Владимир Булавин
Руководитель Федеральной таможенной службы России

О Doing Business Всемирного банка: любой рейтинг — дело рукотворное, объективности там мало

2020-01-13 О Doing Business Всемирного банка: любой рейтинг — дело рукотворное, объективности там мало
Фото: depositphotos.com
По действующим нормам контейнер после прибытия в морской порт может находиться там пять суток бесплатно
Сразу уточню — показатели раздела «Международная кооперация и экспорт» администрирует не ФТС России, а Минэкономразвития. Если вы возьмете последние данные — что нам намерил Всемирный банк по разделу экспорта-импорта — то по импорту 72 часа. При этом замеряется время, затраченное на поставку запчастей из Германии в Москву. По экспорту (металлолом из Санкт-Петербурга в Италию) — 66 часов.

Для того чтобы все стало всем понятно, мы попросили указать таможенную составляющую. Никто, конечно, замерять не стал. Они взяли из единого таможенного кодекса нашего и поставили четыре часа. Откуда взялось все остальное время? У нас действовало постановление правительства, которое обязывало доставлять контейнеры в порты за двое суток. Кроме того, по действующим нормам у нас контейнер после прибытия в морской порт может находиться там пять суток бесплатно.

Респондентов опрашивают — что у них происходит с грузом? Бизнес отвечает — стоит несколько суток. Но возникает вопрос — а кто на это влияет кроме тех, кто, собственно, и занимается доставкой груза? Поэтому в погоне за улучшением показателя надо начать зажимать дальше бизнес — чтобы он быстрее вывозил контейнеры из порта?

У нас, конечно, есть над чем поработать. В частности, надо изучить:

Состояние подъездных путей;

Как работают компании, занимающиеся разгрузкой/погрузкой;

За сколько времени они доставляют контейнер на досмотр/осмотр.

Что же касается таможни, то, как я уже сказал, нам ставят четыре часа. По факту у нас сегодня для безрисковых поставок при импорте — 1 час 20 минут, при экспорте — около 40 минут. Для рисковых поставок время может увеличиваться за счет отбора проб и образцов, направления их на экспертизу.

Любой рейтинг — дело рукотворное, объективности там мало

На одном из форумов был проведен интерактивный опрос бизнеса — как он считает, на каком месте Россия должна находиться по этому показателю с привязкой к таможенному оформлению? Все сказали — в двадцатке!

Любой рейтинг — дело рукотворное, объективности там мало. То, что мы по показателю находимся ниже Киргизии и Армении, — тоже о чем-то говорит. Берут и меряют Киргизию во взаимоотношениях с Россией. И ставят нули. Правильно — у нас ведь нет таможенного оформления с Киргизией. Если бы для нас также взяли и замерили торговлю с Белоруссией — у нас также вышли бы нули.

Поэтому рейтинг Всемирного банка не очень-то и прозрачен. Я в свое время дважды высказывал президенту Всемирной таможенной организации предложение — чтобы ВТамО взяла на себя обязанность выпустить свой рейтинг. Исходя из понятных составляющих. 

Когда мы спрашиваем Всемирный банк, на чем строятся ваши умозаключения, нам отвечают: на опросе респондентов! Кое с кем из этих респондентов мы потом поговорили — они при опросе пишут все что угодно.

И ведь для оценки есть не только временная, но еще и финансовая составляющая. Временная составляющая... Сколько нужно времени на подготовку электронной декларации? Все зависит от профессионализма декларанта — кто-то может за десять минут сделать, а кто-то сутки будет ее готовить. Все зависит от декларации — там может быть 500 позиций в одной товарной партии...

Для того чтобы поправить положение, прежде всего портовый бизнес должен посмотреть — может он быстрее работать или нет?

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования