Топ событий за неделю: как российские бизнесмены испугались китайского рынка, чем аэропорт Домодедово порадует туристов

2015-12-29 Топ событий за неделю: как российские бизнесмены испугались китайского рынка, чем аэропорт Домодедово порадует туристов
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Пересекая таможенную границу с товарами стоимостью свыше 10000 евро, туристы вынуждены отправляться в «Красный коридор» и заполнять пассажирскую таможенную декларацию

Вспоминаем, чем запомнилась нам прошлая неделя: китайский рынок переживает кризис; в московском аэропорту установили многофункциональный терминал, в разы сокращающий время, необходимое для таможенного оформления товаров и багажа; страны, которые мы потеряли, — грустные туристические итоги 2015 года.

Цифры недели


В 2015 году увеличились:

    • Аудитория российского сегмента интернета — с 72 до 77 миллионов;
    • Количество пользователей интернета, покупающих легальный контент, — с 12 до 18 миллионов человек;
    • Объемы интернет-экономики — с 750 миллиардов до 1,1 триллиона рублей;
    • Объем интернет-платежей — с 350 до 475 миллиардов рублей.

По данным правительства РФ

Китайский рынок не такой, как его представляют российские бизнесмены


С момента введения антироссийских санкций отечественные политики, чиновники и бизнесмены совершили так называемый «разворот на Восток» и спешно стали бороться «за любовь с Китаем». Только за последние полтора года реформированы несколько крупных российско-китайских комиссий: Российско-китайский деловой совет; Российско-китайский комитет дружбы, сотрудничества и развития; Российско-китайская палата по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией.

«Плюс к этому заметно активизировалась работа в комиссиях и подкомиссиях на межправительственном уровне. Но несмотря на, казалось бы, вполне позитивное развитие, у нас вдруг наметились спад торговли, падение объемов перевозок. Конечно, это связано не только с ситуацией в России, есть и внутренние китайские тенденции, — рассказал участникам российско-китайского делового семинара „Doing business with China“ руководитель Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Маслов. — За прошедший год обратил внимание на разочарование некоторых российских бизнесменов, которые пошли в Китай за „дешевыми“ деньгами, в надежде очень быстро получить какую-нибудь отдачу. Но не вышло — оказалось, китайский рынок не такой, как о нем думают».

«Многие в нашей стране представляют китайский рынок не таким, какой он есть сегодня, а таким, каким он был пять-шесть лет назад. Мол, дешевый рынок, рынок дешевых кредитов, вполне открытый для иностранных инвестиций. Оказалось, на самом деле все не так просто — китайский рынок жесткий, очень деловитый, требовательный. Придя на китайский рынок, российские предприниматели испугались его и сбежали назад».

Китай — не панацея от всех бед


По данным статистики, ВВП в Китае стремительно падает — когда-то он был на уровне 11%, в прошлом — 7,4%. В этом году ожидается в пределах 6–6,4%.

«Отсюда делается вывод, на мой взгляд, абсолютно не точный, о том, что китайский рынок находится в кризисе. Анализируя ВВП, никогда нельзя сказать — кризис ли это или нет. Например, самый большой объем роста ВВП был долгое время в Монголии — 17,1%. Но ведь никто не рассматривает Монголию как ведущую азиатскую державу! — уверен Маслов. — В Китае происходит стандартное торможение рынка. Очень важно разобраться, почему это происходит — тенденция, наступление циклического кризиса или некий сбой в программе».

По словам спикера, реальный доход на душу населения в Китае продолжает расти. И такая тенденция прогнозируется как минимум до 2020 года. То есть, население данной страны будет и дальше богатеть. Эксперты считают, что главная проблема заключается не в падении ВВП, а в том, что накопленные деньги не вкладываются в настоящее время в рынок потребления. Объемы продаж на местном рынке падают.

«Одна из причин кризиса в нынешней китайской экономике — подавляющий рост ВВП шел не за счет развития потребительского рынка, а за счет инвестиций в основные фонды. Рынок по-настоящему не запустился. Летнее падение биржи — это продолжение тенденции, заложенной почти десять лет назад», — продолжил он.

Китай начинает испытывать целый ряд проблем. В частности, происходит падение экспорта — китайские товары, их производство и себестоимость заметно подорожали. Связано это с несколькими моментами:

  • Подорожание китайских товаров связано с естественными процессами в экономике — Китай провел пенсионную реформу, необходимо выплачивать пенсии. 56% населения стало городским (к 2060 году прогнозируется увеличение до 90%). 
  • Китай испытывает страшное давление со стороны более дешевой, но не менее качественной продукции, изготавливаемой в странах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). К тому же многие страны, в том числе, США, переносят свои производства в более дешевую Мексику. 

«Китай стал дороже в плане себестоимости абсолютно по всем параметрам. Плюс к тому же в стране стали собирать налоги, включать их в себестоимость товаров. Как следствие, не всякий китайский товар, даже качественный, выгоден по себестоимости, — подметил руководитель Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики. — Учитывая изменения курсов рубля и юаня, мы видим, что по целому ряду позиций российские товары и локализация производства в России значительно выгоднее, чем китайские.

„Китай — не панацея от всех бед. Это не тот Китай, каким он был пять-десять лет назад, когда практически любая передислокация производства в Китай была выгодной“.

Продолжение рассказа о состоянии современного китайского рынка и его альтернативах читайте в ближайшем „Большом вопросе“.

Цифры недели-2


Въездной турпоток в Российскую Федерацию по итогам 9 месяцев 2015 года стал рекордным за последние семь лет. По данным Росстата, Россию за этот период посетило почти 20,7 млн человек, что на 8% больше по сравнению с 2014 годом.

Среди стран, чьи граждане побывали в России в качестве туристов, лидируют Китай (583,6 тыс. человек), Германия (319 тыс.) и США (153 тыс.). Количество путешественников из Аргентины выросло на 28%, из Тайваня — на 23%, из Китая — на 21%, из Гонконга — на 18%, из Республики Корея — на 13%.

Одновременно отмечается уменьшение на 20% количества россиян, выезжающих на отдых за рубеж.

Цифры недели-3


Более 1,4 млн россиян в течение первых девяти месяцев 2015 года не могли выехать за границу из-за просроченных долгов на суммы более 10 тысяч рублей.

По данным Федеральной службы судебных приставов

Невыездные россияне: кому и куда стали недоступны заграничные поездки


Накануне Нового года по традиции подводятся всевозможные итоги. Например, в Федеральном агентстве по туризму РФ подсчитали туристические потоки.

„Туристический поток внутри России в 2015 году вырос на 20%. За рубеж стали ездить примерно на 30% меньше россиян, чем годом ранее. Из-за девальвации курса рубля и улучшения инфраструктуры в курортных городах стало выгоднее и комфортнее путешествовать внутри страны“, — цитирует слова руководителя Ростуризма Олега Сафонова РБК.

Однако не только падение курса рубля стало причиной пониженного интереса россиян к зарубежным курортам. Немалую роль в этом сыграла и политика.

Минус Украина…


С 1 марта 2015 года россиян-владельцев общегражданских внутренних паспортов перестали пускать на территорию Украины. Плюс в эту страну запрещен въезд всем мужчинам с российским гражданством в возрасте от 16 до 60 лет. По данным издания, пропуск этой категории лиц возможен только „по решению начальника пограничного отряда после проведения контроля и лишь в экстренных случаях“.

С 25 октября 2015 года прекращено авиасообщение с Украиной — российские власти запретили отечественным авиакомпаниям совершать в это государство прямые и транзитные рейсы.

…Турция и Египет 


С 1 января 2016 года приостанавливается действие российско-турецкого межправительственного соглашения об условиях взаимных поездок граждан от 12 мая 2010 года в отношении граждан Турции — владельцев обычных паспортов. Для въезда в Россию им необходимо будет получать российские визы в порядке, установленном действующим законодательством.

„Что касается возможности ответного введения визового режима в отношении граждан России, то это решение остается за турецкой стороной. Вместе с тем, хотел бы напомнить, что пока сохраняют актуальность озвученные ранее рекомендации МИД России российским гражданам воздержаться от поездок в Турцию в связи с существующей террористической угрозой, — подчеркнул директор Консульского департамента МИД России Евгений Иванов. — Недавние взрывы в метро, а теперь и в аэропорту Стамбула — еще одно наглядное тому подтверждение“.

Впрочем, попасть в Турцию россиянам нынче не так уж просто и без всяких визовых ограничений. Дело в введенном 28 ноября президентом России Владимиром Путиным запрете на чартерные рейсы в Турцию.

По-прежнему запрещены любые авиарейсы и в Египет — из-за взрыва бомбы на борту лайнера российской авиакомпании „Когалымавиа“.

Плюс Сейшелы, Гайана и Маврикий


При этом россиянам стали ближе Сейшельские острова, Гайана и Маврикий — с этими странами для владельцев общегражданских паспортов установлен безвизовый режим.

Полицейским, спасателям и таможенникам рекомендовали сидеть дома


Ограничения коснулись не только путешествий в отдельные страны, но и представителей конкретных профессий. В феврале 2015 года министром внутренних дел установлен особый порядок — любой выезд полицейских за границу может быть осуществлен только с письменного разрешения руководителя территориального органа ОВД, заместителя министра или самого министра. Причем, абсолютно не важно, о каком полицейском чине идет речь.

„Летом стало известно, что разрешение на выезд сотрудникам полиции можно получить в одну из 30 стран: Абхазия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Вьетнам, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Индонезия, Иордания, Казахстан, Камбоджа, Камерун, Киргизия, Китай, Куба, Марокко, Мьянма, Намибия, Никарагуа, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Таджикистан, Таиланд, Тунис, Турция, Шри-Ланка, ЮАР, Южная Осетия“, — перечисляет РосБизнесКонсалтинг. — Осенью 2015 года руководство МЧС и Федеральной таможенной службы настоятельно рекомендовало своим сотрудникам ограничить выезд более чем в сотню стран, с которыми США имеют договор об экстрадиции».

Как сообщают СМИ, рекомендации не выезжать в западные страны разослали своим сотрудникам руководители МВД, ФСБ, ФСКН, ФСИН, Генпрокуратуры, Минобороны, судебных органов.

Опять же по политическим мотивам в число невыездных попали некоторые представители бизнеса, чиновники и депутаты, а также ряд участников событий на юго-востоке Украины.

С полным списком стран, в которых для россиян — обладателей дипломатических, служебных и общегражданских паспортов установлен безвизовый режим, можно ознакомиться в соответствующем разделе Министерства иностранных дел РФ.

В аэропорту Домодедово опробуют новые таможенные технологии


Для тех счастливчиков, кому по карману (да и профессия позволяет) наслаждаться прелестями заграничного отдыха, в аэропорту Домодедово установили многофункциональный таможенный терминал.

«На сегодняшний день все операции, связанные с декларированием товаров, перемещаемых пассажирами для личного пользования, осуществляются путем заполнения пассажирской таможенной декларации на бумажном носителе. Мы посчитали, сколько времени пассажир тратит на составление таможенной декларации, ее проверку и оплату платежей. В итоге вышло около одного часа», — рассказал CustomsForum.ru заместитель начальника Домодедовской таможни, начальник таможенного поста «Аэропорт Домодедово-Пассажирский» Марат Муртузалиев.

По словам представителей Домодедовской таможни, только на перемещение по аэропорту пассажир тратит в итоге не менее получаса. Но благодаря установленному в международном зале вылета аэропорта Домодедово многофункциональному терминалу на все таможенные процедуры уйдет максимум полчаса.

«Во-первых, терминал позволяет в электронном виде заполнить и распечатать пассажирскую таможенную декларацию. Интерфейс терминала максимально адаптирован для пользователя и ориентирован на то, что пассажир не обладает глубокими знаниями таможенных правил. То есть, будет своеобразным помощником для пассажира и позволит ему совершить все необходимые операции, — пояснил и.о. начальника Домодедовской таможни Александр Берзан. — Пользователю даже не нужно задумываться над тем, сколько ему экземпляров и по какой форме заполнять. Все сделает терминал».

В качестве второй особенности собеседник назвал возможность расчета таможенных платежей. После заполнения пассажирской таможенной декларации на экране выводится информация о сумме платежей, которую необходимо оплатить. Естественно, в случае, если такие платежи будут начислены.

«Таким образом, пассажир понимает — должен ли он платить за те товары, которые задекларировал? А если должен — то сколько? Третья особенность терминала — возможность уплаты самих платежей, — продолжил Берзан. — После того, как пассажир распечатал декларацию и предъявил инспектору, он может перейти к оплате платежей с использованием своей банковской карты».

В планах таможенников установить подобные терминалы в каждом международном секторе аэропорта Домодедово. К имеющемуся в зале вылета оборудованию добавятся три в залах прилета и один в грузовом. Причем, аппараты будут поддерживать возможность оплаты таможенных платежей наличкой.

Цифры недели-4


В новогоднюю ночь в пути будет находиться 520 поездов. Число пассажиров — более 320 тысяч человек. По традиции начальники поездов поздравят пассажиров с праздником по поездной радиосвязи. Также в период с 23 по 31 декабря детям, путешествующим в поездах, вручат сладкие подарки.

В период новогодних перевозок с 24 декабря по 10 января поездами АО «ФПК» (дочернее общество ОАО «РЖД») планируется перевезти свыше 5,1 млн пассажиров. На маршрут выйдут свыше 170 дополнительных поездов, которые совершат более 620 рейсов.

По данным пресс-службы ОАО «РЖД»

К легковушкам с Нового года будут применяться требования стандарта «ЕВРО-5»


ФТС России напоминает о вступлении в силу изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

«Данные изменения касаются, в том числе нормативов выбросов, установленных в отношении выпускаемых в обращение типов транспортных средств (шасси) различных категорий, — рассказали CustomsForum.ru в пресс-службе таможенного ведомства. — Согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 г. № 78 с 1 января 2016 года к транспортным средствам категории M1 (легковые автомобили) применяются требования по техническому нормативу выбросов — экологический класс 5».

При этом до 31 декабря 2017 года продлевается действие технического норматива выбросов — экологический класс 4 в отношении транспортных средств категорий M1G (легковые автомобили повышенной проходимости), М2 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, максимальная масса которых не превышает 5 тонн), М3 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, максимальная масса которых превышает 5 тонн), N (грузовые транспортные средства).
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования