КС РФ не усмотрел двойного обложения при взимании платы в рамках «Платона», транспортного налога и акциза на топливо

2016-05-31 КС РФ не усмотрел двойного обложения при взимании платы в рамках «Платона», транспортного налога и акциза на топливо
Фото: depositphotos.com

При этом судебный орган признал недопустимым повышение установленного правительством РФ размера платы без указания на такую возможность в законе, а также внезапное изменение или отмену действующих в настоящее время понижающих коэффициентов

Конституционный Суд вынес решение по депутатскому запросу, касающемуся законодательных основ работы системы «Платон».

Предыстория такова: после запуска 15 ноября 2015 года системы «Платон» группа депутатов Госдумы обратилась в Конституционный Суд РФ в поисках правды. По мнению заявителей, плата за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 12 тонн по своей сути она является налогом. Соответственно, она должна устанавливаться федеральным законом, а не постановлением правительства РФ. Как, впрочем, и административная ответственность за несоблюдение требований по оплате проезда большегрузных автомобилей.

Депутаты посчитали, что данная мера в нарушение Конституции основана не на законе, а на акте исполнительной власти. Кроме того, они указали на то, что подобные санкции создают препятствия для свободного перемещения товаров по территории страны.

И сегодня, 31 мая, Конституционный Суд вынес свой вердикт.

«Взимаемая с большегрузных автомобилей плата за пользование федеральными трассами не обладает характеристиками налога. Суд не усмотрел двойного обложения при взимании одновременно с данной платой транспортного налога и акциза на топливо», — говорится в сообщении, размещенном на сайте КС РФ.

В то же время судебный орган признал недопустимым повышение установленного правительством РФ размера платы (помимо ее индексации) без указания на такую возможность в законе, а также внезапное изменение или отмену действующих в настоящее время понижающих коэффициентов.

«Кроме того, оператор не вправе непосредственно применять к плательщикам какие-либо меры принудительного характера, — решили в Конституционном Суде. — Штраф за нарушение правил оплаты пользования федеральными трассами не может налагаться в отсутствие вины владельца большегрузного транспорта. Он вправе доказать, что наличие формальных признаков правонарушения было вызвано не зависящими от него обстоятельствами (дорожной обстановкой, состоянием транспортной инфраструктуры или иными подобными причинами)».

Есть мнение


«Признав, что сбор платы с тяжелых грузовиков нельзя считать налогом, КС может возродить скрытую параллельную налоговую систему. Похожая ситуация сложилась в конце 90-х гг. — в 1996—1997 гг. КС уже отменял своими решениями замаскированные под сборы налоговые платежи, например, пограничный сбор за оформление на границы, — цитируют „Ведомости“ слова управляющего партнера „Пепеляев групп“ Сергея Пепеляева. — С тех пор появилось 50 обязательных неналоговых платежей. Когда от КС нет убедительной позиции, в чем отличие сбора от налога, правовой режим ослабевает, а налоговая система размывается».
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования