На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 31.05.2020 Курсы валют ЦБ РФ

Счетная палата: уровень грузооборота в морских портах значительно ниже проектной мощности

2020-04-21 Счетная палата: уровень грузооборота в морских портах значительно ниже проектной мощности
21.04.2020 16:14 0 Архив |
Счетная палата: уровень грузооборота в морских портах значительно ниже проектной мощности
Фото: Mongkol Chuewong, flickr. com
Российским портам в плане развития инфраструктуры по-прежнему очень далеко до иностранных

Как считает аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов, российские морские порты не работают в полную силу: по итогам 2018 года грузооборот составил 74% от проектной мощности.

С сентября 2019 года по январь 2020 года Счетная палата проверяла Федеральное агентство морского и речного транспорта (Москва, камерально), ФГУП «Росморпорт» (Москва), ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря» (Санкт-Петербург) и ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря» (Астрахань).

Тема проверки — как федералы потратили бюджетные средства, направленные на развитие портовой инфраструктуры, увеличение производственных мощностей морских портов с целью роста объема экспорта транспортных услуг.

«С 2019 года Росморречфлоту доводились средства на реализацию федеральных проектов „Морские порты России“ и „Северный морской путь“ в составе национального проекта „Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года“. Цели и задачи ФЦП РТС, ГП РТС и Комплексного плана в целом взаимоувязаны и соответствуют положениям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».

Из отчета Счетной палаты

В этих проектах были прописаны следующие цели (в млн т):

Показатели

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Объем перевалки грузов в морских портах

667

722

765,3

787

811,2

816,5

-

-

Прирост производственной мощности морских портов

32

32

21,7

22

27,2

36,3

35,5

-

Объемы мощностей (м) и фактический грузооборот (гр) в морских портах (в млн т):

Бассейн

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

М (01.01.17)

Гр

М (01.01.18)

Гр

М (01.01.19)

Гр

Гр (10 мес.)

Арктический

69,3

49,8

76,9

73,4

92,2

92,7

87,4

Балтийский

334,5

236,1

345,8

247,5

361,4

246,3

215,8

АзовоЧерноморский

373,4

244,1

382,8

269,7

390,4

272,2

214,6

Каспийский

22,4

6,1

21,6

4,1

21,5

4,7

6,1

Дальневосточный

204

185,6

226,3

191,9

239,3

200,5

177,7

Итого

1003,6

721,7

1053,4

786,6

1104,8

816,4

701,6

«Таким образом, фактический грузооборот в морских портах значительно ниже их проектной мощности. Так, в 2016 году грузооборот составил 72% от проектной мощности, в 2017 году — 74,7%, в 2018 году — 74%».

Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов

Почему российские морские порты не работают на полную мощность

Одну из причин аудитор видит в невыполнении дноуглубительных работ в акваториях морских портов. 

«Уровень внебюджетного финансирования работ по развитию портовой инфраструктуры, обеспечивающей перевалку грузов, очень низкий, причиной в том числе является невыполнение ФГУП „Росморпорт“ дноуглубительных работ в акваториях морских портов».

Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов

 Усть-Луга: прилегающая акватория не готова к использованию из-за недостижения проектных глубин

Морской порт Усть-Луга входит в состав Балтийского бассейна, находится на транспортном коридоре «Запад-Восток» и является одним из крупнейших портов указанного бассейна. Основными видами грузов для перевалки являются уголь, нефть, нефтепродукты и минеральные удобрения.

Для ликвидации транспортных ограничений в акватории морского порта в 2005–2018 годах ФГУП «Росморпорт» строились объекты инфраструктуры стоимостью 26 млрд рублей. При этом строительство ряда объектов до настоящего времени не завершено. Объем незавершенного строительства — 5,4 млрд рублей.

«Осмотр, произведенный инспекторами Счетной палаты Российской Федерации, показал, что здания и сооружения базы обеспечивающего флота не используются, прилегающая акватория не готова к использованию в связи с недостижением проектных глубин. Движение судов по соответствующей акватории запрещено».

Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов

 Что не так с портом Оля

А вот еще один пример: указом президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 развитие транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг» предполагалось за счет увеличения мощностей морских портов Северо-Западного и Волго-Каспийского бассейнов.

В 2008–2015 годах на развитие морского порта Оля, расположенного в пределах транспортного коридора «Север-Юг» было израсходовано 2,39 млрд рублей. В результате построены и введены в эксплуатацию причалы морпорта №№ 1, 2, 3, 4, 5, 5а, 6, 6а, 7, 8, 9 и причалы базы портофлота №№ 10, 10а, 106.

«Согласно актам приема законченных, строительством объектов достигнуты глубины у причалов до 6 м. В настоящее время причалы №№ 6а, 8, 9, 10б не используются по причине недостаточных глубин у причалов в связи с процессом естественной заносимости дна. Согласно документации капитана порта глубины по указанным причалам составляют от 3 до 4,3 м».

Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов

Плюс инвестор ОАО «Астраханьнефтересурс» не выполнил обязательства по строительству перегрузочной инфраструктуры на причалах №№ 8 и 9, принятые по соглашению о взаимодействии с ФГУП «Росморпорт».

Фактический грузооборот (гр) и проектная мощность (м) порта Оля (согласно данным ФГУП «Росморпорт»):

Порт

2016 год

2017 год

2018 год

9 мес. 2019 года

Гр

М

Гр

М

Гр

М

Гр

М

Оля

197,6

1580

271,4

1580

423,2

1580

434,1

1580

«Проектная мощность порта Оля — 1580 тыс. тонн сформирована в том числе в результате ввода в эксплуатацию причала № 5а проектной мощностью 490 тыс. тонн.

Вместе с тем по причине недостаточных глубин у причала перегрузочное оборудование инвестором не установлено, внутрипортовые железнодорожные пути к причалу также не подведены».

Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов

«Запад-Восток», «Север-Юг» и транзит

Планом-графиком по мероприятиям «Развитие транспортного узла „Восточный-Находка“ (Приморский край)» и «Создание сухогрузного района морского порта Тамань (этап II — создание портовой инфраструктуры)» предусмотрен рост мощности морских портов в объемах 31 млн тонн и 62 млн тонн соответственно.

Однако до настоящего времени соглашения о взаимодействии с инвесторами не заключены. Хотя указанные проекты являются одними из ключевых для развития транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг».

Объемы экспорта, импорта и транзита грузов через морские порты (в млн т):

ВЭД/год

2018 год

10 месяцев 2019 года

Экспорт

623,8

546,4

Импорт

37,3

31

Транзит

64

55,3

То есть, объем транзита грузов в 2016–2018 годах увеличился с 51 до 64 млн тонн и составил 8% грузооборота.

«Анализ мероприятий ФП МПР показал, что на решение задачи по увеличению транзита контейнерных грузов по транспортным коридорам „Запад-Восток“ и „Север-Юг“ предусмотрено только три проекта общей проектной мощностью 7,2 млн тонн».

Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов

Среди проектов:

Строительство причала № 38 в морском порту Новороссийск (мощность- +3,5 млн тонн);

Реконструкция гидротехнических сооружений морского порта Владивосток для ООО «Пасифик Лоджистик» (+2,2);

Реконструкция контейнерного терминала в Балтийске Калининградской области (+1,5).

«Учитывая изложенное, мероприятия ФП МПР не обеспечивают в достаточной степени решение задачи по увеличению транзита контейнерных грузов на 31 млн тонн до 2024 года».

Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов

Выводы Счетной палаты

В проверенном аудиторами периоде за счет средств федерального бюджета построено и введено в эксплуатацию 13 из 36 подлежавших завершению объектов инфраструктуры морских портов.

«Срыв сроков строительства объектов федеральной собственности в морских портах оказывает негативное влияние на уровень реализации мероприятий по созданию перегрузочных терминалов за счет внебюджетных средств.

Например, ФГУП „Росморпорт“ не завершены в 2019 году работы по строительству объектов федеральной собственности в морском порту Ванино, что задерживает реализацию инвестором АО „ВаниноТрансУголь“ мероприятия по строительству транспортно-перегрузочного угольного терминала в бухте Мучке, с ростом мощностей порта на 12 млн тонн, запланированного к вводу в эксплуатацию в сентябре 2020 года».

Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов

Уровень внебюджетного финансирования работ по развитию портовой инфраструктуры, обеспечивающей перевалку грузов, составил:

В 2016 году — 50,6%;

В 2017 году — 29,4%;

В 2018 году — 26,9%;

По состоянию на 1 ноября 2019 года — 14,1%.

ФГУП «Росморпорт» не приняло своевременных мер по вовлечению в инвестиционный процесс объектов незавершенного строительства с высокой степенью готовности.

«Это привело к увеличению стоимости работ по завершению строительства объектов инфраструктуры морского порта Усть-Луга на 448,2 млн рублей (расчетно)».

Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов

И еще немного о деньгах

Правилами применения ставок портовых сборов в морских портах РФ установлено, что при расчете портовых сборов для пассажирских судов валовой вместимостью 40,0 тысяч GT и более 40,0 тысяч GT устанавливается равная ставка портового сбора.

«Дифференцированный подход к установлению ставок портового сбора для судов валовой вместимостью более 40,0 тысяч GT позволил бы обеспечить поступление дополнительных объемов портовых сборов, направляемых на развитие инфраструктуры морских портов.

Так, дополнительные доходы ФГУП „Росморпорт“ могли бы составить 662,1 млн рублей (расчетно). Дополнительные объемы инвестиций в портовую инфраструктуру составили бы (расчетно) 398,6 млн рубле, в бюджет РФ могло поступить налогов и обязательных отчислений от части чистой прибыли на сумму 263,5 млн рублей (расчетно)».

Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов

В связи с невыполнением ФАС России поручения правительства РФ по индексации ставок портовых сборов не получены дополнительные доходы, за счет которых могли быть привлечены дополнительные инвестиции в портовую инфраструктуру в объеме 2,9 млрд рублей, в бюджет РФ — 1,9 млрд рублей (расчетно).

«На момент завершения контрольного мероприятия ФАС России ставка инвестиционного сбора нормативным правовым актом не определена, Минтрансом России размер инвестиционного портового сбора не утвержден.

ФГБУ „Администрация морских портов Балтийского моря“ в проверяемом периоде предоставляло беспроцентные займы иным юридическим лицам (подведомственным Росморречфлоту организациям), что не служит достижению целей, ради которых создано учреждение».

Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов

Аудитор предлагает направить:

Информационное письмо в правительство — с предложением поручить ФАС России рассмотреть вопросы об индексации ставок портовых сборов и об установлении для пассажирских судов валовой вместимостью более 40,0 тысяч GT дифференцированных ставок портовых сборов в зависимости от валовой вместимости судна.

Обращение — в Генеральную прокуратуру и ФАС России;

Информационное письмо — в Минтранс России;

Представление — в ФГУП «Росморпорт»;

Информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия — в Совет Федерации и Государственную Думу.

Справка CF

В реестр морских портов России включены 67 портов, которые входят в восемь морских бассейнов. В морских портах осуществляют уставную деятельность подведомственные Росморречфлоту ФГУП «Росморпорт» и восемь администраций морских портов (ФГБУ).

Согласно уставу ФГУП «Росморпорт» в том числе осуществляет функции заказчика-застройщика при строительстве, реконструкции, техническом оснащении объектов федеральной собственности морских портов; безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений, систем обеспечения безопасности мореплавания и других объектов портовой инфраструктуры. В состав Росморпорта входят 14 филиалов.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

ТК Лизинг: эффективные программы лизинга для вашего бизнеса

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования