«Light industrial 3.0»: Москву в плане оснащенности современными складами можно сравнить с квартирой
На сегодняшний день в Москве выделено 47 зон КУРТ (комплексное устойчивое развитие территорий): 57% под промышленную застройку, 27% — под общественную и 16 % — под смешанную (в том числе и под жилую). При этом московские власти намерены развивать КУРТ на трех территориях: в Бирюлево, Братцево и Коровино.
В Бирюлево, в частности, планируется продвигать производственно-складское направление. На площади 21 га должны появиться как производственные и складские здания (185,6 тыс. квадратных метров), так и промышленные технопарки (50 тыс. квадратных метров).
«Этот проект интересен еще и тем, что подразумевает как реализацию инвестиционного проекта, так и создание транспортно-инженерной инфраструктуры.
Для города очень важно, чтобы проекты, реализуемые в рамках КУРТ, создавали новые рабочие места для специалистов с высокой квалификацией. Также важно, чтобы все проекты в Москве были не только эффективными, но и промышленно-креативными».
Кто может развивать КУРТ
По словам заместителя генерального директора по реконструкции АО МДМ Марины Мохначевой, развитием территории могут заниматься:
В первую очередь, собственники земельных участков, попавших в зону КУРТ;
Во вторую — собственники объектов недвижимости, правообладатели земельных участков, предоставленных им в безвозмездное пользование.
«С арендаторами ситуация сложнее. На момент заключения договора о комплексном развитии территории срок аренды должен составлять не менее пяти лет. Если вы арендовали земельный участок на 5 лет, вам до окончания срока остался один год, а вы ничего не построили на земле, вы не можете выступать инициатором проекта разработки территории».
Дела складские — ставка на многоэтажные склады
Бурное развитие e-commerce выявило недостаток существующей складской инфраструктуры в мегаполисах. Причем такая проблема актуальна как для Москвы, так и для всех крупнейших городов мира.
«Количество площадок под застройку в мегаполисах стремительно уменьшается, стоимость земли растет. Поэтому появление складов, состоящих из нескольких уровней, стало требованием времени».
Как отметил управляющий партнер Skladman USG Евгений Нумеров, в России скорость доставки является вторым по важности критерием работы оператора, а в Европе этот фактор уже на первом месте. Появились многоуровневые склады в Азии, где количество этажей в СК варьируется от 2 до 17, рабочая высота этажа — от 5,5 до 9,7 м. В 2008 году в Китае насчитывалось 536 млн кв. м складов, из которых многоуровневых было 20%, в 2018 — 940 млн кв. м, из которых на многоэтажные склады пришлось 80%.
«Если стоимость земли составляет более 50% от общей стоимости строительства, имеет смысл строить многоуровневые склады. Чтобы оставаться конкурентоспособными, интернет-магазинам необходимо иметь склады в городских районах. Многоуровневые склады должны стать следующим шагом развития рынка, и в первую очередь это касается Москвы».
«Москву с точки зрения оснащенности современными складами можно сравнить с квартирой»
«В последнее время много говорится о том, что Москве нужны производственные помещения. В Турции на земле коммерческого назначения на 1 га можно построить 5 тыс. кв.м площадей, а если речь идет о производственных помещениях, то 15 тыс. кв.м.
А вот Москву сегодня с точки зрения оснащенности современными складами можно сравнить с квартирой, в которой нет ни кладовых, ни шкафов, а все хранится на даче».
«Москве нужны современные автоматизированные склады, но не как отдельно стоящие объекты, без развития инфраструктуры рядом. Складская функция может быть реализована в структуре КУРТ, но не как основополагающая».
Формат «Light industrial» востребован не только в столице
«Если 10-15 лет назад складская отрасль России догоняла развитые рынки, сейчас есть возможность развиваться параллельно, осваивая новые форматы складов. Бизнес, который пользуется складами, не только легализируется, но и масштабируется. Уходят в историю маленькие полулегальные ИП, конкуренция заставляет предпринимателей развиваться: кто сделает лучше, доставит быстрее, а, главное, продаст дешевле, тот и победит.
Старые склады не позволяют оптимизировать стоимость аренды. Light industrial востребован и, что интересно, регионы в этом смысле не отстают от столицы. За последние полтора года мы провели исследование в ряде городов и обнаружили, что идет массовое строительство новых складов.
Объекты возводятся разрозненно, склады строят частные небольшие инвесторы и собственники земли. Например, ГК „Комплект Айс“ в Новосибирске построила офисно-складской комплекс площадью 3200 кв. м, он находится непосредственно в городе. Компания строила склад под себя и для сдачи в аренду, и еще на этапе строительства около 1000 кв. м были арендованы».
Каким будет городской технопарк «Pererva»
«Наш технопарк состоит из 11 корпусов. Разрабатывая концепцию проекта, мы изначально придумали „конструктор“, который позволяет брать как три уровня „в одни руки“, так и первый, второй или третий по отдельности.
Проект разбит на две очереди. Готовность первой очереди составляет 70%, планируется сдать ее в эксплуатацию в сентябре этого года. Начинается строительство второй очереди. Спросом пользуются и средние, и малые блоки, и здания. Большая часть арендаторов технопарка — производственные компании. Якорным арендатором является компания „Сити — Бокс“, что является дополнительным бонусом для резидентов технопарка: им не нужно тратить дополнительных средств на покупку склада».
А как у них: опыт строительства многоэтажного склада с мелкой нарезкой в 8 км от делового центра Стамбула
«Земля здесь очень дорогая, и это главная причина, по которой мы решили, что наш склад будет состоять из четырех уровней. Общая площадь проекта 130 тыс. кв. м, в настоящее время построено 74 тыс. кв. м. Наши арендаторы занимаются продажей автомобилей и запчастей к ним, ремонтом машин.
Складское помещение включает в себя 324 блока формата „склад-магазин“ с офисным помещением внутри. В складском комплексе предлагаются блоки на продажу и в аренду площадью от 100 кв. м.
В инфраструктуру проекта входят: кафе, ресторан, супермаркет, фитнес-центр, детская зона и гостиница. В выходные у нас почти столько же посетителей, сколько в ТРЦ. Срок окупаемости проекта — около 10 лет».
Три в одном: склады, офисы, шоу-румы
«После развала СССР стал появляться частный бизнес, которому для развития нужны склады небольшой площади. До этого такого формата, как light industrial, не существовало в принципе, все складские комплексы строились под крупные производства.
В наших складских комплексах одна треть помещений отводится под шоу-румы и офисы, и две трети непосредственно под склады. Построено 13 тыс. кв. м складов, запланировано строительство еще 4 тыс. кв. м. Мы придерживаемся практики заблаговременного поиска арендаторов, чтобы к моменту ввода помещения в эксплуатацию вакантных площадей уже не оставалось.
Минимальный срок аренды в проектах — 5 лет. Это необходимо для того, чтобы после продать складской комплекс как готовый бизнес. Считается, что главное в коммерческой недвижимости „локация, локация и еще раз локация“. Однако нередко представители компаний, которым не подходило местоположение склада, приезжали „просто посмотреть“, а потом оставались здесь на долгие годы. Поводом для этого служила продуманность проекта, сочетание в нем помещений разного назначения (склады, офисы, шоу-румы).
А у компаний нередко офис располагался в одной части города, шоу-рум — в другой, а склад — за городом. Это создает неудобства в управлении и увеличивало затраты на логистику. При подсчете оказывалось, что в сумме эти затраты намного превышали ставку аренды».
Справка CF
Организаторами третьей практической конференции «Light industrial 3.0» выступили Ассоциация индустриальных парков России, компания Skladman USG и Ассоциация инвесторов Москвы.
Целевая аудитория конференции — девелоперы, инвесторы, дистрибьюторы, e-commerce, финансовые институты, логические операторы, промышленные компании, индустриальные парки, fmcg-компании, представители органов власти, собственники земельных участков, сетевые арендаторы и покупатели складских объектов.
Источник: CustomsForum.ru
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ввоз и вывоз одежды
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
«КВТ Сервис»