Налоги и бизнес: кому и где в ЕАЭС жить хорошо
В обзоре рассматриваются не только изменения национального законодательства государств Евразийского экономического союза, но и анализируется состояние их налоговых систем, приводятся ставки основных налогов и другие информационно-справочные материалы. CustomsForum.ru выбрал наиболее интересные факты из данной работы.
Особенности налоговых систем стран-участниц ЕАЭС
Ставки НДС в государствах-членах ЕАЭС:
Армения — 20%;
Белоруссия — 20%;
Казахстан — 12%;
Кыргызская Республика — 12%;
Российская Федерация — 20%.
В Армении налоги и платежи составляют 85% всех поступлений в бюджет
Налоговая система Республики Армения является двухуровневой, все налоги и другие платежи уплачиваются в государственный и муниципальные бюджеты. К государственным налогам относятся: налог на прибыль, подоходный налог, акциз, НДС. К местным: налог на имущество, земельный налог, гостиничный налог, налог на парковочное место транспортного средства.
«В среднем налоги и платежи составляют 85% всех поступлений в бюджет. Отмечаем, что большую долю в структуре налоговых поступлений занимают НДС (примерно 29,0%); налог на прибыль (24,0%); подоходный налог (17,0%); акциз (15,0%)».
В Белоруссии — 81-83%
Налоговая система Республики Беларусь также имеет двухуровневую структуру: республиканский и местный бюджеты. Республиканские налоги это: НДС, акциз, налог на прибыль, налог на доходы иностранных организаций, подоходный налог с физлиц, налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог, налог на добычу (изъятие) природных ресурсов, сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств, различные сборы и пошлины. К местным налогам относятся: налог на владения собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей.
«Налоговые поступления составляют примерно 81-83 процента от всех поступлений в бюджет, в основном формируются за счет: НДС (30-32%), налога на прибыль (14-15%), подоходного налога (23-25%), акциза (12-13%)».
В Казахстане налоги (общегосударственные и местные) — до 70 процентов от всех поступлений в бюджет
Одними из основных налогов являются: НДС, акциз, корпоративный подоходный налог, налоги недропользователей. Все платежи во внебюджетные фонды сведены в единый социальный налог.
Доля косвенных налогов в бюджете Кыргызской Республики составляет более 55%
Налоговая система Кыргызской Республики также является двухуровневой и состоит из общегосударственных и местных налогов. Общегосударственные налоги: НДС, налог с продаж, подоходный налог, налог на прибыль, акциз, налог за пользование недрами. К местным налогам относятся: налог на имущество, земельный налог.
«Основная часть поступлений в бюджет приходится на НДС (40%), акцизы (7-8%), подоходный налог (10%) и налог с продаж (9%)».
В отличие от других стран-членов ЕАЭС налоговая система РФ имеет трехуровневый бюджет
А именно: федеральный, региональный и местный. Федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, разные виды государственных пошлин и сборов.
Региональные налоги: транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес.
Местные налоги: земельный налог, торговый сбор, налог на имущество физических лиц.
«Так же, как и в других странах ЕАЭС, большую долю в доходной части бюджета составляют налоговые поступления. Из них на НДС приходится 15-17%, на налог на прибыль — 10%, НДФЛ — 10% и на акцизы — 4-5 %».
Мнение авторов обзора
«Как видно из основных характеристик налоговых систем, в наших странах действуют практически одни и те же виды налогов, создана сходная схема их администрирования. Во всех государствах большая доля поступлений в бюджет приходится на налоги на доходы и косвенные налоги (НДС, акцизы, а в Кыргызской Республике еще налог с продаж)».
«Относительно косвенных налогов отмечаем то, что если сравнивать объекты обложения, налоговые базы, администрирование этих видов налогов, можно сказать, что они в целом идентичны».
«Плательщиками являются юридические лица, в том числе нерезиденты стран-членов ЕАЭС, осуществляющих свою деятельность на их территории, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; применяется единообразный порядок взимания косвенных налогов по товарам, ввозимым физическими лицами из государств, не являющимися членами ЕАЭС».
«То есть, различия налоговых систем по налогам, влияющим на взаимную торговлю, в основном заключаются в неодинаковых ставках налогов, например, ставок НДС, ставок акцизов на товары, различных перечней подакцизных товаров, а также, что немаловажно, количеству и размерам предоставляемых льгот».
Основные изменения налогового законодательства в государствах-членах ЕАЭС в одах
В Армении с 1 января 2018 года вступил в силу новый Налоговый кодекс, предусматривающий свыше 30 содержательных изменений, часть из которых обусловлена членством страны в Евразийском экономическом союзе.
Введены принципиальные и коренные изменения в части налоговых ставок, механизмов налогообложения, применения штрафов.
«Стандартная ставка НДС осталась прежней — 20%. Есть также пониженные ставки НДС — 1,5%, 3,5%, 5% и 10%. Налоговый период по НДС — календарный месяц».
ВЭД в Армении
В Налоговый кодекс Армении также включены важные изменения касательно НДС. В частности, освобождены от уплаты НДС на границе некоторые виды импортируемых товаров — в частности, сырья, машин и оборудования, ввозимого по таможенной процедуре «Переработка на таможенной территории». Это сделано для того, что освобожденные оборотные средства вкладывались в развитие производства.
«Кроме того, теперь экспорт имущества, импортированного в Армению в целях ремонта (реставрации) в порядке, установленном единым таможенным законодательством ЕАЭС, или импортированного в Армению из государств-членов ЕАЭС в целях ремонта (реставрации) — поставка использованных для ремонта (реставрации) этого имущества запасных частей, деталей, узлов, иных комплектующих лицом, осуществляющим ремонт (реставрацию), облагается по ставке 0%».
Во-вторых, появился ускоренный порядок возврата НДС. Теперь сумма до 20 млн драмов по линии операций, облагаемых нулевой ставкой НДС (в частности, по экспорту), возвращается государством всего за 4 рабочих дня вместо прежних 90, без каких-либо проверок со стороны налоговых органов. То есть в максимально упрощенном порядке.
«Что касается трансграничных операций, то сделка, осуществляемая между резидентом и зарегистрированным в офшорной зоне (стране) нерезидентом, считается контролируемой, вне зависимости от обстоятельства их взаимосвязанности».
С 29 июня 2019 года налоговые базы и первоначальные стоимости при ввозе или вывозе товаров из/в страны-участницы ЕАЭС определяются на основе ставки ЦБ Армении на дату ввоза/вывоза товара.
«Налогового правонарушения не возникает, если налоговые базы и первоначальные стоимости товаров, импортированных/экспортированных из/в стран-членов после 1 января 2018 года, исчисляются с использованием ставки ЦБА на дату пересечения границы РА».
С 1 января 2020 года бизнесам, производящим или импортирующим продукцию, облагаемую акцизным налогом, будет позволено действовать в системах, предусмотренных для микробизнеса и налога с оборота. А подоходный налог будет исчисляться по единой ставке 23%, постепенно понижаемой до 20%.
С 1 января 2019 года в Белоруссии вступил в силу обновленный Налоговый кодекс
Значительные новшества, введенные в одах, касались деноминации, перехода к электронным счетам-фактурам по НДС, новых форм товарных накладных и товарно-транспортных накладных.
С 1 января 2019 года в Республике Беларусь вступил в силу обновленный Налоговый кодекс, упразднивший ставки НДС в размере 9,09% и 16,67%.
«В целях обеспечения исполнения международных обязательств на территории Республики Беларусь с 2019 года применяется ставка НДС в размере 10% на продукцию растениеводства, пчеловодства, животноводства и рыбоводства, в том числе для продукции ЕАЭС.
Для налогоплательщиков упрощен порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых транспортных услуг, например, упразднено заполнение и представление реестров».
В отношении «ввозного» НДС, взимаемого таможенными органами, установлена отсрочка в 30 дней на такой вычет в отношении товаров, ввезенных в Белоруссию с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и реализуемых в неизменном состоянии/виде.
«По товарам, ввезенным в период с 1 января 2019 года по 23 апреля 2019 года на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и реализуемым (предназначенным для реализации) в неизменном состоянии, в том числе в неизменном виде, ограничение вычета уплаченных сумм „ввозного“ НДС, взимаемого таможенными органами, не применяется».
Казахстан: с 1 января 2020 года общие сроки исковой давности будут сокращены с 5 до 3 лет
Налоговая политика должна быть нацелена на стимулирование выхода бизнеса из «тени» и расширение налоговой базы в несырьевом секторе, на оптимизацию действующих налоговых льгот и введение новых специальных налоговых режимов в преддверии всеобщего декларирования с 2020 года.
«С 2019 года вступили в действие новые правила электронных проверок в Республике Казахстан. Согласно этим правилам налогоплательщикам разрешено создавать файл налоговых данных по стандартной форме и передавать его в налоговые органы. Целью этой процедуры является сокращение сроков налоговых проверок (до 10 календарных дней вместо обычных 30) и исключение необходимости личного контакта налогоплательщика с налоговыми органами.
А начиная с 1 января 2020 года общие сроки исковой давности будут сокращены с пяти до трех лет».
Пятилетний срок исковой давности будет сохранен для 300 крупнейших налогоплательщиков, находящихся на налоговом мониторинге, а также для недропользователей.
В Кыргызской Республике импортеры могут ввозить товары ЕАЭС, один раз получив справку в налоговом органе
Основные изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики произошли во второй половине 2018 года, касающиеся порядка возмещения и возврата НДС.
«Осуществляемый для собственных производственных целей импорт отдельных видов основных средств освобождается от уплаты НДС (независимо от факта регистрации хозяйствующего субъекта в качестве плательщика НДС)».
Установлена автоматизированная система по учету сопроводительных накладных. Данная система позволяет в режиме онлайн направлять в территориальные налоговые органы информацию о ввозимых грузах из государств-членов ЕАЭС.
«Это положительным образом отразились на собираемости косвенных налогов. Ранее со стороны отдельных юридических и физических лиц при ввозе товаров через пункты пропусков, расположенных на кыргызско-казахстанском участке государственной границы, представлялись сопроводительные документы, оформленные со значительным занижением весовых (количественных) показателей ввозимых товаров. По информации налоговых органов, с момента работы временных пунктов транспортного контроля и учета товаров наблюдаются увеличение количества оформленных и представленных сопроводительных документов».
Плюсом для налогоплательщиков были изменения по увеличению срока действия справок о налоговой регистрации в целях импорта из союзных государств.
«Таким образом, импортеры могут осуществлять ввоз товаров из государств-членов ЕАЭС, получив справку в налоговом органе один раз, которая будет действительна в течение шести месяцев — для крупных плательщиков, и в течение 2-х месяцев — для остальных импортеров. Ранее справка была действительна в течение 30 дней со дня выдачи».
С 1 января 2019 года в РФ повышена основная ставка НДС с 18% до 20%
При этом льготные ставки (10% и 0%) на определенные виды товаров сохранены.
«С 2017 года введено особое правовое регулирование взимания НДС при оказании услуг в электронной форме. Иностранные компании уплачивают НДС в отношении услуг, оказываемых ими физическим лицам в электронной форме / через сеть „Интернет“. Для таких компаний предусмотрен специальный порядок регистрации в налоговых органах.
А с 1 января 2019 года в Налоговый кодекс внесены изменения, распространяющие обязанность по регистрации и уплате НДС также на иностранные компании, оказывающие электронные услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям».
С 2018 года предоставлено право налогоплательщику отказываться от применения ставки 0% НДС при реализации товаров в процедуре экспорта, а также по услугам международной перевозки экспортируемых товаров, по работам (услугам) при транспортировке, выполняемым и оказываемым организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, услугам по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа. Отказ возможен на срок не менее 12 месяцев.
Источник: CustomsForum.ru
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ввоз и вывоз одежды
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
«КВТ Сервис»