Кейс: как компания «Протек» помогает улучшить качество фармдистрибьюции в России
Фото: Павел Косолапов,
Начальник отдела складского хозяйства ПРОТЕК Эдуард Марченко (в центре)
CustomsForum.ru о том, как одна из крупнейших фармацевтических компаний России подталкивает перевозчиков лекарственных средств к модернизации автопарка и соблюдению условий транспортировки ЛС.
В ходе прошедшей в начале февраля конференции «Логистика 2018. Инвестиции в эффективность» было представлено немало исследований и бизнес-кейсов, посвященных оптимизации логистических услуг, ключевым трендам рынка транспортных услуг.
В частности, начальник отдела складского хозяйства ПРОТЕК Эдуард Марченко осветил такую тему, как развитие фармдистрибьюции. Свою компанию спикер представил следующим образом:
«Каждая четвертая упаковка лекарственных средств, которые вы покупаете в аптеках, поставляется нашей компанией. Мы являемся национальным дистрибьютором и покрываем всю территорию Российской Федерации — от Калининграда до Владивостока».
По его словам, чистая рентабельность бизнеса очень низкая — 2-3%. Компания зарабатывает два-три миллиарда рублей в год чистой прибыли и при этом десятизначные цифры — примерно миллиард рублей — тратит на то, чтобы развести лекарства по аптечным пунктам и филиалам.
О госрегулировании
«Государственное регулирование жесткое, но долгие годы оно сосредотачивалось на вопросах хранения. И очень мало внимания уделялось вопросам транспортировки. Только в этом году приказом Министерства здравоохранения было определено такое понятие, как условия транспортировки лекарственных препаратов».
По его словам, 10-15 лет назад условиям транспортировки лекарственных препаратов не придавали нужного внимания. Особенно в нашей стране, где, между прочим, много климатических зон. Лекарства перевозились в неподготовленных автомобилях что зимой, что летом. Порой доставляемые из-за границы лекарства приходилось практически «выдалбливать» из контейнеров.
«Только в начале 2010-х годов в нашу страну из Европы пришли правила надлежащей дистрибьюторской практики. Все европейские компании стали заботиться о качестве и принесли данный подход в Россию.
Мы работали с иностранными поставщиками и также стали активно применять все новые правила. С 2011 года начали внедрять в компании правила надлежащей дистрибьюторской практики и были готовы к вступлению в силу требований российского законодательства».
В своем докладе спикер подробно остановился на том, как в компании происходила эволюция качества, напрямую связанная с транспортной логистикой.
О температурных режимах
В целом у компании по стране насчитывается около 45 тысяч активных клиентов. И как признался Эдуард Марченко, соблюдение температурного режима перевозки лекарственных средств — непростая задача. Особенно с учетом того, что товар нужно доставить через несколько климатических зон. А это более 20 температурных режимов хранения и транспортировки. Чтобы не нарушить условия хранения лекарственных средств, транспортное средство нужно подготовить к каждому из этих температурных режимов.
Все температурные режимы можно поделить на три основных диапазона, согласующихся с Государственной Фармакопеей: +2+8, +8+15 и +15+25 градусов по Цельсию.
«Причем режим +8+15 обширно присутствует исключительно в нашей стране — в большинстве европейских стран лекарственных средств такого режима в принципе нет. Это только наша локально-глобальная история, доставляющая много неудобств».
«Изучали, как тепловые потоки распределяются по транспортному средству»
Для того чтобы улучшить фармдистрибьюцию, в ПРОТЕК внимательно обновили все справочники по каждому лекарственному средству и условиям его транспортировки.
Очень много зависит от того, как спланировано товарное наполнение торговой точки: какой ассортимент и в каком количестве поставляется в филиал. В итоге можно сэкономить на логистике: машина с грузом не поедет в филиал до тех пор, пока не наберется нужно количество палет с товаром. После этого планируется доставка, и транспорт отправляется в путь.
В компании также разработали алгоритмы планирования для однопоставочного и многопоставочного режимов доставки. При многопоставочном режиме в филиалы товары возятся практически каждый день. При однопоставочном охватываются небольшие филиалы, в которые можно ездить один раз в неделю.
«Плюс мы оснащали транспорт средствами поддержания температурного режима и его контроля, параллельно изучая, как тепловые потоки распределяются по транспортному средству. Что позволило решить, куда поставить датчики, тепловую пушку, поскольку мы знаем, какой угол теплый, какой холодный.
С этих датчиков информация передается в нашу экспедицию, и на основании данных принимается решение о допуске транспортного средства».
В результате проделанной работы была внедрена система одного кузова — несмотря на несколько температурных режимов, весь товар должен ехать в одном кузове, в котором поддерживается оптимальный режим транспортировки.
Кстати, согласно новым требованиям каждое транспортное средство, задействованное в перевозке лекарств, должно пройти температурное картирование — с изучением распределения температуры внутри кузова.
Один кузов и несколько температурных режимов
При многопоставочном режиме поставка формируется по определенным группам температурных режимов. Например, в кузове может поддерживаться общий температурный режим +2+8 градусов Цельсия.
«И в нем едут товары группы +2+8 — холодильные товары, +2+15, +2+20, +2+25, +2+30 и так далее. То есть, те температурные режимы, которые пересекаются в диапазоне +2+8. Лекарственные средства других категорий не планируются в эту поставку».
Выступающий особо отметил общий температурный режим +15+25 — около 30% ассортимента поедет именно в таком кузове (+2+25, +2+30, +15+30).
При однопоставочном режиме, как мы уже говорили, товары примерно раз в неделю доставляются в филиалы компании. Соответственно, это могут быть лекарственные средства совершенно разных температурных групп. И под каждую из них нужно использовать дополнительные решения — термоконтейнеры, поддерживающие температуру +2+8 и +8+15.
«Термоконтейнеры не так уж и дешево стоят: один хороший — около 6-7 тысяч. Самое интересное, что многоразовых термоконтейнеров на рынке не так много. Да и несмотря на то что их называют многоразовыми, они очень хлипкие. Пару раз свозили товар — и можно выбрасывать».
Однопоставочный режим в основном используется тогда, когда до филиала можно доехать в течение четырех суток.
«Мы идем по пути укрупнения наших логистических центров, закрывая мелкие филиалы и переводя отгрузку на автоматизированные логистические центры. У нас этих логцентров становится все больше и больше, и мы в них товары доставляем практически каждый день».
Про аптечную доставку
Та же самая вышеописанная концепция применяется и при аптечной доставке. В обязательном порядке используются термоконтейнеры (отдельно — с иммунобиологией, отдельно +2+8 и +8+15), в самом кузове транспортного средства поддерживается температура +15+25.
Качественно переоборудовать одно транспортное средство под аптечную доставку стоит от 300 до 400 тысяч рублей.
«Не все перевозчики пошли по пути поддержания в кузове температуры +15+25, есть примеры, когда все возят при +2+8. В том числе и товары +15+25. Такие сигналы с рынка есть, но надзорные органы очень активно работают над этим вопросом. Постепенно весь рынок будет полностью соблюдать условия транспортировки».
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
«КВТ Сервис»