Александр Косов
Руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования Пепеляев Групп

Как избежать административной ответственности при недостоверном декларировании товаров

2015-04-24 Как избежать административной ответственности при недостоверном декларировании товаров
Фото: depositphotos.com
После принятия здравых на первый взгляд законодательных инициатив бизнес все равно должен взвешивать – а идти ли ему в таможенные органы или проще «закопать» товары?
Обзор вступивших в силу в этом году изменений в Кодексе об административных правонарушениях, касающихся вопросов таможенного декларирования товаров, и невозможности применения их на практике.
Федеральным законом от 12 февраля 2015 года № 17-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях наконец-то была внесена следующая норма: в случае добровольного обращения декларанта или таможенного представителя в таможенный орган о внесении изменений в таможенную декларацию это позволит избежать им административной ответственности.

Об этом очень долго говорили. Достаточно регулярно ситуации с пересортицей возникают не только у торговых, но и у производственных компаний. И всегда вставал вопрос – что делать с товарами, которые вы обнаружили у себя на складе при инвентаризации и которые не были правильно задекларированы на таможне? Можно ли их легализовать каким-то образом, что за это будет? Или, в общем-то, нужно их «закапывать» или как-то по-другому уничтожать?

Итак, что произошло после принятия закона. Этот законодательный акт непосредственно регулирует часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ и затрагивает только недостоверное декларирование. В какой-то мере он решает проблему пересортицы – если она не влечет за собой необходимость декларирования товара как отдельного товара. Если внутри заявленного товара перепутали количество единиц или артикулы, цвет, то этот вопрос, в принципе, решаем.

Но если мы говорим о пересортице, требующей отдельного декларирования товара в соответствии с правилами декларирования и классификацией по ТН ВЭД, об излишках, то, согласно разъяснениям Верховного Суда в связи со сложившейся практикой, такие правонарушения классифицируются не как недостоверное декларирование, а как недекларирование. И вышеуказанный закон эту проблему, к сожалению, не решает.

Новая норма лишь теоретически освобождает от ответственности


Есть ряд случаев, за которые раньше наказывали, несмотря на то, что выполнение требований законодательства не всегда зависело от декларанта или таможенного представителя. Дела возбуждались по таким основаниям, когда при декларировании:

  • допускались ошибки в цифрах (пропустили или указали не ту цифру в сумме)
  • допускались ошибки в валюте (доллары вместо евро)
  • продавцом ошибочно указывалась цена в инвойсе
  • приводилось неполное описание товара, повлекшее указание неправильного кода по ТН ВЭД ТС

Теперь же, если вы готовы пойти и внести изменения в таможенную декларацию по вопросам, касающимся таможенной стоимости или классификации по таможенной номенклатуре, то благодаря нововведениям можете избежать административной ответственности. Теоретически. Почему? Да потому, что есть целый ряд условий, которые в совокупности должны быть соблюдены.

Невыполнимые условия


Мы долго спорили и пытались убедить Федеральную таможенную службу в том, что предложенные таможенными органами условия применения положений, прописанных в части 2 статьи 16.2 КоАП РФ практически нивелируют новую норму. Сейчас объясню почему.

Если таможенный орган возбудил дело об административном правонарушении, то никакой добровольности уже нет. И в таком случае действия по внесению изменений в таможенную декларацию могут смягчить ответственность и не более того.

Следующие два условия очень критичные: проведение таможенного контроля после выпуска товаров и наличие задолженности по уплате таможенных платежей.

В законодательстве говорится о соблюдении в нашей ситуации такого условия: начата ли, проводится ли таможенная проверка в отношении декларанта, таможенного представителя, лица, обладающего полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя. Но как может декларант понять, проводится ли в отношении него такая проверка? Идет ли речь о данном товаре или это общая таможенная проверка?

На практике мы сталкиваемся со следующим положением дел. Если говорим о выездной таможенной проверке, то там все понятно и все урегулировано: – о начале вас должны уведомить, по окончании обязаны предоставить акт о результатах таможенной проверки.

Но есть такая форма, как камеральная таможенная проверка. И здесь никакой ясности нет – она может быть начата без вашего уведомления. Должностное лицо таможенного органа составило рапорт, проверка началась, инспекторы запрашивают у ваших контрагентов, у государственных органов данные, но вы об этом не знаете. И только обратившись в таможенный орган с корректировкой декларации на товары, сможете понять, умеете ли возможность воспользоваться новой нормой КоАП.

При «камералке» таможенники не обязаны предоставлять акт проверки


Следующий момент – вы получили требования о предоставлении документов и сведений в рамках камеральной таможенной проверки и ответили на запрос. Закончилась проверка или нет? Нет, она заканчивается лишь после составления акта по результатам камеральной таможенной проверки.

В течение какого срока должен быть составлен данный акт и есть ли вообще временные рамки для «камералки»? Законом этого не установлено. Более того, предусмотрено, что только в случае доначисления таможенными органами платежей вам должен быть вручен акт проверки. Если никаких доначислений нет, то проверяющие не обязаны вручать акт.

На практике складывается разная ситуация в разных таможенных органах. Кто-то составляет, кто-то предоставляет, кто-то боится: «если мы напишем акт о том, что не выявлены нарушения, нас потом могут наказать вышестоящие таможенные органы».

Из-за того, что акты не всегда составляются, у вас нет на руках документов, подтверждающих завершение камеральной таможенной проверки. А ведь для того, чтобы воспользоваться нормой о добровольном внесении изменений в декларацию, не должно быть таможенной проверки по вам и по вашему таможенному представителю. Последний вообще может обслуживать не только вас, а еще целый ряд компаний.

Даже если у таможенного представителя проводится проверка по чужим товарам, вы уже на освобождение претендовать не можете!

Если есть задолженность


Еще одно условие – есть ли задолженность? И сразу возникают вопросы – а задолженность у кого? Только у декларанта, который пришел с корректировкой таможенной декларации? Нет, еще и у его таможенного представителя!

У таможенного представителя только по вашим товарам? Нет, не только, ограничений таких нет! Если есть задолженность у таможенного представителя по любым другим партнерам, кому он оказывает услуги, это все тоже учитывается.

Если вы обжаловали требования об уплате таможенных платежей, позволит ли вам это воспользоваться нормой? На сегодняшний день - непонятно! Прямых положений нет, и как мы знаем на практике, все к данному пункту относятся формально.

Резюмируя все вышесказанное, скажу, что мы с большим сожалением проводили законопроект в Госдуму, превратившийся вскоре в закон. С моей точки зрения, в нем очень много нюансов, которые нужно учитывать перед тем, как принять решение – воспользоваться этой нормой или нет. По сути, бизнес сейчас опять должен взвешивать – а идти ли ему в таможенные органы или проще «закопать» товары?
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования