На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 22.02.2019 Курсы валют ЦБ РФ
Стратегический партнер проекта

ВЭД и Таможня 2017: все, что было накоплено за 24 года общения с таможней, рухнуло в одночасье

2017-05-05 ВЭД и Таможня 2017: все, что было накоплено за 24 года общения с таможней, рухнуло в одночасье
05.05.2017 16:51 0 Архив |
ВЭД и Таможня 2017: все, что было накоплено за 24 года общения с таможней, рухнуло в одночасье
Фото: depositphotos.com
Предприниматели хотят донести до таможенных органов простую мысль: с интересами бизнеса надо считаться - если не будет участников ВЭД, то не будет и таможни

CustomsForum.ru о том, как российские предприниматели относятся к сложившейся в сфере внешнеэкономической деятельности ситуации и грядущим нововведениям.

Одним из самых ярких спикеров прошедшей в Москве ежегодной мультиотраслевой бизнес-конференции «ВЭД и Таможня 2017: оптимизация таможенной деятельности компании» стал генеральный директор компании «Кастомс Рус» Андрей Кириенков. Предлагаем вашему вниманию наиболее запомнившиеся фрагменты выступления эксперта.

«Кодекс вы примете, но мы продолжим жить по своему законодательству»


— Вы видите, как резко меняется вектор выступлений (на конференции — прим. редакции). Если в первой части все было позитивно, «космические корабли бороздят просторы космоса», «ждем новый кодекс», «жизнь станет лучше», «вот он свет в туннеле», но мои ощущения — это не свет в туннеле, а приближающийся новый поезд.

Складывается впечатление, что чем больше появляется площадок для дискуссий, тем сложнее на них договориться бизнесу. Вдвоем сядем и договоримся. Стоит к нам третьего подсадить — мы никогда ни о чем не договоримся. Удовлетворить всех невозможно!

Казахстан прямо говорит — Кодекс вы примете, но мы будем жить по своему законодательству.

Бизнес тянет баржу с чиновниками


— Хочу поблагодарить тех, кто занимается ВЭДом за то, что вы вообще есть. Потому что вы даете работу нам, юристам, консалтерам, той же таможне, банкам. Все кормятся за счет вас — того двигателя, который тянет эту экономику. Вы сидите в лодке, а за вами большая баржа с чиновниками, которую вы тянете. Существует около сорока ведомств, которые так или иначе администрируют ВЭД в России.

ЦБ РФ, Роспотребнадзор РФ, Россельхознадзор РФ, Министерство финансов РФ, Министерство транспорта РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Евразийская экономическая комиссия, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования РФ, Федеральная антимонопольная служба РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ...

Из презентации Андрея Кириенкова

Самое интересное, что они все приказы издают в стиле «с сегодняшнего числа начинаем работать». Спрашиваем: ребят, как так, у нас груз идет, машины стоят? Но таможне и другим министерствам такой подход считается нормальным. Федеральной таможенной службе спасибо, что таможенники придумывают нам приключения, бодрят и веселят.

Люди как тараканы


2016 год — новый этап жизни ВЭДа в России. Все, что было накоплено и наработано за 24 года общения с таможней, рухнуло в одночасье в феврале прошлого года!

Появились места доставки цветов, химической продукции. Чуть раньше возникла проблема с Турцией, когда сбили самолет. Конфликт с Украиной? Всем барьеры поставили, ввоз товаров выставили на контроль. Полгода поработали и опять отменили. А еще курсы валют, книжки МДП…

Все таможенные органы плюнули на соблюдение законов о согласовании ОРВ (о проведении оценки регулирующего воздействия — прим. редакции) и общение с бизнесом. Но бизнесмены как тараканы: мы привыкаем ко всему.

После апреля началась живая дискуссия — почему такие приказы появились. В июне прошлого года в ФТС прошла встреча Общественного совета. Но только в конце года все узнали о том, что «химический» приказ частично отменен. Московский регион не затронули — «потому что здесь надо соблюдать повышенные требования безопасности». И склад временного хранения, который находится в Сергиевом Посаде, соответствует этим нормам. Между прочим, это ангар 1958 года постройки.

«Как партизаны — чем тише, тем лучше для них»


Наступила весна, надо было что-то придумать. Нам придумали запрет на ввоз товаров, на которые есть сертификаты или разрешительные документы стран Таможенного союза.

Честно скажу — никогда не видел такого эмоционального выступления, как у представителя компании «Самсунг» на последнем экспертно-консультационном совете при ФТС. Компания, платящая пять миллиардов рублей в месяц налоговых платежей, заслуживает другого отношения.

Вопрос: а вы могли бы собрать бизнес и сказать, что через месяц меняется то-то и то-то? Но контролирующие органы как партизаны. Чем тише, тем лучше для них. «Химический» приказ по-тихому сделали. Хотя все говорят, что он был где-то на ОРВ. С цветами по-тихому

«СУР подменяет действующее законодательство»


Процедуры авторегистрации и автовыпуска — сегодня говорилось о позитивном, о том, что механизмы работают. Но работают они только на экспорт и для товаров, в отношении которых не применяется система управления рисками, а также не установлены пошлины.

На импорт процедуры однозначно не будут работать в отношении товаров, которые есть в системе управления рисками. А это 90% товаров. В итоге на сегодняшний день система управления рисками подменяет действующее законодательство.

Еще один минус: отсутствует информационный обмен сведениями между таможней и декларантом в части, какая форма декларирования производится. Мы не видим, что декларация автоматически регистрируется и автоматически выпускается.

Есть и плюсы…


За последние два года мы видим, что экспортеров не так много — всего один процент. Но у них все хорошо. Главное, надо отслеживать три момента: запреты и ограничения, условия заключаемого контракта и перевозки.

Среди трендов: компании перешли на внешнеторговые контракты в рублях, сместились акценты в логистике путем изменения мест таможенного оформления. Слегка усилилась работа по защите интересов и привлечении юристов для разрешения споров с таможенными органами. Кто занимается таможенным оформлением на разных таможенных постах, те стали отказываться от пластиковых карт в пользу единого лицевого счета. И используют деньги по всей территории РФ, не разбивая товары по регионам деятельности.

Плюсы личного кабинета участника ВЭД — вы также можете проверить, есть ли у вас долги, ведется ли по вам проверка. К сервису надо привыкнуть, изучить более подробно. Механизм абсолютно рабочий.

Таможня застряла в девяностых годах прошлого века


И все же у меня складывается впечатление, что таможенные органы остались где-то в девяностых годах и меняют правила так, как им удобно.

У государства нет стратегии развития ВЭДа в России, нет видения, куда мы движемся. Тянем баржу, и куда она приплывет, сами решаем. Проблемы не только в таможне. При импорте органы по сертификации выдают документы, за которые они не отвечают.

На следующий день приходит инспектор и выносит вердикт: у вас сертификат неправильный, а потому штраф в 300 тысяч рублей за каждую декларацию. Идем в орган по сертификации, а он говорит: у меня всего 400 тысяч, я тебе один раз должен заплатить.

Сами таможенные органы порой не исполняют функции таможенного контроля. Нам не нужен новый закон — есть действующий хороший закон. Но таможня его не соблюдает под любыми предлогами. Пример простой: машина проходит границу, функция государственного контроля бесплатная.

Но все, работающие с импортом, знают — чтобы оформить груз на внутренней таможне, вас вынуждают заключить договор с СВХ. За шлагбаум вы платите денежку, хотя законом это не предусматривается. Затраты в центральной части России в среднем 6–10 тысяч рублей с машины.

Во время встречи в Торгово-промышленной палате таможня честно призналась, что она работает на оборудовании 2009 года. Все знают, что события декабря прошлого года, когда таможня вообще не работала — работа велась с шести вечера до трех утра. В этом году — семь дней простоя. Эта наша проблема? Это проблема соответствующего управления Федеральной таможенной службы. Точно также, как и призывы о том, что таможне надо помогать. Ребята, они за это зарплату получают! Почему мы за все платим и за все отвечаем?

Информационные технологии вводятся для того, чтобы упростить работу. В случае с таможенными органами нарушается весь здравый смысл: если нормальный человек старается сделать так, чтобы меньше работать, то наши делают работу так, чтобы ее стало больше. И у бизнеса, и у таможенников.

Нужно добавить немного позитива. Мы с вами планы по сборам в федеральный бюджет выполняем. Увеличился товаропоток в Россию и экспорт несырьевых товаров в Китай. Хочется верить, что удастся донести до таможенных органов мысль: с бизнесом надо считаться. Не будет участников ВЭД — не будет таможни.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей таможенной картой

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24/7. Получите таможенную карту в вашем банке.