Давыдов о Doing Business: не хочу быть пророком, но мы и раньше зря надеялись на повышение

2020-03-05 Давыдов о Doing Business: не хочу быть пророком, но мы и раньше зря надеялись на повышение
Фото: Андрей Гераськин,
По мнению Руслана Давыдова, при всем особом отношении к России за океаном во Всемирном банке обязаны улучшить позицию РФ на 20-30 мест

По словам первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова, РФ должна быть в числе первых 50 стран. Однако Всемирный банк не учитывает, есть ли у стран-участниц рейтинга таможенная граница. Поэтому первые двадцать мест занимают страны, у которых отсутствует и граница, и, как следствие, временные/денежные затраты.

Одной из поднятых в ходе прошедшей в ТАСС пресс-конференции первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова тем стало место России в рейтинге Doing Business Всемирного банка. Вот что рассказал спикер представителям СМИ:

«Раздел „Международная торговля“ рейтинга Doing Business охватывает все, что связано с внешней торговлей. Традиционно считается, что это все относится к таможне. На самом деле доля компетенции таможни колеблется, в зависимости от вида транспорта и товара, от 8 до 14%».

«При этом таможня является, по сути дела, интегратором. Мы даже готовы на себя взять функцию единого окна — потому что именно таможня принимает окончательное решение из тех, которые нужны для выпуска товара для внутреннего потребления или на экспорт».

От спартанских условий к единому стандарту

«В феврале у нас была высокопоставленная делегация из Всемирного банка. И мы очень рады, что удалось им показать то, что у нас действительно коренным образом изменилось».

«Если раньше посты находились на складах временного хранения, которые принадлежали участникам околотаможенного бизнеса и в них были совершенно разные условия для работы — от хороших до спартанских со сломанными стульями и обшарпанными столами, то теперь можно уверенно сказать, что это все ушло в прошлое».

«Наши центры электронного декларирования оборудованы по единому стандарту. И сказать, что у нас вот в этом месте товар оформляется за такое-то время, а в этом за такое-то, — уже очень сложно. Потому что таких точек декларирования остается всего лишь 16. Процессы в них прозрачны и видны. Все, что происходит в этих центрах электронного декларирования, оцифровано, запротоколировано в электронном виде. Любую операцию и таможенного инспектора, и участника внешнеэкономической деятельности можно всегда поднять, проверить, проконтролировать».

Модельные объекты для России в рамках раздела «Международная торговля» рейтинга Doing Business 2020

«По тем индексам, которые сегодня считает Всемирный банк, Российский экспортный центр, вовлеченный в работу по развитию в рамках международного проекта „Кооперация и экспорт“, заказал независимое исследование у одной из четырех крупнейших мировых консалтинговых компаний. Результаты получились следующие».

Экспорт стали в Италию (из Москвы и Санкт-Петербурга)

Процедура/Город

Москва

Санкт-Петербург

РФ

Подготовка документов (часы)

26

24

25

Прохождение границы (часы)

66 (4*/62)

66 (4*/62)

66

Подготовка документов (доллары)

80

120

92

Прохождение границы (доллары)

580 (215*/365)

580 (215*/365)

580

Звездочкой отмечено зона ответственности таможенных органов.

«Мы видим, что 66 часов занимает прохождение границы. В консалтинговой компании подсчитали — 20 часов. Все остальные цифры тоже гораздо ниже, чем представляет Всемирный банк».

Импорт автозапчастей из Германии (в Москву и Санкт-Петербург)

Процедура/Город

Москва

Санкт-Петербург

РФ

Подготовка документов (часы)

43

43

43

Прохождение границы (часы)

12 (10*/2)

72 (8*/64)

30

Подготовка документов (доллары)

160

135

153

Прохождение границы (доллары)

400

800 (300*/500)

520

«Посмотрим, что в этом году нам насчитает Всемирный банк. Пока же мы второй год подряд остались на 99 месте. Просто потому, что некоторые моменты не учитываются Всемирным банком».

«Например, 66 часов для прохождения границы в Санкт-Петербурге при экспорте товаров... Причина в старом, уже отмененном приказе Министерства транспорта, который гласил — контейнер должен быть доставлен в порт за 48 часов до отправления корабля. И Всемирный банк эти самые 48 часов засчитывает в общее время прохождения границы. Но если вы от 66 часов отнимете 48, то останется 18 — очень близко к тому, что насчитала консалтинговая компания».

«Мы в свое время спрашивали — если приказ будет отменен Минюстом, представим вам подтверждение, вы нам это засчитаете как снижение сроков? Обещали, что учтут. Но не засчитали».

«Мне не хочется быть плохим пророком, надежда умирает последней... В прошлом году мы тоже надеялись на то, что нас поднимут в рейтинге, но... Не только я, но и участники опроса среди представителей бизнеса считают, что Россия точно должна быть в числе первых 50 стран. Не потому, что мы себя переоцениваем. А потому что просто знаем, как это администрируется в других странах мира».

«Еще один важный момент, связанный с рейтингом, Всемирный банк не учитывает, есть ли таможенная граница. Поэтому первые двадцать мест в рейтинге занимают страны, у которых нет таможенной границы. У них вместо этих часов и денег — просто нули. В основном это страны Евросоюза. Конкурировать с ними просто невозможно. Поэтому я так скромно и говорю — войти бы в число первых 50».

«Прогноз при всем этом особом отношении к России за океаном — 20-30 мест они обязаны наконец-то нам скостить».

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования