Эксперты: за границей отказываются от валютных ограничений, в России — ужесточают законодательство
Фото: depositphotos.com
Россияне обязаны отчитываться перед налоговиками о движении средств по счетам, открытым в зарубежных банках (исключение — физлица, проводящие более 183 дней в году за границей)
CustomsForum.ru об итогах проведенного Центром стратегических разработок, РАНХиГС, Институтом Гайдара и Всероссийской академией внешней торговли анализа международного и российского опыта в области валютного регулирования.
Авторы доклада «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России» с горечью отмечают ключевую особенность: действующее в России валютное регулирование уходит корнями еще в советский период. В то время государство имело исключительное право на совершение операций с валютными ценностями.
«Сегодня, несмотря на частичную либерализацию валютного регулирования и контроля, в России по-прежнему сохраняются существенные ограничения.
В отличие от зарубежных стран у нас эти ограничительные нормы валютного регулирования носят постоянный характер, в то время как в зарубежных юрисдикциях они применяются только в период кризиса».
Меры валютного контроля широко использовались в России в девяностых годах — особенно во время экономического кризиса 1998 года. Затем, в середине 2000 годов, операции с валютой были либерализированы. В частности, власти отменили требования об использовании специальных счетов для проведения валютных операций, об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке, о предварительной регистрации зарубежных счетов.
«В то время как зарубежные страны отказываются от применения валютных ограничений, в России наблюдаются отдельные случаи ужесточения законодательства».
Свой вывод эксперты обосновывают, в частности, принятым в ноябре 2017 года законом. Документ расширил перечень обоснований, по которым банки могут отказывать клиентам в проведении валютных операций. Раньше запрет действовал только в отношении подозрения на случаи отмывания денежных средств, полученных преступным путем. Теперь же — если валютные операции «противоречат требованиям валютного законодательства».
Борьба с экономическими преступлениями как способ заработать на банковском обслуживании бизнеса
По мнению экспертов, требования закона «О валютном регулировании и валютном контроле» не позволяют относить Россию к развитым странам. Законодательством установлены два серьезных ограничения, создающие барьеры для валютных резидентов (физических и юридических лиц) и не применяемые в развитых странах. Первое — репатриация валютной выручки.
«Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны возвращать в уполномоченные банки в России средства, получение которых предусмотрено внешнеэкономическими договорами».
Репатриация иностранной и российской валюты, полученной по внешнеторговым контрактам, бывает экспортной и импортной:
за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (репатриация при экспорте);
возврат в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Россию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (репатриация при импорте).
Штраф за невозврат (впрочем, как и за другие нарушения законодательства о валютном регулировании) — от 75 до 100% от суммы сделки.
«Предпринимательские риски российского участника ВЭД в случае, если иностранный контрагент вовремя не внес оплату, усугубляются валютным контролем, что дискриминирует отечественный бизнес.
Это требование становится еще большим обременением в условиях санкций, когда вводятся неожиданные запреты на торгово-импортные операции с конкретной страной: контракт заключен, аванс переведен, но дальнейшее исполнение контракта невозможно по объективным причинам».
Забавный факт: в России с 2006 года отсутствует обязательная продажа валютной выручки. Согласно логике регулирующих органов с помощью репатриации решаются задачи налогового контроля и борьбы с экономическими преступлениями. А банки попутно зарабатывают на бизнесе, которому приходится сначала зачислять деньги на счет в конкретном уполномоченном финансовом учреждении и только потом законно перечислять средства на нужный счет (в том числе зарубежный) в нужном банке.
«Требование репатриации обеспечивает российским банкам дополнительные оплачиваемые функции, поскольку именно на их счета валютные резиденты вынуждены зачислять причитающиеся по внешнеторговым контрактам суммы».
Государство поддерживает экспортеров, но только на словах
Особо досталось от властей российским экспортерам — они не могут использовать электронные денежные средства для трансграничных операций в сегменте B2B.
«Требования валютного законодательства делают невозможным обращение к электронным денежным средствам для расчетов в рамках трансграничных коммерческих отношений, т. к. репатриация прямо предусматривает необходимость возврата выручки по внешнеторговым контрактам на счета российских резидентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей именно в уполномоченных банках».
Продал жилье? Деньги зачисляй только на счет в российском банке!
Второе ограничение — закрытый перечень операций по зарубежным счетам.
Для всех категорий валютных резидентов установлены лишь 6 разрешенных операций.
Для физических лиц — 12 (из них 4 вида операций доступны только для счетов в банках стран — членов ОЭСР и ФАТФ).
Для юридических лиц — всего 5.
При этом физлицам в настоящее время запрещено зачислять на зарубежные счета денежные средства, полученные от продажи движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, «прошедших листинг на бирже». А также кредиты сроком менее двух лет и гранты.
«Для юридического лица использование зарубежного счета имеет смысл только для обслуживания своего иностранного представительства, так как перечень разрешенных операций еще меньше, чем для физического лица (перевод денежных средств с других своих счетов, зачисление сумм кредитов и займов от нерезидентов из стран ФАТФ и ОЭСР).
Юрлица ограничены в использовании зарубежных финансовых инструментов, которые не предполагают возможности зачисления на счета в российские банки денежных средств, полученных, например, в результате операций с ценными бумагами».
Ах да, валютные резиденты должны отчитываться перед налоговиками по зарубежным счетам — они предоставляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом с подтверждающими банковскими документами.
С 2018 года от этого требования освободили только физлиц, «срок пребывания которых за пределами России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней».
«ФНС в письме № ЗН-3-17/5523@ от 16 июля 2017 г. подтвердила позицию, что неподача уведомления об открытии счета в зарубежном банке, а также непредоставление отчетов о движении денежных средств по такому счету не только влечет ответственность за нарушение требуемого порядка, но и приводит к признанию операций, которые были совершены по таким счетам, незаконными. Это, в свою очередь, влечет административную ответственность: штраф в размере 75-100% от суммы незаконной валютной операции».
Остальные валютные барьеры в России
Среди них авторы исследования называют:
- запрет на осуществление валютных операций между резидентами;
Проведение валютных операций разрешено без ограничений между валютными нерезидентами, между резидентами и нерезидентами. Но только не между резидентами.
- избыточно жесткая ответственность за нарушение валютного законодательства;
Административная ответственность — не только за незаконные валютные операции, но и за порядок осуществления валютного законодательства (то есть за технические нарушения). Штрафные санкции — 75–100% от суммы незаконной валютной операции.
В 2016 году срок давности привлечения к административной ответственности увеличен с одного года до двух лет.
«Теперь уголовно наказуемым является практически любое нарушение требований валютного законодательства, а не только сам факт умышленного невозврата денежных средств, как это было ранее.
Несмотря на то что уголовное законодательство устанавливает порог, при котором начинают действовать нормы УК РФ (не менее 9 млн рублей), примечание 1 к ст. 193 УК РФ допускает возможность суммирования невозвращенных / не начисленных на счета в уполномоченных банках средств за период до одного года».
В 2018 году Минфин решил подсластить пилюлю и смягчить ответственность — предложил устранить штрафы за нарушение сроков получения выручки от нерезидентов или несвоевременный возврат предоплаты за непоставленный товар. Речь идет о случаях, когда просрочка составляет менее 30 дней. Штрафы за непоступление было предложено снизить с 75–100% от суммы неполученных (невозвращенных) средств до 33–50%.
«Стоит отметить, что данные предложения касаются только вопросов репатриации, но не ответственности за совершение незаконных валютных операций».
В следующем Большом вопросе мы поговорим о том, какие меры предлагают эксперты в рамках либерализации валютного регулирования в России.
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
«КВТ Сервис»