Коронавирус, нефть и рубль: доходов будет меньше, 25$ за баррель — самый крайний сценарий
Основная логика внесения поправок в бюджет нам всем известна — чтобы учесть задачи послания президента, на которые в этой трехлетке будет выделено за счет федерального бюджета 1 триллион 848 миллиардов рублей.
Сразу отмечу, что федеральный бюджет по доходам вырастет на 1 триллион 600 миллиардов за три года, а по расходам — в размере 1 триллион 400 миллиардов. Таким образом, задачи будут также решаться и за счет перераспределения расходов, в том числе расчетных расходов, которые заложены на второй и третий годы трехлетки.
Конечно, мы сегодня понимаем, что прогноз, который дан правительством к этому проекту закона, сегодня уже безнадежно устарел. И те цифры, которые берутся за основу — нефть 57,7 долл. за баррель и курс рубля 63,9 — они сегодня уже не будут реальными значениями, на которых будет строиться бюджет.
Сегодня нам нужно исходить из новых реалий, но трудно предсказать, какой основной сценарий будет в этом году
Наш Минэнерго говорит, что цены на нефть во втором полугодии этого года закрепятся на уровне 40-45 долл. за баррель, а в следующие годы — 45-50. Но все это тоже пока очень приблизительные оценки.
ОЭСР дает прогноз, что в связи с проблемой коронавируса мировая экономика снизит свой темп примерно на 0,4%. Но такой прогноз давали примерно три недели назад. Сегодня все ведущие аналитики дают более пессимистичный прогноз, и некоторые из них заговорили о мировой рецессии в этом году.
Повторяю, тем не менее, трудно сегодня говорить, какой сценарий окончательно победит.
Можно пользоваться и стресс-тестом, который провел Центральный банк
Стресс-тест Центрального банка присутствует в их документах. Он открыт в их оценках денежно-кредитной политики и экономического роста. При 25 долл. они делали прогноз, что ВВП у нас в этом году тогда будет снижаться и инфляция, соответственно, вырастет. Но, я думаю, что 25 — это самый крайний сценарий.
Если бы мы даже сегодня ориентировались на значения сегодняшнего дня, которые сейчас: цена около 35 долл. за баррель и курс рубля около 72 руб. за долл., то мы не получим нефтегазовых доходов около 3 трлн руб. Причем ниже цены отсечения мы не получим около 500 млрд руб.
Соответственно, дефицит бюджета в этом году может составить чуть меньше 2% ВВП. При этом темпы экономического роста в этом году будут ближе к нулю. Соответственно, и ниже будут значения всех других показателей с точки зрения роста реальных доходов населения.
Поэтому мы должны понимать, что перед нами такие вызовы стоят, такие риски стоят. Доходов будет однозначно меньше. Потому что если мы будем говорить при значении 35 долл. за баррель в среднем по году, то это тоже крайне жесткий сценарий.
Все-таки я думаю, что будет ситуация лучше
Ближайшие два месяца покажут, по какому сценарию пойдет вся мировая экономика, и сумеем ли мы купировать те риски, которые связаны с коронавирусом, которые влияют и на нефтяной рынок. Конечно, на это влияют и те события, которые происходят среди производителей нефти. Поскольку сегодня нет соглашения о ценах, то каждый будет бороться за свою долю на рынке и сохранение своей доли на рынке, и мы видим, как страна за страной вступают в ценовую войну на этом рынке.
Поэтому с учетом того, что сказало Минэнерго, я думаю, что где-то между 40 и чуть выше цена будет. То есть будет чуть лучше того сценария, о котором я сейчас сказал. Но он, тем не менее, предполагает, что все равно мы будем ближе к нулевым отметкам экономического роста. В позитиве, но ближе к нулю. И все равно мы получим в этом году дефицит федерального бюджета.
Соответственно, будут ниже инвестиции. Они, скорее всего, будут снижаться по сравнению с предыдущим годом. Это новые реалии.
Сегодня, я считаю, нам не нужно менять прогноз для принятия бюджета здесь, в Совете Федерации. Я думаю, те решения, которые приняты, должны исполняться. Увеличение расходов государства, тем не менее, будет осуществляться, в том числе и социальных расходов. Как мы знаем, основной пакет посвящен социальным расходам, но я еще раз повторю, что расходы по таким разделам, как образование или здравоохранение, вырастут на 0,1 п.п. ВВП.
И это неплохо, хотя это принципиально не меняет структуру госрасходов федерального бюджета, но уже в трехлетнем периоде на 3 год пока не возвращаются на предыдущий уровень. Я не раз говорил, что, на мой взгляд, сегодня недостаточное изменение структуры госрасходов, нам больше надо вкладывать в человеческий капитал.
Тем не менее, стимулирование потребительского спроса в этом году будет больше, и мы хотели ожидать более высоких показателей роста реальных расходов и снижения бедности. Но в условиях тех вызовов, о которых я сказал вначале, скорее всего, такого серьезного изменения в лучшую сторону не произойдет, наоборот мы встречаемся с вызовами даже сокращения, ну как минимум не уменьшения бедности, к сожалению, а может быть даже увеличения.
О том, что беспокоит
Часть расходов, которые сегодня вносятся, они остаются на резерве. Они будут зарезервированы. Общие резервы, которые в бюджете достигнут как по этим основаниям, так и по ранее, которые уже были в предыдущих вариантах бюджета, составит в этом году 457,5 миллиардов рублей, в следующем году 773,7 миллиарда, а в 2022 году 857 миллиардов.
Надеюсь, в течение двух-трех лет мы сумеем принять те нормативные акты, документы, обоснования проектно-сметные и прочие, которые потребуется, чтобы эти расходы встали на свое место.
Но мы помним, что в прошлом году у нас были не использованы расходы федерального бюджета на 1 трлн 122 млрд рублей. Мы должны думать о том, что эти зарезервированные средства — это риск того, что они позже начнут доводиться, тратиться и, соответственно, мы можем не успеть их использовать. Вот почему требуется повышение бюджетной дисциплины и дополнительное внимание к этому вопросу.
Я бы в завершение отметил, что часть доходов федерального бюджета будет обеспечиваться за счет продажи Центральным банком Сбербанка правительству. Или иначе я бы сказал, что будет происходить размещение средств Фонда национального благосостояния в акции Сбербанка. Даже в Государственной думе в ходе рассмотрения этого вопроса во втором чтении произошли изменения в параметрах продажи и параметрах финансовых потоков, которые следуют за продажей Сбербанка.
Сейчас ситуация становится более неопределенной, потому что предполагалось, что дополнительные доходы от нефти, которые идут сверх 7% ВВП, размещаемые на счетах Центрального Банка, будут тратиться на эти задачи и в течение трех лет будут средства Фонда национального благосостояния размещены в акции Сбербанка.
Сейчас с учетом того, что, скорее всего, мы не ожидаем в этом году, а может и в следующем, такого прироста этих нефтегазовых доходов — сверх 7% ВВП, размещенных на счетах Центрального Банка, — эту сделку, конечно, будет сложнее осуществить. Хотя повторяю, что это доходы, которые будут потом получены Центральным банком в виде прибыли и должны поступить в доходы федерального бюджета.
Но, поскольку это касается в основном только второго и третьего года, я думаю, что сегодня риски волне разумные. Сегодня можно идти на эти шаги, но держать во внимании, что один из источников будет, видимо, сложно реализовать или нам придется принимать дополнительные усилия, чтобы получить средства, которые предполагались в виде доходов от продажи Сбербанка.
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ввоз и вывоз одежды
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
«КВТ Сервис»