Таможенные платежи: участники ВЭД не спешат окончательно уйти в онлайн
CustomsForum.ru о тенденциях на рынке таможенных платежей, опасениях участников внешнеэкономической деятельности и новых технологиях.
По данным Центрального банка РФ, за первое полугодие 2017 года юридические лица с помощью платежных карт совершили 38,2 млн операций на сумму 1,12 трлн рублей. В первую очередь, бизнес интересовало снятие наличных - 14,9 млн операций на сумму 724,1 млрд рублей. На втором месте - оплата товаров и услуг (23,3 млн операций на сумму 400,9 млрд рублей). В эту сумму включены и операции по оплате таможенных платежей.
Сложно сказать, как именно участники ВЭД перечисляли деньги банкам и таможенным органам. Но, по данным операторов платежных систем, бизнес по-прежнему отдает предпочтение оплате таможенной картой через платежный терминал. А тем временем технологии не стоят на месте.
ЕЛС от ФТС
Новым игроком на рынке таможенных платежей стала… Федеральная таможенная служба России, запустившая в октябре 2016 года сервис «Единый лицевой счет».
«По состоянию на 15 сентября 2017 года технологию ЕЛС применяют почти две с половиной тысячи юридических лиц. Оформлено более 300 тысяч деклараций, сумма уплаченных платежей превысила 110 миллиардов рублей.
Общее количество действующих лицевых счетов участников ВЭД — 430 тысяч. Из них в первом полугодии по 107 тысячам лицевых счетов отмечалось активное движение денежных средств. Данные ЕЛС использовались 62 тысячами участниками ВЭД для уплаты таможенных платежей».
По словам заместителя начальника ГУФТД и ТР ФТС России Александра Голова, на базе «Личного кабинета участника ВЭД» и, в частности, Единого лицевого счета таможенники в настоящее время развивают все имеющиеся технологии уплаты, позволяющие бизнесменам в онлайн-режиме совершить платеж с использованием различных электронных платежных средств.
С помощью сервиса ФТС России участники ВЭД могут увидеть, как обстоят дела с денежными средствами на их лицевом счете: отчет о расходовании, подтверждение уплаты, остатки.
«К тому же, скорее всего, с декабря плательщик сможет в онлайн-режиме увидеть все сведения по задолженности, каким образом и подо что ему предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей».
На этом представители таможенной службы не собираются останавливаться, планируя и дальше развивать собственный сервис.
40 на 60
Но, как мы говорили ранее, далеко не все участники внешнеэкономической деятельности начали пользоваться электронными сервисами. Об этом говорит статистика лидера рынка таможенных платежей России — платежной системы «Таможенная карта».
«В настоящее время около 40% платежей проводятся в электронном виде, 60% - с использованием терминалов. Ситуацию можно сравнить с очень длительным по времени переходом человечества от счетов к калькуляторам. Клиенты привыкли пользоваться проверенным временем продуктом — с помощью удаленного терминала в своем офисе. Им проще пользоваться данной услугой, нежели перечислять таможенные платежи через интернет».
По словам Юлии Шуб, сложно проследить зависимость: какой вариант оплаты таможенных платежей, терминальный или электронный, выбирают представители того или иного сектора экономики.
«Разве что крупнейшие участники внешнеэкономической деятельности по-прежнему предпочитают платить таможенные платежи с помощью терминалов, которые они устанавливают у себя в офисе и подключают к рабочему месту сотрудника, занимающегося непосредственно декларированием».
С другой стороны, адаптироваться к новым технологиям бизнесу помогают участники платежной системы. Например, крупнейший партнер «Таможенной карты» - Сбербанк, с самого начала сотрудничества сделавший ставку на предоставление продукта именно в электронном виде.
«Клиенты Сбербанка пользуются только электронными картами. Интерес среди других участников платежной системы к появлению электронных карт в линейке их продуктов также велик. Это и понятно, ведь виртуальная карта позволяет быстро получить доступ к услугам по оплате таможенных платежей, удобна в использовании плюс выгодна в финансовом плане, поскольку она бесплатная».
Не стоит забывать и о тех участниках ВЭД, которые получают в одном из банков-эмитентов платежной системы пластиковую таможенную карту, но используют ее для онлайн-расчетов с помощью личного кабинета и декларантского софта.
Все дело в состоянии экономики и… психологии
Что тормозит повсеместный переход на оплату таможенных платежей в онлайн-режиме? Ну хотя бы ситуация в экономике. Да, статистика Федеральной таможенной службы вроде бы радует глаз: за 9 месяцев внешнеторговый оборот достиг 418,3 млрд долларов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25,3%. Но бизнес все-таки испытывает не лучшие времена.
«Количество участников ВЭД не уменьшается — уменьшается их оборот. Становятся меньше суммы контрактов, становится меньше количество точек такта. Если раньше какой-нибудь малый бизнес завозил 6-8 раз в год товар, то сейчас он завозит 3 раза — перед праздниками и большими покупками, тем самым снижая себестоимость завоза.
На самом деле участников внешнеэкономической деятельности ВЭД могло быть гораздо больше, чем мы видим сейчас. И количества сделок, соответственно, тоже могло бы быть больше. Но многие бизнесмены не могут собрать всю цепочку ценности за свой счет. Потому что дорого держать эту цепочку. А из-за одного такта или трех тактов в год никто не будет держать тебя и помнить, что он должен оказать тебе эту услугу».
Второй момент. Расходы на получение пластиковой карты бывают раз в несколько лет. Поэтому бесплатная виртуальная таможенная карта особо-то и не обладает в данном вопросе каким-либо преимуществом.
И, наконец, третий аспект — влияние общества и средств массовой информации на умы бизнесменов.
«В СМИ постоянно появляется информация о всевозможных способах мошенничества и кражи денег при проведении платежа в онлайн-режиме. Это тоже негативно влияет на клиентов в психологическом плане и тормозит переход на электронные платежи.
Со своей стороны мы обеспечиваем стопроцентную безопасность денежных расчетов. Мошенничество исключено благодаря нашей специализированности. Ведь перечислять платежи с помощью таможенной карты куда-то еще, кроме бюджета РФ и на счета самого клиента в госорганах, невозможно».
Пока же в сухом остатке: экспортерам по-прежнему непросто (в отличие от китайцев) поставлять товары за границу, импортерам жизнь осложняют действующие санкции (поиск путей обхода запретов), ситуация в стране (население старается по возможности экономить). Но есть и позитивные моменты — участникам ВЭД становится легче работать благодаря платежным сервисам и новым технологиям. Плюс ЦБ решил помочь, смягчив требования к валютному контролю.
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ввоз и вывоз одежды
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
«КВТ Сервис»