Участникам ВЭД: каким будет Таможенный кодекс ЕАЭС
Фото: CustomsForum.ru, Павел Косолапов
Советник отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Артур Лоцманов рассказал участникам ВЭД об особенностях проекта Таможенного кодекса ЕАЭС и сроках его вступления в силу
Портал CustomsForum.ru продолжает знакомить участников внешнеэкономической деятельности с наиболее интересными выступлениями экспертов в рамках бизнес-конференции «Таможня 2015: диалог власти и бизнеса».
Таможенный кодекс ЕАЭС по оптимистичным прогнозам вступит в силу с 1 января 2016 года
В 2016 году главным документом, регламентирующим таможенную политику в Евразийском экономическом союзе, должен стать Таможенный кодекс ЕАЭС. В настоящее время он находится в стадии проекта.
«Таможенный кодекс ЕАЭС должен вступить в силу в 2016 году. По самым оптимистичным прогнозам – с 1 января, но, может быть, и с 1 июля, - рассказал участникам бизнес-конференции советник отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Артур Лоцманов. – Он разрабатывается на основании ныне действующего Таможенного кодекса Таможенного союза. Нам необходимо кодифицировать более 30 международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе. 16 международных договоров кодифицируются в проект ТК ЕАЭС и полностью или частично утратят силу со дня вступления его в силу. 5 международных договоров сохранят самостоятельный характер».
Структура проекта Таможенного кодекса ЕАЭС немного изменилась по сравнению со своим предшественником – в нем будет 9 разделов, 60 глав, 455 статей, изложенных примерно 800 страницах, включая и 4 приложения. Разделы делятся на:
- Общие положения – 5 глав
- Таможенные операции и лица их совершающие – 6 глав
- Таможенные процедуры – 18 глав
- Таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины – 7 глав
- Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров – 6 глав
- Проведение таможенного контроля – 3 главы
- Таможенные органы – 7 глав
- Деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор – 8 глав
- Переходные положения – 13 статей
«В проекте большое внимание уделено вопросам ответственности и обязанностям таможенных органов. Предпринимателей, безусловно, заинтересует раздел «Деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор». В нем говорится и о владельцах складов временного хранения, таможенных складов, и о таможенных перевозчиках, - продолжил Лоцманов. – Институт уполномоченного экономического оператора будет развиваться, перспективы у него большие».
Выступающий затронул и такую немаловажную тему - как осуществляется таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе. Среди регламентирующих документов:
- Таможенный кодекс ЕАЭС
- Регулирующие таможенные правоотношения международные договоры в рамках Союза, с третьей стороной
- Регулирующие таможенные правоотношения акты органов Союза – Высшего Евразийского экономического совета (принятые на уровне президентов), Евразийского межправительственного совета (глав правительств) и Евразийской экономической комиссии
Применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, запреты и ограничения будут состоять из мер нетарифного и технического регулирования, экспортного контроля, мер в отношении продукции военного назначения, комплекса санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, а также радиационных требований.
«В Кодекса зафиксированы такие новеллы как приоритеты электронного декларирования, использование единого окна, применение предварительного информирования, автоматический выпуск, - подытожил советник отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК. – Это передовые вещи, которые, я надеюсь, будут реализованы на практике и помогут нашему бизнесу».
С самим проектом Таможенного кодекса ЕАЭС можно ознакомиться на этой странице.
Казахстан и Белоруссия: «Нам этого не надо»
В ходе выступлений прозвучала мысль, что одним из самых стабильных вопросов в таможенном законодательстве является раздел по определению таможенной стоимости.
«Нормативно-правовая база по определению таможенной стоимости в настоящее время регулируется Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, - напомнила начальник отдела нормативного регулирования определения таможенной стоимости Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Лариса Бондарь. – И ничего нового придумать в этом вопросе невозможно. Кто может оценивать соответствие таможенного законодательства ЕАЭС или российского законодательства нормам ВТО? Ни у одного национального органа таких полномочий нет. Это решает международная конференция. В чем заключается совершенствование нормативно-правовой базы? Только в том, чтобы обеспечить правильную трактовку этих норм».
По словам докладчика, больше 20 лет прошло с момента начала применения норм по определению таможенной стоимости. И все равно до сих сохраняется неоднозначное понимание этих норм, что ставит судебное сообщество в очень сложное положение.
Речь зашла и о том, что участники Евразийского экономического союза - Казахстан и Белоруссия не спешат принимать необходимые России законодательные акты.
«Они говорят – нам это просто не надо. Например, при определении таможенной стоимости мы должны ориентироваться на общепринятые принципы бухгалтерского учета. Мы формально должны ввести эту норму, а никому это не надо. Ерундовый документ, с которым чуть ли не два года колупались, - возмущается Бондарь. – Не можем до сих пор еще одно наше обязательство выполнить – принять внесенный на рассмотрение два года назад документ по процентным платежам. Федеральные органы внесли предложения – в тех случаях, когда разъясняющие нормы и соглашения не урегулированы на уровне Союза, они могут регулироваться на уровне национального законодательства».
В Евросоюзе законодательство общее, но разъясняющие документы у каждой страны свои. Минфином была подготовлена норма – позволить и в ЕАЭС на национальном уровне по тем вопросам, которые интересны для одной страны, разрабатывать свою нормативно-правовую базу.
«Время таможенного оформления товаров сокращается. Мы тоже подумали над тем, есть ли какие-то реальные шаги, которые позволят сократить операции и по определению таможенной стоимости, - подчеркнула начальник отдела нормативного регулирования определения таможенной стоимости Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина. – Нужно попытаться до начала декларирования товаров выбрать, какой метод определения таможенной стоимости может быть применен. Пока планируем, что такой подход может быть реализован в случае, если сделка совершена между взаимосвязанными лицами».
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
На форуме
- Ввоз и вывоз одежды
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
В блогах
Шленская Юлия
БлогиПрезидент группы компаний
«КВТ Сервис»
«Все решим по красоте»: топ-5 популярных обманов учвэдов«КВТ Сервис»