Антимонопольщики завершили рассмотрение серии дел в отношении стивидоров

2017-06-06 Антимонопольщики завершили рассмотрение серии дел в отношении стивидоров
Фото: depositphotos.com

По мнению ФАС, повышение тарифов на перевалку контейнеров ставит под угрозу работу, проводимую ОАО «РЖД» по привлечению грузов и развитию транзита за счет предоставления скидок

В частности, ФАС России признала ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» нарушившим законодательство о защите конкуренции «путем установления и поддержания с 1 января 2015 года монопольно высоких цен» на услуги по погрузке и выгрузке контейнеров в морском порту Санкт-Петербург.

Комиссия ФАС России установила: группа лиц в составе структур UCL Holdings и Global Ports занимают коллективное доминирующее положение на рынке перевалки контейнерных грузов в Санкт-Петербурге. Кроме того, КТСП является субъектом естественной монополии, что является подтверждением доминирующего положения организации на рынке.

Тарифы на перевалку грузов в контейнерах устанавливались в долларах и существенно выросли с 2014 года как в долларовом, так и в рублевом выражениях.

«В абсолютном выражении тарифы, самостоятельно устанавливаемые стивидорными компаниями в порту Санкт-Петербург, превышают уровень тарифов на аналогичные услуги, действующие в сопоставимых зарубежных портах. Таким образом действия стивидоров могли нивелировать усилия государства по привлечению грузов в российские порты и развитию конкурентоспособности российских транспортно-логистических маршрутов».
Заместитель руководителя ФАС России Александр Редько

Как пояснили CustomsForum.ru в пресс-службе ФАС, повышение тарифов на перевалку контейнеров ставит под угрозу работу, проводимую ОАО «РЖД» по привлечению грузов и развитию транзита за счет предоставления скидок.

По мнению ФАС, фактически скидки, выдаваемые ОАО «РЖД», были нивелированы повышением цен на услуги в портах. Сложившаяся ценовая диспропорция могла негативно повлиять на эффективность мер государственной поддержки российского экспорта, в том числе продукции отечественного машиностроения и иной продукции с высокой добавочной стоимостью, перевозимой в контейнерах.

Комиссия также установила, что услуги по перевалке грузов в порту Санкт-Петербурга нередко доступны потребителям только при заключении договоров с определенными морскими линиями.

«В рамках дела выяснилось, что у грузоотправителей практически отсутствует возможность заключать прямые договоры со стивидором на услуги в порту. Сложившаяся практика работы стивидоров и морских линий с грузами в контейнерах вызывает вопросы и будет дополнительно проанализирована на предмет нарушения антимонопольного законодательства».
Заместитель руководителя ФАС России Александр Редько
Антимонопольщики также обратили внимание на низкие ставки аренды, по которым государственная портовая инфраструктура передается в пользование частным компаниям. По мнению ФАС, такая политика может не соответствовать интересам государства, приводить к снижению доходов, получаемых бюджетом от использования такого имущества.

В ведомстве уточнили, что собираются дополнительно проработать меры по повышению арендной платы до справедливого рыночного уровня вместе с заинтересованными органами исполнительной власти. Полный текст решений и предписания будет опубликован в течение 10 рабочих дней.

Справка CF

Антимонопольное расследование в отношении стивидоров началось в июне 2016 года, когда ФАС России возбудила дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении девяти компаний, оказывающих услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морских портах РФ.

10 ноября 2016 года ФАС России признала ООО «Приморский торговый порт» нарушившим закон о защите конкуренции путем установления и поддержания
монопольно высокой цены на услуги по перевалке нефти. 21 ноября служба предписала ООО «ПТП» снизить цену на перевалку нефти и перевести тарифы в рубли.

В марте 2017 года ФАС России признала ПАО «НМТП», АО «ПКТ», АО «Петролеспорт» и ООО «ВСК», нарушившими антимонопольное законодательство путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и поддержании монопольно высоких цен.

В случае ПАО «НМТП» речь шла о ценах на услуги по перевалке руды, удобрений, контейнеров, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов в порту Новороссийск. Нарушения АО «ПКТ» и АО «Петролеспорт» касалось цен на услуги по перевалке контейнеров в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург». ООО «ВСК» — признано виновным в установлении и поддержании монопольно высоких цен на услуги по перевалке контейнеров в морском порту «Восточный».

Ведомство выдало компаниям предписания об устранении нарушений, а также обязало вернуть в федеральных бюджет незаконно полученных доход. Так, ПАО «НМТП» обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, в размере 9,74 млрд рублей, АО «ПКТ» — 4,17 млрд рублей, АО «Петролеспорт» и ООО «ВСК» — 1,27 и 1,6 млрд рублей.

30 марта ФАС России прекратила рассмотрение дела по признакам злоупотребления доминирующим положением в отношении ПАО «Мурманский морской торговый порт», ЗАО «Агросфера» и ООО «Мурманский балкерный терминал». А также антимонопольное расследование в отношении АО «Туапсинский морской торговый порт». Ведомство не нашло в действиях перечисленных компаний фактов, подтверждающих злоупотребление доминирующим положением.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования