирующих госорганов «одним из приоритетов каждодневной работы в целях уменьшения коррупционных проявлений в таможенной сфере, а для бизнеса — серьезной мотивацией для ведения ВЭД».

Но это в идеале, а на практике бизнес сталкивается с множеством подводных камней. Одним из них является непрозрачность системы управления рисками. По словам директора департамента таможенного администрирования НПП РК «Атамекен» Дины Мамашевой, система прямо влияет на скорость таможенного оформления и уровень затрат бизнеса. Однако СУР субъектно не ориентирована на компании и практически не применяется при проведении посттаможенного контроля.

Как профиль СУР стал причиной излишней нагрузки

В Национальной палате предпринимателей полагают, что к компаниям низкого уровня риска могут относиться крупные налогоплательщики, находящиеся на постоянном мониторинге налоговых органов, а также участники ВЭД, которые предоставляют в органы государственных доходов ежеквартальные отчеты о движении товаров.

«Между тем на практике по неизвестным причинам СУР в Казахстане становится механизмом предпочтения каким-то отдельным компаниям».

Из сообщения на сайте НПП РК «Атамекен»

В Палате не могут, к примеру, понять почему Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан был утвержден профиль риска, в соответствии с которым местом проведения досмотра товаров, прибывающих в Казахстан из Китая железнодорожным транспортом на таможенный пост «Алтынколь» установлен лишь один из четырех складов временного хранения — СВХ ТОО «KTZE-Khorgos Gateway» (расположен на территории СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота»).

«Данный профиль СУР стал причиной создания излишней нагрузки на работу станции „Алтынколь“ из-за необходимости дополнительной маневровой работы подвижного состава.

Подобные непродуманные меры приводят к значительным временным и финансовым издержкам предпринимателей (как экспедиторов, так и заказчиков) из-за несвоевременной доставки грузов, вплоть до срыва контрактных обязательств и потери деловой репутации».

Из сообщения на сайте НПП РК «Атамекен»

Еще один нашумевший профиль риска предусматривал помещение под таможенную очистку всех транспортных средств с грузами, прибывающими из КНР для внутреннего потребления, непосредственно на таможенный пост «Нур Жолы». В том числе и по таможенной процедуре таможенного транзита.

«Только после обращения Национальной палаты в КГД о принятии мер по урегулированию данной проблемы действие введенного профиля риска было отменено с 21 ноября текущего года».

Из сообщения на сайте НПП РК «Атамекен»

Кроме этого, продолжает оставаться непрозрачной ценовая информация, а механизм формирования профилей и индикаторов риска — закрытым.

Дина Мамашева также напомнила участникам совещания о том, что до настоящего времени Национальная палата и бизнес не информированы о результатах проведения эксперимента между казахстанскими и российскими таможенными органами по мониторингу транзитных перевозок с использованием навигационных пломб. Данный эксперимент проводился с 20 сентября по 1 ноября.

24 критерия, 48 индикаторов, 12 месяцев

Точку зрения госорганов представил заместитель руководителя управления риск-менеджмента КГД МФ РК Ерлан Байдильдинов, пояснивший, что в будущем источником данных для категорирования участников ВЭД станут имеющиеся информационные системы в Комитете государственных доходов, а также информация из других госорганов. 

«В настоящее время категорирование по трем уровня риска (высокий, средний и низкий) производится в соответствии с результатами, расчет которых проводится практически вручную исходя из данных, выгруженных из базы ЕХД (ФНО)».

Из сообщения на сайте НПП РК «Атамекен»

Ерлан Байдильдинов уточнил, что разрабатываемая в настоящее время новая модель «Реализация автоматического формирования решений для проведения расчета критериев порядка категорирования участников ВЭД» предполагает использование автоматизированной программы IBM SPSS.

По словам докладчика, расчет категорирования будет производиться на основе 24 критериев, состоящих из 48 индикаторов, отражающих итоговую оценку внешнеэкономической деятельности бизнеса за последние 12 месяцев.

«Данные 24 критерия состоят из 3 областей риска, характеризующих данные субъекта, финансово-хозяйственную часть и его деятельность. Данные субъекта состоят из 7 критериев, в которые входит 22 индикатора риска, финансово-хозяйственная часть состоит из 6 критериев. Деятельность субъекта, в свою очередь, состоит из 14 критериев, в которые входит 20 индикаторов риска».

Из сообщения на сайте НПП РК «Атамекен»

В настоящее время в КГД запланировали следующие задачи:

  • Произвести интеграцию с ИС «Астана-1»;

  • Мониторинг 200 «хороших» и 200 «плохих» участников ВЭД;

Реализовать обучение модели по спискам «хороших» и «плохих» и рассчитать значимость критериев на основе обучения модели.

  • Рассмотреть возможность получения сведений по брокерам и перевозчикам;

Пересмотреть расчет критериев, произвести расчет критериев с учетом изменений.

  • Разработать и утвердить нормативно-правовые акты.

«На вопрос заместителя председателя правления Нацпалаты о конкретных сроках реализации презентованной модели будущего, Байдильдинов ответил, что это планируется после проведения в течение нескольких кварталов определенных расчетов до момента построения реальной модели, однако более точные сроки он озвучить не смог».

Из сообщения на сайте НПП РК «Атамекен»

Резюмируя выступление представителя КГД, директор департамента таможенного администрирования НПП РК «Атамекен» Дина Мамашева подчеркнула: в подходе КГД по вопросу разработки СУР присутствует нерациональный и неэффективный подход. И в результате получается множество десятков критериев и индикаторов, излишнее количество которых, на самом деле, не требуется на этапе таможенного оформления.

«Количество критериев, как показывает передовой международный опыт, не превышает и одного десятка. Презентация КГД, к сожалению, показала выхолощенность проведенной в течение полутора лет работы над созданием СУР».

Из сообщения на сайте НПП РК «Атамекен»

Мнение бизнеса

Председатель совета ОЮЛ «Казахстанская ассоциация таможенных брокеров» Геннадий Шестаков поддержал критические замечания Нацпалаты, отметив ненужность четырех десятков критериев, а также факт несоблюдения со стороны КГД в данном случае рамочных стандартов безопасности торговли ВТамО в целом.

Председатель ОЮЛ «ЕСУВЭД» Курмангалий Алдабергенов назвал данную презентацию явной потерей времени: несмотря на такую подачу со стороны таможенных органов информации о категорировании участников ВЭД, на примере недавней ситуации на посту «Нур Жолы» можно увидеть, как вполне официально письмом КГД фактически нарушаются данные правила.

Председатель совета ОЮЛ «КАТЭКС» Сергей Архипкин отметил, что несмотря на соблюдение компаниями — импортерами бытовой техники, европейских стандартов по упаковке товаров, СУР таможенных органов показывает риски на несоответствие веса упаковки до 500 граммов или 9%. А это вызывает массовое и намеренное со стороны таможенных органов привлечение данных импортеров к административной ответственности.

«Предприниматели единодушно признали, что игнорирование требований международных соглашений со стороны КГД привело к существованию системы управления рисками, которая формируется в ручном режиме, является совершенно непрозрачной, носит дискриминационный характер и не содействует упрощению процедур торговли».

Из сообщения на сайте НПП РК «Атамекен»

Завершая заседание, Дина Мамашева подчеркнула: КГД все-таки должен разъяснить механизм формирования критериев СУР сегодня, четко прописать в стратегии и тактике СУР, какие сведения являются конфиденциальными. Она также напомнила о необходимости создания постоянно действующей рабочей группы по проблемам СУР, работу которой следует рассматривать на очередных заседаниях бизнеса и таможенных органов.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей таможенной картой

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24/7. Получите таможенную карту в вашем банке.