Александр Хотько
Директор Департамента информационных технологий Евразийской экономической комиссии

Страны-участницы ЕАЭС объединит цифровая магистраль

2015-11-05 Страны-участницы ЕАЭС объединит цифровая магистраль
Фото: depositphotos.com
Благодаря интегрированной системе предприниматели могут, к примеру, рассчитывать на рассмотрение патентными ведомствами ЕАЭС заявки на регистрацию товарного знака в течение недели, а не на протяжении нескольких месяцев, что характерно для традиционного бумажного документооборота
В первом квартале 2016 года будет официально запущена новая система обмена электронными документами и информацией между государственными органами стран Евразийского экономического союза.

Для госорганов и бизнеса


В каждой стране уже сложились свои информационные системы. Задача состоит в том, чтобы научить их «понимать» друг друга, обмениваться данными. Для этого создается электронная среда, где сначала ведомства разных стран, а потом и бизнес могли бы обмениваться электронными документами, получать электронные услуги, в том числе, межгосударственные, иметь доступ к сервисам других государств.

Интегрированная система — это совокупность узлов, которые действуют в каждой стране. Множество ведомственных систем, которые есть в министерствах, объединяет один интеграционный шлюз, который обеспечивает точку доступа на межгосударственный уровень внутри союза для обмена информацией. Сейчас у нас пять шлюзов — по количеству стран-участниц ЕАЭС, и между ними — информационная магистраль.

Шлюзы позволяют сделать прозрачными внутренние национальные системы. При этом не нужно будет, например, участникам из Беларуси разбираться и понимать, как устроена система в Казахстане. Есть общие правила обмена информацией, которые поддерживаются шлюзом в каждой стране. Эти правила включают типовой формат сообщения, технологию и описание процесса. Сейчас выделено 75 процессов, которые требуют регулирования в тех или иных сферах электронного обмена данными, в том числе — в сферах сельского хозяйства, таможни, здравоохранения, пенсионного обеспечения.

Напомню, в договоре о создании ЕАЭС прописаны четыре свободы — перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. То есть, существуют четыре рынка, где необходимо обеспечение этих свобод. Соответствующие ведомства и страны в целом для этого должны обмениваться информацией.

Например, в Казахстане создается единое окно для участников внешнеэкономической деятельности. В других странах этот механизм на разной стадии создания. Нужно, в конце концов, добиться того, чтобы эти единые окна «понимали» друг друга. Предприниматель в Казахстане обращается в единое окно, чтобы получить какую-то информацию, которая есть в базах России или Беларуси, например, по логистике его внешнеэкономического процесса или в рамках взаимной торговли. Он сможет получать данные через свою точку в Казахстане, а система должна обеспечивать обмен этой информацией.

Скорость плюс сокращение затрат на развитие


Преимущества интегрированной информационной системы:

Во-первых — скорость. Обмен электронными документами намного быстрее традиционной почтовой переписки.

Во-вторых — сокращение затрат на развитие и масштабирование. Например, договорились государства, что у нас будет единый рынок лекарственных средств. В рамках этого рынка необходимо наладить обмен информацией. И структура для этого уже есть. Создание системы позволяет наращивать возможности решения новых задач меньшими силами, с меньшими затратами.

Следующий бонус — переход из количества в качество по мере накопления межгосударственных сервисов и общих ресурсов. Создаются новые условия, в первую очередь, для бизнеса — в том числе, для выхода на внешние рынки. Мы помним, что интернет, как техническая среда, за два десятилетия перевернул процессы ведения бизнеса и госуправления, да и все сферы жизни. Появление таких систем электронного взаимодействия тоже перевернет многое и даст новый толчок развитию предпринимательства.

Следующее преимущество — все, что связано с ЭЦП и использованием электронных документов при взаимодействии. Это задача на уровне каждого государства решается по-своему, потому что есть свое национальное законодательство, свои крипто-алгоритмы, вопросы национальной безопасности.

Сегодня перед нами стоит задача — как признавать иностранную ЭЦП при электронном обмене документами и какие для этого нужны механизмы и средства? И этот вопрос актуален не только для нас, но и в мировом масштабе. До конца эту проблему никто так и не решил.

Я изучал, что происходит в Евросоюзе. Там, говоря о развитии электронного правительства, до сих пор не решили задачу, чтобы ЭЦП одного государства использовались, например, в торгах в другом государстве, и эту подпись понимали и признавали.

Мы сейчас шагнули дальше Евросоюза, поскольку сумели договориться не на уровне идеи, а на уровне правового акта, обязательного к исполнению, об общих правилах обращения ЭЦП. Нам предстоит провести еще ряд мероприятий, но основные документы уже отработаны.

Мы сформировали достаточно емкую нормативную базу, приняли в конце сентября Положение об электронном обмене документами между государствами ЕАЭС. Фактически, и нормативно, и технологически, и на уровне правовых конструкций, форматов, структур, договорились о единых правилах признания и взаимодействия.

Из 75 бизнес-процессов взаимодействия спроектировано около 50


Интегрированная система сейчас находится на стадии внедрения. Этот проект мы разрабатываем с 2009 года, когда государствами — членами Таможенного союза было принято решение о создании интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли.

В 2011 году утверждено техническое задание. С тех пор мы разработали более 10 нормативных документов в области регулирования, относящихся к IT. Это правовые акты разного уровня по различным аспектам — и технологическим, и юридическим. Разработаны соответствующие компоненты как в комиссии, так и в государствах-участниках.

Из 75 бизнес-процессов взаимодействия, требующих подробной проработки, мы уже спроектировали около 50. Для наглядности: объем документации составил около 8 тысяч листов.

Есть достаточно интересный процесс в сфере интеллектуальной собственности, связанный с подачей заявлений на регистрацию товарных знаков. Как это происходит? Гражданин либо юридическое лицо подает заявку на регистрацию товарного знака в патентное ведомство своего государства. Далее патентные ведомства всех стран-участниц взаимодействуют между собой по сложному циклу, чтобы эту заявку проверить, подтвердить, выявить возможные противоречия.

В традиционном бумажном документообороте это занимает месяцы, а в электронном варианте будет занимать несколько дней, не более недели. Если получен положительный результат, ответ о регистрации товарного знака приходит в ЕЭК. Мы являемся держателем единого реестра товарных знаков. Вот это один из 75 процессов.

Есть процессы, связанные с таможенным транзитом. Например, путь товара, начинающийся в Казахстане и завершающийся в Беларуси, должен сопровождаться обменом информацией между таможенными службами.

Каждый процесс необходимо подробно описать, чтобы потом комплект документов, когда он будет утвержден и примет форму акта, обязательного для исполнения, относящегося к процессу, передать каждому из государств. Это обеспечит сопряженность систем в разных государствах между собой.

Многие процессы в значительной степени начинались в Казахстане. Шлюз в этой стране готов с 2012 года — мы его тестировали с коллегами, работали с ним, как с пилотной площадкой, первой на территории ЕАЭС, которая эти функции обеспечивает. Позади межгосударственное тестирование, теперь проводим межгосударственные испытания. Все страны создали свои национальные шлюзы по примеру типового. Не страшно, что они разные, главное, чтобы они работали по единым правилам.

До конца года мы планируем завершить межгосударственные испытания и подвести некий промежуточный итог. С 2016 года переходим в режим эксплуатации по ряду задач, но система и далее будет продолжать совершенствоваться. Страны имеют разные возможности по информатизации. А потому вся конструкция задумана так, чтобы по мере готовности подключать те или иные процессы. Она не статичная, допускается, что разные государства могут присоединяться в разное время.

Пилотный проект с Китаем


То, что государства — члены ЕАЭС взаимодействуют между собой, — только один контур, внутренний. При этом есть еще много ресурсов, которые выходят на внешний контур. И уже сейчас на портале ЕЭК можно увидеть, например, единый реестр испытательных лабораторий на всей территории ЕАЭС, а он формируется на основании взаимодействия и передачи данных из государств. Можно получить справочную информацию по всем пяти странам — все то, что может быть представлено в открытом доступе.

Интересный опыт нарабатывается с Китаем. Все наши государства заинтересованы в том, чтобы предварительно получать информацию о передвижении товаров до момента пересечения границы КНР.

По этому вопросу есть намерение заключить соглашение между Китаем и сразу пятью странами ЕАЭС, а не с каждой в отдельности, что позволит минимизировать затраты государств, чтобы не строить каждому собственные механизмы взаимодействия с внешним миром. Это будет пилотный вариант, на базе которого можно будет работать и с другими партнерами.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования