Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы
Алекс Васильев
Генеральный директор JD.com Россия

Трансграничная торговля: угроза или возможность для розничного ритейла в России?

Фото: depositphotos.com

Треть товаров, покупаемых россиянами в интернете, приходится на кросс-бординг

О четырех кейсах, которые могут использовать российские ритейлеры для усиления своих позиций на локальном рынке.

По данным Почты России, за последние три года фактически произошло утроение объемов международного трафика B2C — с 38,83 млн. входящих торговых отправлений в 2013 году до 125,69 в 2015-м. Более того, по прогнозам компании СПСР, динамика сохранится, рынок продолжит расти и достигнет 366 миллионов отправлений в 2018 году.

Мы видим, что в 2015 году доля трансграничной торговли на российском рынке e-commerce достигла 34% от общего числа заказов (всего 242 миллиона), 44% от общего объема посылок (всего 290 миллионов). И это огромный фактор с точки зрения влияния на российскую экономику и развитие онлайн-индустрии.

В денежном выражении доля кросс-бординга составляет всего 20% от объема выручки (всего 806 миллиардов рублей). Объясняется это несколькими причинами:

  • Низко стоимостные отправления из Китая;
  • Концентрация объемов на маркетплейс — один заказ может быть разбит на несколько отправлений. Продавцы разные, платформы консолидироваться еще не научились. 

Возможности для российского ритейла


Сейчас много говорится о тех угрозах, которые несет трансграничная торговля. Я же хотел бы остановиться на четырех кейсах, которые, по моему мнению, могут использовать российские ритейлеры для усиления своих позиций на локальном рынке.

Использование консолидационных складов за пределами России


Речь по сути идет о наличии некоего таможенного склада, к примеру, на территории стран Прибалтики. На нем можно хранить товар, который будет попадать в Россию по мере его продаж на территории нашей страны. То есть, российский магазин предлагает ассортимент, часть которого еще не ввезена в Россию, осуществляет продажу, после чего товар ввозится в страну.

Данный кейс позволяет достичь:

  • Экономии на НДС и таможенных пошлинах;

Фактически, это классический B2C импорт, освобождаемый от пошлин и НДС при стоимости ниже 1000 евро. Абсолютно законная схема, которой пользуется большинство трансграничных игроков.

  • Снижения валютных рисков;

До момента продажи ритейлер не берет на себя никаких рисков, связанных с ввозом товара в Россию.

  • Расширения ассортимента;

Есть огромное количество европейских и азиатских поставщиков, за счет которых можно очень сильно расширить ассортимент.

  • Конкурентоспособности — за счет более уникального и более дешевого ассортимента.

Создание маркетплейса (торговой площадки) с зарубежными продавцами


Многие представители классической розницы на сегодняшний день обзавелись собственными интернет-магазинами. При этом очень немногие пользуются таким инструментом, как создание маркетплейса, где были бы представлены зарубежные игроки.
На торговой площадке в России выставляются товары зарубежных производителей, которые лежат у них на складах.

Преимущества:

  • Экономия на НДС и таможенных пошлинах;
  • Снижение рисков по товарным остаткам;

У вас их просто нет — все остатки находятся у продавцов и не являются вашей собственностью.

  • Значительное расширение ассортимента за счет сторонних продавцов

Выкладывать товары на онлайн-витрину можно до бесконечности, поскольку ритейлеру покупать их не надо. Производители со всего мира готовы поучаствовать в таком проекте.

  • Более высокая конверсия плюс дополнительный источник заработка

Модель маркетплейс предполагает наличие некой комиссии, которую вы в качестве торговой площадки берете с продавца.

Модель трансграничной О2О


Достаточно уникальная модель, в России никем в данный момент не используемая, — офлайн-онлайн: классическая розничная офлайн-сеть, в которой, по большому счету, вы размещаете только образцы самого товара. Она скорее интересна для тех, кто занимается распространением дорогих товаров, которые в стоке держать не очень выгодно.

Магазин используется как шоурум. Вы даете клиенту пощупать этот товар, ознакомиться с ним, понажимать на кнопки и разместить заказ по трансграничной схеме. То есть, покупатель, посмотревший продукцию в торговой точке, заказывает через вас с зарубежного склада.

Преимущества:

  • Экономия на НДС и таможенных пошлинах;
  • Снижение рисков по товарным остаткам;
  • Возможность продажи уникального ассортимента;

Вы можете предлагать покупателям продукцию тех брендов, которые в России по тем или иным причинам еще не представлены, но готовы при этом использовать такие трансграничные схемы.

  • Более высокая конверсия продаж + дополнительный источник заработка.

Розничный экспорт (B2C)


Об этом кейсе в России в последнее время очень много говорят. Трансграничная торговля далеко не всегда направлена в одну сторону. Однако розничный экспорт пока как явление в нашей стране вообще отсутствует. Но, тем не менее, сейчас предпринимается огромное количество мер, чтобы сделать этот процесс более понятным, прозрачным и удобным для продавцов. Разговоры, в частности, идут о применении нулевой ставки НДС на основании почтовых документов.

Все просто — вы, как производитель или владелец товара, размещаете его на мировых маркетплейсах (ebay, amazon.com, zalando.de, discount.com, jd.com) и продаете по всему миру.

Среди преимуществ:

  • Расширение географии продаж;
  • Значительное снижение «страновых» рисков;

Если в одной стране кризис, то в другой ваша продукция по-прежнему будет пользоваться спросом.

  • Увеличение валютной выручки;
  • Возможность создания международного бренда

Причем, без физического присутствия на международных рынках.

Российские производители готовы предложить иностранным клиентам одежда, морепродукты, вода. Логистика, обслуживающая импортные потоки, точно также может работать и в обратную сторону — на экспорт. Но для начала необходимо внести законодательные изменения. Например, установить ту же нулевую ставку НДС.
CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?