Таможня-2015: плюсы и минуты проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза

2015-06-10 Таможня-2015: плюсы и минуты проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
CustomsForum.ru, Николай Покровский
Руководитель Центра поддержки ВЭД и развития регионов Галина Баландина и директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Дмитрий Некрасов рассказали участникам бизнес-конференции о плюсах и минусах проекта Таможенного кодекса ЕАЭС
Прописанные в документе положения призваны облегчить деятельность участников ВЭД, но на деле могут принести еще больше забот и проблем бизнесменам.
3 июня в Москве прошла ежегодная бизнес-конференция «Таможня 2015: эффективное взаимодействие с бизнесом». Ее организатором выступил медиахолдинг РБК, а одним из информационных партнеров - портал CustomsForum.ru.

В ходе шестичасового общения представители федеральных органов власти, бизнес-сообщества и эксперты обсудили вопросы, касающиеся нововведений в таможенной политике России. Особое внимание было уделено плюсам и минусам проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который, по мнению чиновников, явился результатом взаимодействия органов власти и коммерческих структур на протяжении последних двух лет.

«Таможенный кодекс – это один из немногих проектов, работа над которым была изначально построена на диалоге между госорганами и бизнес-сообществом. Невозможно было услышать каждого бизнесмена, но, тем не менее, мы ориентируемся на вас, хотим выработать консолидированную позицию, - обратился к собравшимся директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Дмитрий Некрасов. – Впереди еще много дискуссий и споров, попыток устранить имеющиеся разногласия. Надеюсь, что достигнутые базовые договоренности сохранятся в оригинале документа и помогут вам в вашей работе».

Переход с бумаги на электронное декларирование


Какие перспективы заложены в кодексе? Например, по мнению спикера, приоритет электронного декларирования. Распространенные в настоящее время бумажные технологии должны стать исключением, применяющимся во внештатных ситуациях. И переход на электронное декларирование имеет далеко идущие последствия, поскольку задаст правильный ориентир для дальнейшего развития технологий.

Этот приоритет будет прописываться в нормативных актах, приказах ФТС России, в технологиях межведомственного взаимодействия, в интерфейсах, с помощью которых таможенные органы работают с участниками внешнеэкономической деятельности.

«В проекте Таможенного кодекса варианты бумажной работы будут ограничены определенными случаями. Когда использовать бумагу, к примеру, будет дешевле, чем внедрять электронные технологии. Это касается взаимодействия таможенных органов с физическими лицами, различных упрощенных порядков декларирования, специфичных товаров и внештатных ситуаций, - подчеркнул Некрасов. – Также одним из важнейших является подход, обеспечивающий возможность подачи таможенной декларации без заполнения документов. Он позволит таможенным органам обработать декларацию в оперативном режиме и выдать решение о выпуске товара в течение нескольких минут. Это произойдет, когда система управления рисками достигнет определенной стадии развития».

С возможностью подачи декларации без заполнения документов связан еще один немаловажный аспект Таможенного кодекса ЕАЭС – автоматический выпуск. Этот приоритет позволит таможенным органам переключить свое внимание на декларации, требующие повышенного контроля.

Как отметил докладчик, несмотря на отсутствие в настоящее время процедуры автоматического выпуска, значительная часть декларации проверяется достаточно формально. И связано это с нагрузкой, лежащей на инспекторах наиболее загруженных таможенных постов, где через специалиста в день проходит по несколько десятков деклараций. Спасает таможенные органы кризис и последующее падение товарооборота - сотрудники таможни успевают справляться с объемом работы. При увеличении товарооборота на фоне сокращающейся штатной численности таможенных структур возникнут проблемы с обработкой товаров, решить которые можно лишь качественным шагом вперед в плане развития системы управления рисками.

«Единые окна» планируют создать к 2020 году


Следующий подход в России уже реализован, однако в проекте Таможенного кодекса он появился впервые. Речь идет о возможности выпуска товаров под обеспечение. И не только в случае сомнений и последующей корректировки таможенной стоимости, но и тогда, когда существуют неясности с определением кода товарной номенклатуры ВЭД, страны происхождений, года производства.

Для перевозчиков будет интересен аспект мультимодальных перевозок, когда участникам ВЭД будет предоставлена возможность заполнить одну транзитную декларацию на все грузы, находящиеся в пути. Единственное условие – должно быть одно ответственное лицо, которое организует цепочку поставки со всеми перегрузками и сменами видов транспорта, проконтролирует соблюдение всех правил от начала и до конца.

«Долгое время ведется интересная работа над созданием «Единого окна», но ее результаты мы сможем почувствовать только через несколько лет. Есть сформулированная государственная воля, выраженная в решении президента и правительства. Но вот госорганы по большей части весьма инертны в этом вопросе, пытались на первых этапах отнекиваться от этой работы, - считает директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии. – За последнее время ситуация изменилась, госорганы начали понимать, что от них хотят, видеть ориентиры, куда им двигаться».

Согласно планам, национальные «Единые окна» и механизм их взаимодействия между собой должны быть созданы к 2020 году.

Упрощение наоборот


Руководитель Центра поддержки ВЭД и развития регионов Галина Баландина согласилась с чиновником – даже Федеральная таможенная служба в этот раз и то продемонстрировала удивительную способность идти на компромисс. Но договориться бизнесу с властями удалось далеко не по всем позициям проекта Таможенного кодекса, а грядущие нововведения не всегда призваны облегчить работу участника внешнеэкономической деятельности.

«Электронное декларирование и электронные технологии – это красная нить, проходящая по всему проекту ТК ЕАЭС. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. При вводе положения о подаче декларации без документов тут же появились дополнительные требования к указанию сведений в таможенной декларации, - возмущена Баландина. – Например, вы не представляете инвойс, но должны на артикульном уровне в таможенной декларации указать стоимость каждой единицы товара. Простите, мы может чего-то недопоняли – в чем заключается упрощение? В том, что мы вручную из инвойса переносим сведения в таможенную декларацию? При этом не исключается риск ошибок».

Выступающая поясняет: у одной ввозимой или вывозимой товарной позиции может быть огромное количество модификаций товара. И все они должны быть указаны в таможенных документах. У бизнес-сообщества возник резонный вопрос – а зачем вообще такая информация нужна таможенным органам? При этом инвойс требуют практически все государства мира, а в нашей стране хотят отказаться от его представления в ФТС.

«Спорим с Федеральной таможенной службой и по другому вопросу. Если груз прибывает морским транспортом, и мы при подаче декларации представляем в таможенные органы коносамент, почему таможенники требуют от перевозчиков эти документы? – задается вопросом Руководитель Центра поддержки ВЭД и развития регионов. – Причем, в письменном виде и в двух-трех экземплярах».

Электронными технологиями здесь и не пахнет?


Пользуясь случаем, она обратилась с вопросом к предыдущему спикеру.

«Дмитрий Викторович (обращаясь к Некрасову), вы говорите – электронные технологии и электронное декларирование. Отлично, декларирование электронное, а все предшествующие этапы по Таможенному кодексу - на бумаге? – недоумевает Галина Баландина. – Если для получения разрешения о выгрузке, на убытие, на помещение на временное хранение проставляется оттиск штампа на каком-то документе, я понимаю, что никаких электронных технологий здесь нет. И в ближайшее время не будет, поскольку заключаются международные договоры на многие века. Призываю вас, представителей госорганов, достигать компромиссов с бизнес-сообществом и доводить правильные идеи до логичного воплощения в жизнь».

Не менее интересный нюанс заключается в том, что в проекте ТК ЕАЭС прописана следующая норма на случай сбоев в информационных системах. Если электронное декларирование в данный момент недоступно, то декларант имеет право подать документ в письменном виде. И приписка – вне зависимости от того, подал ли специалист декларацию или нет, выпуск товаров будет осуществлен только возобновления работы электронной системы.

Предприниматели на совещании в Министерстве экономического развития возмутились – почему-то налоги они вынуждены платить в срок вне зависимости от того, сбоит электронная система или нет? А если не заплатят, то им грозит штраф.

«Почему все риски, связанные с работой информационной системы, по сути перекладываются на предпринимателей? Еще один момент – выпуск товаров осуществляется автоматической системой. Прочитав такое положение в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС, я сразу же озаботилась вопросом – а к кому мне обращаться в случае, если мои права каким-то образом будут нарушены? – вопрошает оратор. – К автоматической системе? Мы приветствуем нововведения, но так составлять документы нельзя! В итоге проект Таможенного кодекса получается по принципу – шаг вперед, два шага назад. Нужно его дорабатывать с учетом мнения всех заинтересованных сторон».
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования