ФТС России и ГТУ КНР: от предварительной информации до взаимного признания результатов таможенного контроля

2015-08-06 ФТС России и ГТУ КНР: от предварительной информации до взаимного признания результатов таможенного контроля
Фото: depositphotos.com
Благодаря предоставлению предварительной информации перевозчику удастся сократить время, затрачиваемое на оформление транспортного средства и перевозимого груза на границе
CustomsForum.ru о предлагаемых таможенными службами России и Китая мерах по облегчению и упрощению таможенных операций.
В ходе шестого российско-китайского семинара «Таможенный контроль и таможенное оформление: практика работы российских и китайских таможенных органов» выступающие коснулись довольно злободневной темы – какие меры предлагают таможенные службы России и Китая для облегчения и упрощения таможенных операций.

Сегодня мы представим точку зрения Федеральной таможенной службы России. И в первую очередь российские таможенники подчеркнули, что в РФ и Китае очень сильно различаются меры по упрощению таможенных операций, документы и нормы таможенного законодательства.

«Мой коллега говорил о том, что в китайском таможенном законодательстве есть такое понятие, как предварительная подача документов. И очень сложно объяснить китайским бизнесменам, которые привыкли к своим реалиям, почему российская таможня такую операцию не выполняет, - рассказал участникам семинара начальник службы организации таможенного контроля Дальневосточного таможенного управления Владимир Теремецкий. – Принципиальное отличие заключается в том, что у нас участник ВЭД до подачи декларации в таможню может вообще не приходить. На сегодняшний день все декларирование осуществляется в электронном виде».

Но есть у двух сторон и точки соприкосновения. Например, осмотр контейнера до перевозки груза. Ведется диалог о взаимном признании Россией и Китаем результатов такого осмотра, что значительно упростило бы таможенные процедуры. Как подчеркнул выступающий, важную роль играет сам перевозчик, добровольно предоставляющий предварительную информацию.

Таможенники займутся фитосанитарным контролем


Докладчик выделил следующие основные направления оптимизации таможенных операций в пунктах пропуска:

  • Проведение должностными лицами таможенных органов документального санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора, а также транспортного контроля в полном объеме. 

«Недавно был опубликован Федеральный закон о свободном порте «Владивосток», в котором, в частности, говорится, что таможенные органы будут осуществлять все вышеперечисленные действия, взаимодействуя с представителями других надзорных органов, - продолжил выступающий. – Но в целом ответственность возложена именно на сотрудников ФТС России».

  • Представление предварительной информации в отношении товаров, ввозимых автомобильным и железнодорожным транспортом

Позволяет уменьшить время, затрачиваемое на оформление транспортного средства и перевозимого груза. Доля сообщений о прибытии товаров, ввозимых автомобильным транспортом и оформленных с использованием предварительной информации, из года в год только увеличивалась: 2012 год – 96,7%, 2013 – 98,4, 2014 – 99,3%.

Манифест, сокращающий время таможенного оформления


  • Взаимное признание результатов таможенного контроля 

Федеральной таможенной службой России и Главным таможенным управлением Китая был подписан Протокол о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров. Документом предусматривается обмен документами и предварительными декларациями между таможенниками обеих стран в электронном виде.

Такая процедура уже осуществляется на двух автомобильных пропусках, расположенных в зоне ответственности Дальневосточного таможенного управления: «Пограничный» - «Суйфэньхэ» и «Полтавка» - «Дунин».

С взаимным признанием результатов таможенного контроля с российской стороны в Китай везут лесоматериалы, в обратном направлении – фрукты и овощи. Таможенники заверили участников семинара в том, что перечень товаров, а также задействованных пунктов пропуска через госграницу со временем будет расширяться.

Схема взаимодействия между таможенными органами России и Китая при реализации положений протокола такова – перевозчик предоставляет в таможенный орган страны отправления груза манифест. В данном документе указываются:

  • Номер контракта
  • Дата выезда
  • Номер транспортного средства КНР/РФ
  • Место погрузки/разгрузки
  • Наименование и описание товара
  • Маркировка и номер
  • Форма упаковки и количество мест
  • Вес нетто (в кг)
  • Код ТН ВЭД
  • Отправитель
  • Название перевозчика или уполномоченного им лица

Ответственность за достоверность заявленных сведений возлагается на самого перевозчика.

«Подчеркну, что в манифесте не указываются данные о таможенной стоимости товаров. Такой документ позволяет существенно сократить трудозатраты на оформление грузов, - отметил Теремецкий. – Обмен информацией с помощью интернета позволяет нам до прибытия транспортного средства получить сведения о нем, а при приближении к пункту пропуска выделить его из общего потока и оформить в сжатые сроки прибытие на границу».

Говоря простым языком, на первом этапе перевозчик с грузом овощей-фруктов оформляет манифест в пункте пропуска КНР («Суйфэньхэ» и «Дунин»). Второй этап – таможенный орган передает коллегам из России электронной почтой сканированную копию манифеста.

Затем вместе с перевозчиком передается оригинал манифеста и прилагаемый пакет документов, упакованных в сейф-пакет. В пункте пропуска РФ («Пограничный» и «Полтавка») на основании представленных документов принимается решение о пропуске товаров на российскую территорию. Такая схема работает и при экспорте лесоматериалов из России в Китай. 
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования