На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 18.08.2017 Курсы валют ЦБ РФ
Стратегический партнер проекта

Таможня-2015: плюсы и минуты проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза

2015-06-10 Таможня-2015: плюсы и минуты проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
10.06.2015 09:05 0 Архив |
Таможня-2015: плюсы и минуты проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
CustomsForum.ru, Николай Покровский
Руководитель Центра поддержки ВЭД и развития регионов Галина Баландина и директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Дмитрий Некрасов рассказали участникам бизнес-конференции о плюсах и минусах проекта Таможенного кодекса ЕАЭС
Прописанные в документе положения призваны облегчить деятельность участников ВЭД, но на деле могут принести еще больше забот и проблем бизнесменам.
3 июня в Москве прошла ежегодная бизнес-конференция «Таможня 2015: эффективное взаимодействие с бизнесом». Ее организатором выступил медиахолдинг РБК, а одним из информационных партнеров - портал CustomsForum.ru.

В ходе шестичасового общения представители федеральных органов власти, бизнес-сообщества и эксперты обсудили вопросы, касающиеся нововведений в таможенной политике России. Особое внимание было уделено плюсам и минусам проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который, по мнению чиновников, явился результатом взаимодействия органов власти и коммерческих структур на протяжении последних двух лет.

«Таможенный кодекс – это один из немногих проектов, работа над которым была изначально построена на диалоге между госорганами и бизнес-сообществом. Невозможно было услышать каждого бизнесмена, но, тем не менее, мы ориентируемся на вас, хотим выработать консолидированную позицию, - обратился к собравшимся директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Дмитрий Некрасов. – Впереди еще много дискуссий и споров, попыток устранить имеющиеся разногласия. Надеюсь, что достигнутые базовые договоренности сохранятся в оригинале документа и помогут вам в вашей работе».

Переход с бумаги на электронное декларирование


Какие перспективы заложены в кодексе? Например, по мнению спикера, приоритет электронного декларирования. Распространенные в настоящее время бумажные технологии должны стать исключением, применяющимся во внештатных ситуациях. И переход на электронное декларирование имеет далеко идущие последствия, поскольку задаст правильный ориентир для дальнейшего развития технологий.

Этот приоритет будет прописываться в нормативных актах, приказах ФТС России, в технологиях межведомственного взаимодействия, в интерфейсах, с помощью которых таможенные органы работают с участниками внешнеэкономической деятельности.

«В проекте Таможенного кодекса варианты бумажной работы будут ограничены определенными случаями. Когда использовать бумагу, к примеру, будет дешевле, чем внедрять электронные технологии. Это касается взаимодействия таможенных органов с физическими лицами, различных упрощенных порядков декларирования, специфичных товаров и внештатных ситуаций, - подчеркнул Некрасов. – Также одним из важнейших является подход, обеспечивающий возможность подачи таможенной декларации без заполнения документов. Он позволит таможенным органам обработать декларацию в оперативном режиме и выдать решение о выпуске товара в течение нескольких минут. Это произойдет, когда система управления рисками достигнет определенной стадии развития».

С возможностью подачи декларации без заполнения документов связан еще один немаловажный аспект Таможенного кодекса ЕАЭС – автоматический выпуск. Этот приоритет позволит таможенным органам переключить свое внимание на декларации, требующие повышенного контроля.

Как отметил докладчик, несмотря на отсутствие в настоящее время процедуры автоматического выпуска, значительная часть декларации проверяется достаточно формально. И связано это с нагрузкой, лежащей на инспекторах наиболее загруженных таможенных постов, где через специалиста в день проходит по несколько десятков деклараций. Спасает таможенные органы кризис и последующее падение товарооборота - сотрудники таможни успевают справляться с объемом работы. При увеличении товарооборота на фоне сокращающейся штатной численности таможенных структур возникнут проблемы с обработкой товаров, решить которые можно лишь качественным шагом вперед в плане развития системы управления рисками.

«Единые окна» планируют создать к 2020 году


Следующий подход в России уже реализован, однако в проекте Таможенного кодекса он появился впервые. Речь идет о возможности выпуска товаров под обеспечение. И не только в случае сомнений и последующей корректировки таможенной стоимости, но и тогда, когда существуют неясности с определением кода товарной номенклатуры ВЭД, страны происхождений, года производства.

Для перевозчиков будет интересен аспект мультимодальных перевозок, когда участникам ВЭД будет предоставлена возможность заполнить одну транзитную декларацию на все грузы, находящиеся в пути. Единственное условие – должно быть одно ответственное лицо, которое организует цепочку поставки со всеми перегрузками и сменами видов транспорта, проконтролирует соблюдение всех правил от начала и до конца.

«Долгое время ведется интересная работа над созданием «Единого окна», но ее результаты мы сможем почувствовать только через несколько лет. Есть сформулированная государственная воля, выраженная в решении президента и правительства. Но вот госорганы по большей части весьма инертны в этом вопросе, пытались на первых этапах отнекиваться от этой работы, - считает директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии. – За последнее время ситуация изменилась, госорганы начали понимать, что от них хотят, видеть ориентиры, куда им двигаться».

Согласно планам, национальные «Единые окна» и механизм их взаимодействия между собой должны быть созданы к 2020 году.

Упрощение наоборот


Руководитель Центра поддержки ВЭД и развития регионов Галина Баландина согласилась с чиновником – даже Федеральная таможенная служба в этот раз и то продемонстрировала удивительную способность идти на компромисс. Но договориться бизнесу с властями удалось далеко не по всем позициям проекта Таможенного кодекса, а грядущие нововведения не всегда призваны облегчить работу участника внешнеэкономической деятельности.

«Электронное декларирование и электронные технологии – это красная нить, проходящая по всему проекту ТК ЕАЭС. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. При вводе положения о подаче декларации без документов тут же появились дополнительные требования к указанию сведений в таможенной декларации, - возмущена Баландина. – Например, вы не представляете инвойс, но должны на артикульном уровне в таможенной декларации указать стоимость каждой единицы товара. Простите, мы может чего-то недопоняли – в чем заключается упрощение? В том, что мы вручную из инвойса переносим сведения в таможенную декларацию? При этом не исключается риск ошибок».

Выступающая поясняет: у одной ввозимой или вывозимой товарной позиции может быть огромное количество модификаций товара. И все они должны быть указаны в таможенных документах. У бизнес-сообщества возник резонный вопрос – а зачем вообще такая информация нужна таможенным органам? При этом инвойс требуют практически все государства мира, а в нашей стране хотят отказаться от его представления в ФТС.

«Спорим с Федеральной таможенной службой и по другому вопросу. Если груз прибывает морским транспортом, и мы при подаче декларации представляем в таможенные органы коносамент, почему таможенники требуют от перевозчиков эти документы? – задается вопросом Руководитель Центра поддержки ВЭД и развития регионов. – Причем, в письменном виде и в двух-трех экземплярах».

Электронными технологиями здесь и не пахнет?


Пользуясь случаем, она обратилась с вопросом к предыдущему спикеру.

«Дмитрий Викторович (обращаясь к Некрасову), вы говорите – электронные технологии и электронное декларирование. Отлично, декларирование электронное, а все предшествующие этапы по Таможенному кодексу - на бумаге? – недоумевает Галина Баландина. – Если для получения разрешения о выгрузке, на убытие, на помещение на временное хранение проставляется оттиск штампа на каком-то документе, я понимаю, что никаких электронных технологий здесь нет. И в ближайшее время не будет, поскольку заключаются международные договоры на многие века. Призываю вас, представителей госорганов, достигать компромиссов с бизнес-сообществом и доводить правильные идеи до логичного воплощения в жизнь».

Не менее интересный нюанс заключается в том, что в проекте ТК ЕАЭС прописана следующая норма на случай сбоев в информационных системах. Если электронное декларирование в данный момент недоступно, то декларант имеет право подать документ в письменном виде. И приписка – вне зависимости от того, подал ли специалист декларацию или нет, выпуск товаров будет осуществлен только возобновления работы электронной системы.

Предприниматели на совещании в Министерстве экономического развития возмутились – почему-то налоги они вынуждены платить в срок вне зависимости от того, сбоит электронная система или нет? А если не заплатят, то им грозит штраф.

«Почему все риски, связанные с работой информационной системы, по сути перекладываются на предпринимателей? Еще один момент – выпуск товаров осуществляется автоматической системой. Прочитав такое положение в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС, я сразу же озаботилась вопросом – а к кому мне обращаться в случае, если мои права каким-то образом будут нарушены? – вопрошает оратор. – К автоматической системе? Мы приветствуем нововведения, но так составлять документы нельзя! В итоге проект Таможенного кодекса получается по принципу – шаг вперед, два шага назад. Нужно его дорабатывать с учетом мнения всех заинтересованных сторон».
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей таможенной картой

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24/7. Получите таможенную карту в вашем банке.