На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 28.05.2017 Курсы валют ЦБ РФ

ВЭД и Таможня 2017: все, что было накоплено за 24 года общения с таможней, рухнуло в одночасье

2017-05-05 ВЭД и Таможня 2017: все, что было накоплено за 24 года общения с таможней, рухнуло в одночасье
05.05.2017 16:51 0 Архив |
ВЭД и Таможня 2017: все, что было накоплено за 24 года общения с таможней, рухнуло в одночасье
Фото: depositphotos.com
Предприниматели хотят донести до таможенных органов простую мысль: с интересами бизнеса надо считаться - если не будет участников ВЭД, то не будет и таможни

CustomsForum.ru о том, как российские предприниматели относятся к сложившейся в сфере внешнеэкономической деятельности ситуации и грядущим нововведениям.

Одним из самых ярких спикеров прошедшей в Москве ежегодной мультиотраслевой бизнес-конференции «ВЭД и Таможня 2017: оптимизация таможенной деятельности компании» стал генеральный директор компании «Кастомс Рус» Андрей Кириенков. Предлагаем вашему вниманию наиболее запомнившиеся фрагменты выступления эксперта.

«Кодекс вы примете, но мы продолжим жить по своему законодательству»


— Вы видите, как резко меняется вектор выступлений (на конференции — прим. редакции). Если в первой части все было позитивно, «космические корабли бороздят просторы космоса», «ждем новый кодекс», «жизнь станет лучше», «вот он свет в туннеле», но мои ощущения — это не свет в туннеле, а приближающийся новый поезд.

Складывается впечатление, что чем больше появляется площадок для дискуссий, тем сложнее на них договориться бизнесу. Вдвоем сядем и договоримся. Стоит к нам третьего подсадить — мы никогда ни о чем не договоримся. Удовлетворить всех невозможно!

Казахстан прямо говорит — Кодекс вы примете, но мы будем жить по своему законодательству.

Бизнес тянет баржу с чиновниками


— Хочу поблагодарить тех, кто занимается ВЭДом за то, что вы вообще есть. Потому что вы даете работу нам, юристам, консалтерам, той же таможне, банкам. Все кормятся за счет вас — того двигателя, который тянет эту экономику. Вы сидите в лодке, а за вами большая баржа с чиновниками, которую вы тянете. Существует около сорока ведомств, которые так или иначе администрируют ВЭД в России.

ЦБ РФ, Роспотребнадзор РФ, Россельхознадзор РФ, Министерство финансов РФ, Министерство транспорта РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Евразийская экономическая комиссия, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования РФ, Федеральная антимонопольная служба РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ...

Из презентации Андрея Кириенкова

Самое интересное, что они все приказы издают в стиле «с сегодняшнего числа начинаем работать». Спрашиваем: ребят, как так, у нас груз идет, машины стоят? Но таможне и другим министерствам такой подход считается нормальным. Федеральной таможенной службе спасибо, что таможенники придумывают нам приключения, бодрят и веселят.

Люди как тараканы


2016 год — новый этап жизни ВЭДа в России. Все, что было накоплено и наработано за 24 года общения с таможней, рухнуло в одночасье в феврале прошлого года!

Появились места доставки цветов, химической продукции. Чуть раньше возникла проблема с Турцией, когда сбили самолет. Конфликт с Украиной? Всем барьеры поставили, ввоз товаров выставили на контроль. Полгода поработали и опять отменили. А еще курсы валют, книжки МДП…

Все таможенные органы плюнули на соблюдение законов о согласовании ОРВ (о проведении оценки регулирующего воздействия — прим. редакции) и общение с бизнесом. Но бизнесмены как тараканы: мы привыкаем ко всему.

После апреля началась живая дискуссия — почему такие приказы появились. В июне прошлого года в ФТС прошла встреча Общественного совета. Но только в конце года все узнали о том, что «химический» приказ частично отменен. Московский регион не затронули — «потому что здесь надо соблюдать повышенные требования безопасности». И склад временного хранения, который находится в Сергиевом Посаде, соответствует этим нормам. Между прочим, это ангар 1958 года постройки.

«Как партизаны — чем тише, тем лучше для них»


Наступила весна, надо было что-то придумать. Нам придумали запрет на ввоз товаров, на которые есть сертификаты или разрешительные документы стран Таможенного союза.

Честно скажу — никогда не видел такого эмоционального выступления, как у представителя компании «Самсунг» на последнем экспертно-консультационном совете при ФТС. Компания, платящая пять миллиардов рублей в месяц налоговых платежей, заслуживает другого отношения.

Вопрос: а вы могли бы собрать бизнес и сказать, что через месяц меняется то-то и то-то? Но контролирующие органы как партизаны. Чем тише, тем лучше для них. «Химический» приказ по-тихому сделали. Хотя все говорят, что он был где-то на ОРВ. С цветами по-тихому

«СУР подменяет действующее законодательство»


Процедуры авторегистрации и автовыпуска — сегодня говорилось о позитивном, о том, что механизмы работают. Но работают они только на экспорт и для товаров, в отношении которых не применяется система управления рисками, а также не установлены пошлины.

На импорт процедуры однозначно не будут работать в отношении товаров, которые есть в системе управления рисками. А это 90% товаров. В итоге на сегодняшний день система управления рисками подменяет действующее законодательство.

Еще один минус: отсутствует информационный обмен сведениями между таможней и декларантом в части, какая форма декларирования производится. Мы не видим, что декларация автоматически регистрируется и автоматически выпускается.

Есть и плюсы…


За последние два года мы видим, что экспортеров не так много — всего один процент. Но у них все хорошо. Главное, надо отслеживать три момента: запреты и ограничения, условия заключаемого контракта и перевозки.

Среди трендов: компании перешли на внешнеторговые контракты в рублях, сместились акценты в логистике путем изменения мест таможенного оформления. Слегка усилилась работа по защите интересов и привлечении юристов для разрешения споров с таможенными органами. Кто занимается таможенным оформлением на разных таможенных постах, те стали отказываться от пластиковых карт в пользу единого лицевого счета. И используют деньги по всей территории РФ, не разбивая товары по регионам деятельности.

Плюсы личного кабинета участника ВЭД — вы также можете проверить, есть ли у вас долги, ведется ли по вам проверка. К сервису надо привыкнуть, изучить более подробно. Механизм абсолютно рабочий.

Таможня застряла в девяностых годах прошлого века


И все же у меня складывается впечатление, что таможенные органы остались где-то в девяностых годах и меняют правила так, как им удобно.

У государства нет стратегии развития ВЭДа в России, нет видения, куда мы движемся. Тянем баржу, и куда она приплывет, сами решаем. Проблемы не только в таможне. При импорте органы по сертификации выдают документы, за которые они не отвечают.

На следующий день приходит инспектор и выносит вердикт: у вас сертификат неправильный, а потому штраф в 300 тысяч рублей за каждую декларацию. Идем в орган по сертификации, а он говорит: у меня всего 400 тысяч, я тебе один раз должен заплатить.

Сами таможенные органы порой не исполняют функции таможенного контроля. Нам не нужен новый закон — есть действующий хороший закон. Но таможня его не соблюдает под любыми предлогами. Пример простой: машина проходит границу, функция государственного контроля бесплатная.

Но все, работающие с импортом, знают — чтобы оформить груз на внутренней таможне, вас вынуждают заключить договор с СВХ. За шлагбаум вы платите денежку, хотя законом это не предусматривается. Затраты в центральной части России в среднем 6–10 тысяч рублей с машины.

Во время встречи в Торгово-промышленной палате таможня честно призналась, что она работает на оборудовании 2009 года. Все знают, что события декабря прошлого года, когда таможня вообще не работала — работа велась с шести вечера до трех утра. В этом году — семь дней простоя. Эта наша проблема? Это проблема соответствующего управления Федеральной таможенной службы. Точно также, как и призывы о том, что таможне надо помогать. Ребята, они за это зарплату получают! Почему мы за все платим и за все отвечаем?

Информационные технологии вводятся для того, чтобы упростить работу. В случае с таможенными органами нарушается весь здравый смысл: если нормальный человек старается сделать так, чтобы меньше работать, то наши делают работу так, чтобы ее стало больше. И у бизнеса, и у таможенников.

Нужно добавить немного позитива. Мы с вами планы по сборам в федеральный бюджет выполняем. Увеличился товаропоток в Россию и экспорт несырьевых товаров в Китай. Хочется верить, что удастся донести до таможенных органов мысль: с бизнесом надо считаться. Не будет участников ВЭД — не будет таможни.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Оформляйте электронно

Юридически-значимая электроннная подпись в удостоверяющем центре компании "Таможенная карта"

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически