На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 21.04.2021 Курсы валют ЦБ РФ

Внезапно и без предупреждения: мнение бизнеса о диспетчеризации таможенных деклараций

2021-02-05 Внезапно и без предупреждения: мнение бизнеса о диспетчеризации таможенных деклараций
05.02.2021 16:13 0 Архив |
Внезапно и без предупреждения: мнение бизнеса о диспетчеризации таможенных деклараций
Фото: StockSnap, pixabay.com

Старт системы диспетчеризации деклараций состоялся 1 февраля 2021 года

CustomsForum.ru, BMJ-logistics, AsstrA, «ДАКСЕР», FM Logistic и Kuehne+Nagel в России о последствиях для бизнеса после введения диспетчеризации таможенных деклараций.

1 февраля 2021 года Федеральная таможенная служба на основании приказа ФТС России «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации» (2012 года), Положения о Федеральной таможенной службе (2013 года), а также в рамках исполнения положений Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года запустила систему диспетчеризации таможенных деклараций, которые распределяются по 16 ЦЭДам по следующему принципу:

  • декларации на энергетические и подакцизные грузы автоматически направляются для оформления соответственно в ЦЭД Центральной энергетической таможни и в ЦЭД Центральной акцизной таможни;

  • декларации на товары, прибывающие морским транспортом, в зависимости от точки их ввоза направляются в Балтийский, Новороссийский и Владивостокский ЦЭДы. Декларации на товары, прибывающие в Московский авиационный узел, — в Авиационный ЦЭД;

  • декларации по остальным товарам направляются в ЦЭДы в соответствии с регионом их налоговой регистрации (ИНН, КПП декларанта).

Диспетчеризация в настоящее время затрагивает около 5% всего декларационного массива. Его основную долю составляют товары, прибывающие авиационным и морским транспортом.

CustomsForum.ru узнал у представителей логистических компаний, какие проблемы могут возникнуть у участников ВЭД в связи с этими нововведениями.

BMJ-logistics: данный эксперимент ФТС не совсем понятен

Заместитель генерального директора компании BMJ-logistics Константин Бондаренко для начала рассказал, как раньше функционировала схема оформления груза.

«Груз, который был доставлен на территорию России по морю или воздуху можно было перевезти на таможенный пост по процедуре таможенного транзита, в зоне деятельности которого находится фирма, где и проводилось таможенное оформление. То есть грузы, прибывшие морским транспортом, например, в Новороссийск, развозились по стране и оформлялись в региональных ЦЭДах. При этом нагрузка равномерно распределялась по всем ЦЭДам в стране».

Замгендиректора компании BMJ-logistics Константин Бондаренко

То же самое происходило и с прибывшими по воздуху товарами: если участник ВЭД не хотел оформлять груз, прилетевший в «Шереметьево», в авиационном ЦЭДе, к которому относятся все аэропорты Москвы, то он просто перевозил его по процедуре таможенного транзита на «свою» таможню, где и осуществлял оформление.

«Грузы оформлялись по месту нахождения постов фактического контроля, расположенных на складах временного хранения, которые были приписаны к определенным ЦЭДам. Участников ВЭД и их грузы, как правило, в региональных ЦЭДах уже хорошо знали, были знакомы со спецификой товаров, поэтому таможенный контроль в виде досмотров проводился редко, что положительно сказывалось на скорости оформления деклараций на товары. И все это делалось в рамках распоряжения 395-р от 29.10.20 «О проведении эксперимента».

Замгендиректора компании BMJ-logistics Константин Бондаренко

Теперь же в рамках нового эксперимента ФТС России декларации автоматически распределяются по ЦЭДам в зависимости от ряда критериев:

  • Первый критерий 

Диспетчеризация по виду транспорта. Если груз прибыл в Россию через морской порт, то ДТ будет зачислена в ЦЭД, к которому приписан морской порт, даже если вы перевезли товары в другую таможню и подали ДТ в региональный ЦЭД. 

«Таким образом, оформление всех грузов, которые пересекли границу РФ через морской порт, будут перенаправлены в морской ЦЭД. То же самое касается товаров, ввезенных самолетами. Таким образом, нагрузка на данные ЦЭДы существенно возросла, что негативно сказывается на скорости оформления».

Замгендиректора компании BMJ-logistics Константин Бондаренко

  • Второй критерий

При прибытии груза в РФ по железной дороге или автотранспортом вступает в действие второй критерий диспетчеризации — ФТС перенаправляет ДТ в ЦЭД, в регионе которого зарегистрирован участник ВЭД (по КПП), независимо от того, где фактически груз. Если клиенты питерской фирмы находятся в Москве, а сам груз фактически хранится на СВХ в московском регионе, то ДТ перенаправляется в Северо-Западный ЦЭД, который находится в Санкт-Петербурге.

«Казалось бы, почему бы и не Северо-Западный ЦЭД? Все бы ничего, однако ФТС не наладила настройки системы управления рисками и теперь, при оформлении ДТ не по месту фактического нахождения груза, срабатывает риск идентификации товара, а также применяется мера минимизации данного риска — досмотр, причем, как правило, полноценный, с пересчетом и взвешиванием всех товаров в партии, на которую подана ДТ. 

Таким образом, за прошедшие два дня ПФК московского региона, где находится большое количество грузов, в том числе прибывших морским и авиационным транспортом, получили огромное количество поручений на досмотр из морских и авиационных ЦЭДов, сопоставимое со среднемесячной нормой».

Замгендиректора компании BMJ-logistics Константин Бондаренко

Константин Бондаренко отмечает увеличение сроков досмотра с 1-2 дней до 5-7 дней в связи с многократно возросшей нагрузкой на инспекторский состав ПФК, а также нехваткой мест на СВХ. 

«На данный момент идет общественное обсуждение проекта приказа Минфина России «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций», в который бизнес-сообщество предлагает свои поправки и замечания, поэтому данный эксперимент ФТС не совсем понятен. 

Не ясна и причина, по которой участники ВЭД не были заранее проинформированы, ведь все последствия от простоя транспортных средств, увеличения сроков доставки грузов, дополнительных расходов на проведение досмотра (выгрузка/погрузка и т.д.) в конечном итоге ложатся именно на их плечи».

Замгендиректора компании BMJ-logistics Константин Бондаренко

AsstrA: лицензируемый товар и компании с низким уровнем риска

Руководитель таможенного отдела группы компаний AsstrA Анаит Василян привела примеры проблем, с которыми уже пришлось столкнуться из-за диспетчеризации ДТ.

«Первый пример касается лицензируемого товара. Лицензия зарегистрирована в Санкт-Петербургской таможне, декларацию присвоила Московская таможня, так как юрлицо зарегистрировано в Москве, в итоге было отказано в выпуске. Сейчас мы ждем разъяснения о том, как поступать в таких ситуациях».

Руководитель таможенного отдела группы компаний AsstrA Анаит Василян

Во втором примере Анаит Василян рассказала о компании, регулярно ввозящей оборудование, которое прибывало в порт Санкт-Петербург. Оттуда груз в режиме таможенного транзита следовал в Екатеринбург, где происходило таможенное оформление.

«В итоге сработала система управления рисками (СУР) и было установлено, что стоимость оборудования ниже установленного «риска», однако в рамках данного контракта стоимость была подтверждена ранее. 2 февраля 2021 года декларация зарегистрировалась в Балтийской таможне и это несмотря на то, что груз уже был вывезен в транзите в Екатеринбург». 

Руководитель таможенного отдела группы компаний AsstrA Анаит Василян

В итоге Балтийской таможней была назначена дополнительная проверка заявленной таможенной стоимости и выставлен расчет обеспечения.

«Есть информация, что данные изменения не касаются компаний с низким уровнем риска, которые входят в так называемый «зеленый коридор», а также, что это эксперимент и, если он вызовет волну негодования, то Приказ министерства финансов РФ от 18.02.2020 № 27н отменят, однако данную информацию подтвердить на 100% в настоящее время не представляется возможным».

Руководитель таможенного отдела группы компаний AsstrA Анаит Василян

«ДАКСЕР»: смена таможен для таможенного оформления не критична

Директор по таможенным операциям логистической компании «ДАКСЕР» Тимур Давиташвили также назвал введение диспетчеризации деклараций неожиданной мерой, о которой также никто не был предварительно информирован.

«Грузы, которые попадают под компетенцию по местам таможенного оформления, диспетчеризация не затронула. Товары, перевозимые другими видами транспорта (авто/ ж/д) оформляются по месту регистрации компаний в налоговом органе».

Директор по таможенным операциям логистической компании «ДАКСЕР» Тимур Давиташвили

По мнению Тимура Давиташвили, сложности возникнут у портов, которые относятся к таможням со своими особенностями в части процесса таможенного оформления. 

«Если раньше был вариант сделать транзит или подать декларацию в другую таможню (для компаний с низким уровнем риска), то сейчас его нет. Поэтому многим логистическим компаниям придется менять маршрут перевозки, чтобы избежать дополнительных расходов в порту, связанных с длительным процессом таможенного оформления.

В целом такая смена таможен для таможенного оформления не критична, но лучше всегда знать заранее о столь глобальных изменениях. Так как только с точки зрения теории таможня оформления не имеет значения, но везде есть свои особенности».

Директор по таможенным операциям логистической компании «ДАКСЕР» Тимур Давиташвили

FM Logistic: нарушение действующих законодательных актов

По словам директора подразделения по таможенному оформлению Global Supply Chain FM Logistic Елены Парамоновой, в процессе автоматического распределения массива ДТ не были учтены никакие таможенные процедуры, отличные от ИМ 40 (выпуск товаров для внутреннего потребления) и ЭК 10 (экспорт), а также товары, которые попадают под компетенции определенных таможенных органов.

«Так, декларации на товары, поданные по процедуре таможенного склада (ИМ 70), зарегистрированного в зоне деятельности Московской областной таможни, были автоматически распределены в авиационный ЦЭД Шереметьевской таможни и Балтийский ЦЭД по видам транспорта. 

После проведения обязательной маркировки товаров на таможенном складе будут поданы ДТ ИМ 40, которые по логике должны поступить в ЦЭДы согласно виду транспорта на границе, также как и ИМ 70, но их фактическое распределение мы узнаем только после подачи декларации ИМ 40».

Директор подразделения по таможенному оформлению FM Logistic Елена Парамонова

Также таможенные декларации на товары, попадающие под компетенции определенных таможенных органов, были автоматически распределены в ЦЭД по налоговому учету декларанта, несмотря на отсутствие компетенций по выпуску таких товаров у данного ЦЭДа.

«По результатам первого дня диспетчеризации вынуждены констатировать тот факт, что действующие законодательные акты в части компетенции таможенных органов, а также контроля за определенными видами таможенных процедур были нарушены введением данного процесса в той форме, в которой его осуществили».

Директор подразделения по таможенному оформлению FM Logistic Елена Парамонова

Представитель FM Logistic подчеркнула, что проект приказа Минфина РФ «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций», который находится на обсуждении, более адаптирован к реальным процессам, осуществляющимся в области таможенного дела.

«Мы не понимаем, почему при настройках, которые вся страна получила 1 февраля, не были учтены параметры, прописанные в данном проекте. К сожалению, не все участники ВЭД были осведомлены о фактическом внедрении данного алгоритма. Заинтересованные лица, столкнувшиеся с данным алгоритмом, не оставляют надежды, что в ближайшее время настройки системы все-таки приведут в соответствие с фокусом на нюансы по таможенным процедурам и компетенции таможенных органов, а автоматическое распределение массива деклараций на товары будет происходить с учетом этих особенностей».

Директор подразделения по таможенному оформлению FM Logistic Елена Парамонова

Kuehne+Nagel в России: в нашей работе пока серьезных трудностей не наблюдается

Директор по таможенным операциям Kuehne+Nagel в России Милана Меламуд рассказала, что компания пока не столкнулась с серьезными трудностями из-за эксперимента по диспетчеризации таможенных деклараций.

«В нашей работе пока серьезных трудностей не наблюдается. Прежде всего по причине того, что у нас нет большого количества клиентов, оформление поставок которых по новому алгоритму происходит на таможенных постах, отличных от используемых нами ранее. Основной поток деклараций оформляется по местам прибытия (авиа и морским транспортом) либо по месту регистрации большей части наших клиентов в Московской областной таможне».

Директор по таможенным операциям Kuehne+Nagel в России Милана Меламуд

Компания пока не располагает полной информацией со стороны ФТС по всем деталям работы нового алгоритма. В частности, пока не работает заявленная в приказе возможность подачи декларации на товары в любой таможенный орган вне зависимости от местонахождения товаров для участников ВЭД, отнесенных к категории низкого уровня риска.

«В возникшей ситуации мы можем только усилить подготовительный этап и обеспечить полный объем документов по возможным дополнительным запросам новых таможенных органов. Также мы рассчитываем получить уточненную информацию со стороны ФТС по принципам работы алгоритма для предварительного информирования клиентов об особенностях работы в таком формате и оперативной реакции на запросы таможенных органов».

Директор по таможенным операциям Kuehne+Nagel в России Милана Меламуд


Автор: Анна Михайлова
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

ТК Лизинг: эффективные программы лизинга для вашего бизнеса

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования