CHEMICAL SC-2020: чем сегодня живет логистика химической промышленности
27 февраля в Москве состоялась IV Ежегодная международная конференция «Логистика химической промышленности» — CHEMICAL SC-2020, организованная генеральным директором Logistic Community Линой Филипповой.
В очередной раз конференция «Логистика химической промышленности» собрала под одной крышей экспертов в области законодательства, таможенного администрирования и логистики.
На протяжении восьми часов представители госорганов и частных компаний делились своими мыслями насчет государственного регулирования химической промышленности, таможенных аспектов, сокращения издержек при грузоперевозках, применения инновационных решений и цифровизации химпрома.
271_1.JPG
«Коллеги, рад всех приветствовать на четвертой конференции „Логистика химической промышленности“. Программа мероприятия насыщенная, и сегодня мы, впрочем, как и всегда, обсудим очень важные и интересные темы.
Мы благодарны организаторам за то, что они который год подряд собирают нас и формируют программу выступлений, позволяющих получить ответы на актуальные вопросы».
Каким будет техрегламент ЕАЭС «О безопасности химической продукции»
271_2.JPG
Директор ФБУЗ «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Халидя Хамидулина рассказала собравшимся о ходе подготовки документации для реализации технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции». Уточнив, в частности, на какие товары не будет распространяться действие техрегламента.
По ее словам, ключевые моменты документа связаны со следующими терминами:
Новое химическое вещество — химическое вещество, не нотифицированное в Реестре химических веществ и смесей ЕАЭС;
Новая химическая продукция — химическая продукция, не содержащаяся в Реестре химических веществ и смесей ЕАЭС;
Нотификация — внесение в Реестр химических веществ и смесей ЕАЭС сведений о новых химических веществах и смесях, полученных в том числе путем их исследований и испытаний в лабораториях (центрах).
Как отметила Хамидулина, сведения, направляемые заявителем в уполномоченный орган в целях нотификации новых химических веществ и смесей, должны включать в себя:
Отчет о химической безопасности;
Наименование химического вещества согласно IUPAC;
Структурную формулу химического вещества;
Номер CAS;
Данные инструментального анализа химического вещества или смеси;
Степень чистоты химического вещества или смеси;
Предполагаемые области применения химического вещества или смеси;
Предполагаемые методы утилизации (переработки) химического вещества или смеси;
Способ транспортировки химического вещества или смеси и меры по предотвращению и ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
Аналитические методы контроля;
Физико-химические данные химического вещества или смеси;
Данные по токсичности химического вещества или смеси;
Данные по экотоксичности химического вещества или смеси;
Наименование нового химического вещества или смеси на английском языке;
Копии данных (протоколов) исследований (испытаний) химического вещества или смеси по определению биоаккумуляции, канцерогенности, мутагенности, токсичности, проведенных в лабораториях (центрах), соответствующих принципам надлежащей лабораторной практики.
271_22.JPG
Спикер пояснила, что государственная регистрация химической продукции осуществляется в четыре этапа:
Прием документов, представленных заявителем для государственной регистрации химической продукции;
Рассмотрение (экспертиза) документов и сведений, принятие решения о государственной регистрации или отказе в ней;
Присвоение химической продукции индивидуального регистрационного номера, оформление и выдача заявителю свидетельства об уведомительной государственной регистрации (проставление отметки в электронном виде) или разрешения на использование и публикация сведений о химической продукции в национальной части Реестра или выдача мотивированного отказа;
Приостановление (возобновление) или прекращение уполномоченным органом (организацией) действия выданных им разрешений на использование химической продукции.
«В рамках государственной регистрации химической продукции допускается совместная подача данных несколькими заявителями».
В ходе своего выступления эксперт, как человек, причастный к разработке техрегламента, уточнила: ни в 2020, ни в 2021 году документ не вступит в силу. Причина проста — на сегодняшний день имеется слишком много противоречий между позициями государств-членов ЕАЭС.
Готовимся к инвентаризации химических веществ
271_3.JPG
Специалист по безопасности продукции ООО «БАСФ» Татьяна Мратхузина сделала акцент на теме инвентаризации химических веществ в РФ в связи с неминуемым вступлением в силу техрегламента «О безопасности химической продукции». В частности, подготовка к инвентаризации должна включать в себя:
Подсчет количества химических веществ компании в том числе в составе смесевой продукции, находящихся в обращении на рынке РФ;
Анализ данных для заполнения шаблона для инвентаризации — проверка наличия информации в системе BASIS;
Выгрузка данных из системы BASIS отдельным файлом по каждому пункту шаблона;
Обработка выгруженных данных;
Заполнение шаблона для инвентаризации.
Валютный контроль при реализации экспортного проекта: как минимизировать риски
271_4.JPG
Говоря о валютном контроле при экспорте, руководитель компании «Экспортное агентство Михаила Антипова» Михаил Антипов перечислил три главных пункта:
Что хочет государство от экспортеров;
Как изменяются требования;
Как работать в рамках существующих требований.
Выступающий привел примеры действующего законодательства и возможных поправок.
Получение валютной выручки
Согласно действующим правилам валютная выручка должна быть зачислена на счет в уполномоченном банке в срок, предусмотренный контрактом.
Предлагается разрешить зачислять выручку в российских рублях на счет в зарубежном банке:
По несырьевому неэнергетическом экспорту — с 1 января 2020 года;
По иным видам экспорта (кроме леса) — от 10% в 2020 году до 100% в 2024 году.
Основные требования в сфере валютного контроля при экспорте
Среди них:
Своевременно получить валютную выручку на счет в уполномоченном банке;
Объяснить банку ее происхождение;
В случае нарушения понести административную или уголовную ответственность.
Поправки, внесенные в КоАП и УК РФ
В рамках поправок в Кодекс об административных правонарушениях:
Предусматривается возможность применения предупреждения за неполучение валютной выручки;
Для случаев, когда сумма неполученной выручки превышает 100 миллионов рублей, но отсутствуют признаки уголовного деяния, устанавливается штраф.
В рамках поправок в Уголовный кодекс:
Предусматривается, что привлечение к уголовной ответственности происходит в случае, если лицо привлекалось к административной ответственности за нерепатриацию более 100 миллионов рублей;
Изменяется пороговое значение для крупного размера — с 9 до 100 миллионов рублей, для особого крупного размера — с 45 до 150 миллионов рублей.
О минимизации риска привлечения к ответственности
Антипов советует заблаговременно (до совершения сделки) проверить потенциального партнера. При заключении сделки стоит прописать санкции за нарушение срока возврата валютной выручки, компенсации за понесенные издержки, разнести по разным датам сроки отправления и получения денежных средств. А также правильно выбрать арбитраж.
О таможенных аспектах в химической промышленности
271_5.JPG
Руководитель ООО «Проф Трейд» Михаил Никитюк в своем выступлении рассказал об особенностях деятельности СВХ «Интэрлайн» и работающего на базе склада временного хранения таможенного представителя.
Как совершенствуется таможенное администрирование в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений
271_6.JPG
Об этом поведала член консультационного Совета при Центральной акцизной таможне Зоя Терешина. Спикер также упомянула о нужных участникам ВЭД электронных сервисах таможенных органов, о требованиях законодательства при ввозе проб и образцов и других особенностях таможенного администрирования.
Опыт построения логистической цепи
271_7.JPG
Им поделился директор по операционной логистике ООО «ЕвроХим» Михаил Силин, рассказавший об особенностях деятельности компании, перевозках химпродукции, сокращении издержек (в частности, при обороте вагонов) и планах на будущее (строительство аммиачного завода).
Проблемы танк-контейнерного рынка России
271_8.JPG
По данным, озвученным руководителем проекта Tank Container World Кириллом Болтаевым, 70% танк-контейнерного рынка в России консолидированы в руках шести крупных операторов. По словам эксперта, главная проблема заключается в неразвитости инфраструктуры: на всю страну приходится лишь 15 профессиональных помывочных станций и всего 5 профильных ремонтных депо.
В качестве других негативных факторов Болтаев назвал следующие:
Замедление темпа роста до 10-15% (мировой рост — 20%);
Отсутствие аналогичного роста в инфраструктуре;
Недостаток информационных технологий;
Отсутствие консолидированной информации;
Отсутствие стандартов работы и регламентов между участниками рынка;
Сложности со взаимодействием с ОАО «РЖД»;
Высокая стоимость услуг танк-контейнерных операторов.
Экспорт: развитие логистической системы и повышение эффективности доставки
271_9.JPG
Руководитель проекта по развитию экспортной логистики Российского экспортного центра Алевтина Кириллова подробно описала суть федерального проекта «Логистика международной торговли». Его задачами являются повышение пропускной способности пунктов пропуска через госграницу РФ и снятие логистических ограничений на экспортно-ориентированных маршрутах.
В настоящее время на работу экспортеров товаров и услуг влияют такие негативные моменты, как:
Длительные сроки и высокая стоимость доставки грузов;
Отсутствие бесшовного логистического сервиса;
Недостаточный уровень развития мультимодальных перевозок;
Нехватка пропускной способности пунктов пропуска.
Для поддержки экспорта Кириллова предлагает:
- Установить согласованные сквозные тарифы на мультимодальные и транзитные железнодорожные перевозки (по примеру ОТЛК) и сквозные ставки в смешанных сообщениях по всем маршрутам МТК.
«Применение сквозных тарифов оптимизирует взаимодействие различных видов транспорта при смешанных перевозках под управлением единого логистического оператора».
Обеспечить электронный документооборот при международных ж/д перевозках;
Создать коммерческую единую цифровую экосистему транспортно-логистических услуг.
Представительница РЭЦ презентовала цифровую систему «Логистический калькулятор». Данная платформа предназначена для облегчения российским экспортерам процесса планирования операций экспортной логистики, а также повышения доступности транспортно-логистического сервиса для средних и малых экспортеров.
Флекситанки, флекси-поезда и прочие инновации
271_10.JPG
Согласно данным, приведенным в презентации генерального директора ООО «Европак» Людвига Тарханьяна, при транспортировке танкером потери при переливах составляют от 7 долларов на каждую тонну. Тогда как при доставке товаров во флекситанках используется весь полезный объем контейнера, обеспечивается полная сохранность качества и количества, нет потери объемов продукта при сливе.
Еще несколько плюсов использования флекситанков: не требуется возвращать порожний контейнер, не нужно промывать тару. При этом есть возможность временного хранения груза в контейнере.
Особенности перевозок танк-контейнеров ж/д транспортом
271_11.JPG
Тему грузоперевозок продолжил коммерческий директор ООО «Балтика Транс Логистика» Даниил Бодров, приведший пример соотношения перевозок химикатов и соды в танк-контейнерах и ж/д цистернах. Спикер без утайки рассказал и о двух негативных моментах:
Как в России «раздевают» танк-контейнеры на железной дороге, лишая их необходимого оборудования;
Как логисты нарушают запреты и технику безопасности, перевозя в танк-контейнерах неподходящую для них продукцию.
Евросоюз и Россия: как различаются законодательные подходы к проверке крепления грузов
271_12.JPG
Завершил вторую панельную сессию «Современная логистика на химическом рынке» заместитель директора, старший эксперт Бюро независимых сюрвейеров и страховых экспертов ООО «Руссюрвей» Анатолий Шмелев, пояснивший, как отличаются подходы к проверке крепления грузов в ЕС и России.
Так, в Евросоюзе существует следующая классификация нарушений:
Малое нарушение — когда груз закреплен надлежащим образом, но есть рекомендация по безопасности.
Значительное — когда груз недостаточно закреплен, имеется заметное смещение или возможно опрокидывание груза.
Опасное — когда существует угроза участникам дорожного движения из-за выпадения груза.
От редакции
В ближайшем будущем CustomsForum.ru расскажет вам о наиболее интересных выступлениях экспертов в рамках IV Ежегодной международной конференции «Логистика химической промышленности» — CHEMICAL SC-2020.
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ввоз и вывоз одежды
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
«КВТ Сервис»