Булавин: главная беда — проектная пропускная способность пунктов пропуска не отвечает нагрузке

2020-02-12 Булавин: главная беда — проектная пропускная способность пунктов пропуска не отвечает нагрузке
Фото: Анна Михайлова,
По словам главы ФТС России, зачастую нагрузка в пунктах пропуска превышает в 6–10 раз их проектную пропускную способность
Как отметил руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин, выступая перед российскими сенаторами, необходимо существующие пункты пропуска модернизировать и, может быть, построить новые. Соответствующие предложения по 37 пунктам пропуска включены в национальный проект «Международная кооперация и экспорт».

В завершение своего выступления в Совете Федерации руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин ответил на вопросы сенаторов.

О санкционке

«Уважаемый Владимир Иванович, Вы в своем докладе упомянули о санкционной продукции, но тем не менее мы постоянно из СМИ узнаем (да и в магазинах мы это видим) о наличии санкционной продукции, даже в официальных супермаркетах.

Что, по Вашему мнению, мешает все‑таки окончательно поставить заслон движению этой санкционной продукции? И возможно ли вообще это в рамках единого экономического пространства с учетом самостоятельной политики государств, которые туда входят»?

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерациипо аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин:

«Противодействию ввоза в Российскую Федерацию санкционной продукции Федеральная таможенная служба уделяет значительное внимание. Нами в 2015 году создано 35 мобильных групп, которые работают на российско-белорусском и российско-казахстанском участках границы. И только в этом году нами выявлено 4 тыс. тонн санкционной продукции. И надо сказать, что с 2015 года количество выявляемой санкционной продукции меняется в сторону уменьшения.

У нас был пик до 9 тыс. тонн в 2017 году, сейчас мы наблюдаем некоторый спад. Я почему об этом говорю? Потому что мы владеем информацией не только на направлениях ввоза санкционной продукции в Российскую Федерацию, мы также активно работаем на перевалочных базах в Санкт-Петербурге, Москве, столицах других субъектов Российской Федерации.

Мы изменили наши подходы к работе мобильных групп. Если сначала нам было разрешено использовать мобильные группы только вблизи границ, то в прошлом году мы получили разрешение использовать мобильные группы на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, президент утвердил решение о нанесении на автомобили наших мобильных групп специальной раскраски. Они получили право останавливать автомобили грузоподъемностью свыше 3,5 тонны. Мы их оснастим световыми и звуковыми сигналами. Считаем, что это также скажется на эффективности их деятельности.

Но основная проблема здесь в том, что наши партнеры по единому экономическому союзу не присоединились к нашим ответным санкциям, и основная часть санкционки идет в основном на белорусском направлении.

Надо сказать с большим сожалением о том, что санкционные товары в основном ввозит наш бизнес. Поэтому, наверное, пора подумать о том, чтобы поставить вопрос о привлечении к ответственности тех, кто этим делом занимается, ну а, по большому счету, не выполняет указ президента».

О причинах перетока оформления иностранных товаров из РФ в другие страны ЕАЭС

«С начала функционирования Евразийского экономического союза отдельные группы товаров, предназначенных для Российской Федерации, стали декларироваться в других государствах — членах Евразийского экономического союза. В результате это приводит к попаданию на наш рынок запрещенных и несанкционных товаров, и, как следствие, федеральный бюджет недополучает значительные средства.

Скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, каковы основные причины перетока оформления иностранных товаров из Российской Федерации в другие страны Евразийского экономического союза и какие меры в связи этим принимает ФТС России»?

Член комитета Совета Федерациипо бюджету и финансовым рынкам Василий Иконников

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин:

«Причины здесь разные. Во‑первых, есть объективная причина — это более удобная логистика. А главная причина в том, что экономический союз нельзя выстраивать только на едином Таможенном кодексе. Поэтому это очень важная перспектива нашей дальнейшей интеграции в рамках Евразийского экономического союза, для того чтобы создать равные условия для развития экономики и развития бизнеса, потому что этими неравными прежде всего налоговыми условиями в ряде стран — наших партнеров по Таможенному союзу пользуется наш бизнес.

В целом мы оцениваем, как Вы сказали, перетоки, по данным таможенной статистики, в 284 млрд рублей (это 6,5 млрд долларов). В том объеме импорта, который у нас есть, на наш взгляд, это не так много. Но, наверное, при создании Евразийского экономического союза преследовались не только экономические цели, но и политические, и изначально было известно, что не все страны в одинаковом масштабе получат некие экономические преимущества».

Об электронных таможнях

«Уважаемый Владимир Иванович, как Вы отметили уже сегодня в своем выступлении, в рамках реформы таможенных органов создаются электронные таможни, им будут переданы полномочия уже существующих центров электронного декларирования в регионах.

Производственные предприятия Владимирской области являются активными участниками внешнеэкономической деятельности. В связи с этим возникает вопрос: какие могут возникнуть риски у бизнеса при концентрации декларирования в одном месте оформления, то есть в одной электронной таможне»?

Член комитета Совета Федерации по экономической политике Александр Пронюшкин

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин:

«Мы уже в течение года работаем в новой системе координат — в условиях функционирования центров электронного декларирования, таможен фактического контроля и постов фактического контроля. Никаких рисков для бизнеса в этой новой системе координат нет. Отдельные вопросы возникали у нас по взаимодействию центров электронного декларирования с постами фактического контроля, но они все решены».

О цифровизации

«Федеральная таможенная служба активно переводит операции в безбумажную среду, развивая для этого технологии авторегистрации и автовыпуска, в связи с чем два вопроса. Не приведет ли применение указанных технологий к снижению качества таможенного администрирования и бесконтрольному ввозу товаров, в том числе некачественных, на наш рынок? И второй вопрос: а вообще создана ли сегодня система анализа деклараций на товары, выпущенных автоматически»?

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционномузаконодательству и государственному строительству Владимир Полетаев

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин:

«Я должен начать с того, что автовыпуск не означает бесконтрольность, и электронные декларации, которые мы автоматически выпустили, проходят те же контрольные барьеры, что и те декларации, которые не попадают у нас в автоматический выпуск.

Кроме того, наша реформа, как я уже сказал, привела к тому, что мы разделили таможенное оформление и таможенный контроль, и у нас все посты будут постами фактического контроля и таможни — тоже таможнями фактического контроля. Поэтому больше будет уделено внимания состоянию организации фактического контроля. И мы уже видим динамику: он становится более эффективным, более прицельным и более результативным».

Об автоматизации таможенных процедур в пунктах пропуска

«Мы регулярно слышим, что наши граждане жалуются на большие очереди и длительное время прохождения пунктов пропуска (кстати, у нас в Смоленской области их три). В своем докладе Вы отметили, что неразвитость инфраструктуры пунктов пропуска является основным препятствием для внедрения современных таможенных технологий и ускорения движения товаров. Вопрос: можно ли автоматизировать таможенные процедуры в пунктах пропуска, чтобы там не было очередей»?

Член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин:

«Часть процедур уже автоматизирована. Мы перешли на оформление транзитов полностью в электронном виде. В прошлом году, как я уже отмечал в докладе, 40 тысяч транзитных деклараций автоматически зарегистрировано и автоматически выпущено. В нашей презентации был ролик о том, как мы предполагаем создать интеллектуальный пункт пропуска.

Но самая главная беда — что проектная пропускная способность ныне существующих пунктов пропуска не отвечает той нагрузке, которая создается, особенно в предпраздничные дни, в дни рождественских каникул, в период отпусков. И зачастую превышение нагрузки над проектной пропускной способностью пунктов пропуска — в 6–10 раз. Вот, скажем, Верхний Ларс (он у многих на слуху) — почти в 10 раз. Пропускная способность — 400 автомашин (грузовых, легковых, автобусов), а там достигает 4 тысяч.

Поэтому нам необходимо пункты пропуска модернизировать, а может быть, построить и новые, заменив ныне существующее оборудование на этих пунктах пропуска. Мы свои предложения в национальный проект „Международная кооперация и экспорт“ по 37 пунктам пропуска, разбив их на очередность, представили».

О международном сотрудничестве

«Как Вы уже сказали, Федеральная таможенная служба активно взаимодействует с зарубежными таможенными службами. Планируется ли упрощение самих процедур таможенного оформления и требований к комплекту внешнеторговых документов по мере увеличения получения информации по электронным каналам связи»?

Заместитель председателя комитета Совета Федерациипо социальной политике Игорь Фомин

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин:

«В настоящее время мы поддерживаем контакты с более чем 100 странами мира. С 71 страной у нас заключены базовые соглашения о взаимопомощи в таможенных делах. Как я уже сказал, уже в 23 странах мира мы имеем собственные представительства или представителей. Активно взаимодействуем по таким направлениям, как взаимное признание результатов таможенного контроля, обмен снимками ИДК, обмен информацией по перемещаемым товарным партиям и транспортным средствам, обмен информацией и взаимное настраивание систем управления рисками.

Один из проектов — взаимное признание уполномоченных экономических операторов. В 2019 году подписаны соответствующие „дорожные карты“ с таможенными администрациями Китая, Турции и Кореи. И думаем, что в этом году мы подпишем соглашения о взаимном признании уполномоченных экономических операторов с Китаем и Турцией.

Кроме того, есть одно принципиальное направление работы с Китаем (поскольку основной импорт идет из Китая) — по обмену данными о таможенной стоимости и проведении предотгрузочных инспекций. Первый опыт проведения предотгрузочных инспекций и признания результатов этих инспекций у нас есть.

Считаем, что это основное наше направление деятельности, которое снимет в том числе и многие вопросы во взаимоотношениях с нашим бизнесом».

Об экспорте незаконно вырубленного леса

«Совет Федерации уделяет особое внимание незаконному обороту древесины. Какие меры планирует принимать Федеральная таможенная служба для того, чтобы противодействовать вывозу незаконно вырубленного леса»?

Председатель комитета Совета Федерациипо аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин:

«При оформлении древесины для таможенных органов формула должна быть простой и понятной: законно вырубил — законно вывези. То есть по тем товарным партиям древесины, которые нам представляют для оформления, мы должны запросить информацию в соответствующем информационном ресурсе и в идеальном случае увидеть отметку „выпуск разрешен“.

В настоящее время таким информационным ресурсом является ЕГАИС Лес, где фиксируются все декларации о сделках с древесиной. Поэтому в нашей таможенной декларации, в графе 44, также декларант представляет нам сделки с древесиной. И необходимым и достаточным условием для выпуска в настоящее время является получение из ЕГАИС Лес подтверждения, что отмеченные в электронной таможенной декларации сделки с древесиной имеют место и в этом информационном ресурсе.

Мы дали свои предложения в Рослесхоз по дополнению нашего информационного обмена. Прежде всего, хотелось бы, чтобы из этих деклараций о сделках с древесиной выстраивалась цепочка — от делянки до пропуска через границу. Это первое.

Во‑вторых, мы предлагаем в этом информационном ресурсе создать аналитический контур, который мы могли бы наполнять данными по объемам выпущенной древесины, номенклатуре этой древесины, стоимостным показателям, отправителям, с тем чтобы можно было в аналитическом режиме сопоставить данные с данными порубочных билетов (вплоть до этого)».

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования