Логистика 2018: даже в Москве не верят в доставку интернет-заказов день в день

2018-02-08 Логистика 2018: даже в Москве не верят в доставку интернет-заказов день в день
Фото: Павел Косолапов,

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

CustomsForum.ru о том, какие тенденции сложились на российском рынке логистических услуг по итогам 2017 года.

На прошлой неделе в Москве прошла ежегодная конференция «Логистика 2018. Инвестиции в эффективность». Помимо бизнес-кейсов, в ходе мероприятия было представлено и одно очень любопытное исследование: руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян рассказала о ключевых трендах российского рынка транспортно-логистических услуг 2017 года.

Как пояснили CustomsForum.ru в РБК Исследования рынков, отчет подготовлен на основе изучения данных крупнейших логистических операторов, статистики рынка ТЛУ и смежных отраслей. При его подготовке также учитывались мнения ведущих экспертов рынка — топ-менеджеров компаний DHL EXPRESS, Ahlers, AsstrA, DACHSER, DSV, GEFCO, Instar Logistics, PONY EXPRESS, Ruscon, TELS, «ТРАСКО», ALIDI, «Байкал-Сервис», «ЖелДорЭкспедиция», «ИСР Транс», «ПЭК», «Совтрансавто», «ТранКо» и «Трансконтейнер».

Розница пытается вернуть докризисные позиции

По данным РБК Исследования рынков, за последние годы вырисовывается следующая картина динамики объемов коммерческих грузоперевозок (млн тонн), 2012 год — 3286, 2013 — 3224 (-1,9%), 2014 — 3126 (-3%), 2015 — 3012 (-3,6%), 2016 — 3046 (1,1%), 2017 — 3106 (2%). 

По видам транспорта, задействованного в грузоперевозках, по итогам 2017 года (в сравнении с 2016) наибольший прирост произошел в авиаперевозках (+16%), на втором-третьем местах железнодорожные (+3%) и автомобильные (+2%). Грузоперевозки внутренним водным транспортом, наоборот, показали снижение на 6%. В целом ситуация осложняется кризисом потребления. 

«В новейшей истории России не было такого, чтобы доходы населения на протяжении четырех лет подряд падали. Министерство экономического развития нас уверяет в том, что „вот-вот доходы населения будут расти“. А этого не происходило ни в 2016 году, ни в 2017.

К сожалению, по итогам прошедшего года мы также фиксируем падение реальных располагаемых доходов населения на 2%».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

По словам спикера, за последние четыре года доходы россиян упали на 11,1%, при этом рост цен на продукты питания, товары и услуги составил 35,8%. Все это логично привело к тому, что покупатели стали отказываться от импульсивных покупок.

Впрочем, розничный оборот потихоньку начинает подавать признаки жизни после кризиса 2014 года. Например, продовольственная розница — с −9% (2015 год) выросла до 0%, а непродовольственная — с −11 до 2%.

«В итоге происходит консолидация рынка — крупные игроки завоевывают все большую и большую долю рынка. При этом слабые игроки, неготовые предложить качественный продукт по разумной цене, уходят с рынка».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

Попутно в розничном сегменте происходят банкротства, слияния и поглощения компаний (покупка «Техносилы» сетью «Эльдорадо»). 

Как контрсанкции и девальвация рубля повлияли на логистику

Рост цен подтолкнула и девальвация рубля. Как результат, многие потребители оказались неготовыми покупать товары и услуги по новой цене. И бизнес был вынужден экономить на всем и не вкладывать издержки в конечную стоимость продукции, а оптимизировать свою деятельность.

«Мы видим определенную заинтересованность розничных игроков в снижении логистических издержек. Что может привести к возможному росту рынка логистического аутсорсинга».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

В РБК Исследование рынков проанализировали объем импортных поставок по странам, подвергшимся эмбарго, и государствах, которых санкционные войны напрямую не затронули. 

Поставки первых в сравнении с 2014 года снизились на 42% (ЕС — на 26,2%, Украина — на 59,3%). Импорт из стран, не подвергшихся эмбарго, несмотря на рост цен на зарубежные товары, практически вырос до уровня 2014 года.

«На фоне падения объемов поставок из Европы страны Востока и Азии начинают играть определяющую роль. Но есть и позитивные моменты — наконец-то мы видим позитивные подвижки с развитием импортозамещающих производств».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

Среди них производство трикотажной и вязанной одежды — на 14%, обуви — на 11%, тканей и лакокрасочных материалов — по 10%. 

Развитие e-commerce ведет к децентрализации логистики

Между прочим, производители данной продукции благодаря возросшему спросу своими заказами поддерживают логистические компании. А еще одним драйвером развития российского рынка транспортных услуг является e-commerce. За 2017 год рынок интернет-торговли вырос на 28% — до 1,25 трлн рублей. Но в структуре всей торговли показатели e-commerce по-прежнему выглядят невзрачно — около 4%.

«Однако и здесь мы видим определенные подвижки: в онлайне будут развиваться как продовольственные, так и непродовольственные сегменты. Потому что на рынок интернет-торговли выходят весомые игроки рынка. К примеру, «Перекресток» и «Ашан».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

Среди оффлайн-ретейлеров по доле e-commerce в структуре оборота лидируют «Петрович» (37%), «Связной» (24%), Baon (20%), Эльдорадо (17%) и М.Видео (16%).

«При этом развитие e-commerce ведет к децентрализации логистики. Оффлайн-игроки имеют выбор: выходить на региональные рынки, включать в географию мелкие города или, помимо географической экспансии, открывать интернет-магазины и получить доступ к тому же самому потребителю. Охват населенных пунктов доступом к интернету позволяет это сделать».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

Ясное дело, что самим выстраивать логистику с нуля достаточно сложно. По мнению выступающей, децентрализация логистики, открытие распределительных центров и сотрудничество с логистическими операторами — эти те шаги, которые позволят ретейлерам обеспечить своевременную доставку заказов своим клиентам.

Еще одно подспорье для логистов (но не для отечественных производителей) — непрекращающийся рост трансграничной торговли. С 8% в 2010 году доля кроссбордера в российском e-commerce выросла до 37% в 2017. По прогнозу Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2018 году она может достигнуть 45%. Просто ошеломительные цифры: рост количества заказов на внутреннем рынке — 8%, увеличение входящих международных отправлений — на 49%. 

Как российскому e-commerce окончательно не проиграть китайским маркетплейсам

На волне кризисных явлений популярность набрал Aliexpress — аудитория маркетплейса выросла с января 2014 года на 79%. 

«На сегодняшний день в армии поклонников Aliexpress 22 миллиона человек»!

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

Аналитики попросили онлайн-покупателей ответить на ряд вопросов. Например, какие характеристики важны им при выборе интернет-магазина. И ответы российским ретейлерам явно не понравятся.

В частности, 81% респондентов назвали главной характеристикой доступные цены. Здесь отечественному e-commerce без всякого рода пошлин и налогов с китайскими конкурентами не справиться.

54% ратуют в первую очередь за удобную и быструю доставку. Тут уже преимущество в принципе на стороне российских продавцов — из Китая посылки идут минимум неделю.

45% — подробное и достоверное описание всех товаров; наличие системы скидок, бонусов и специальных предложений.

«Даже в сфере интернет-торговли у логистических операторов есть огромные перспективы. Мы провели опрос и узнали, какой способ доставки предпочитают покупатели. И увидели, что 42% предпочитают доставку в отделения Почты России, 37% — самовывоз из пункта выдачи или розничного магазина. Доставку курьером выбирают лишь 19%».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

Именно в последнем пункте и скрыты те самые «огромные перспективы». Особенно в разрезе доставки в определенное время суток. Пока же дороговизна курьерской доставки и подчас неудобное время приезда курьера являются обоснованием такого низкого показателя. 

День в день — нереально!

Рынок логистики e-commerce будет развиваться и по направлению сокращения времени доставки.

«Из опроса мы также узнали, сколько времени россияне готовы ожидать доставку интернет-заказа. Получилась очень интересная статистика. Так вот, забудьте миф о том, что доставка „день в день“ — это реальность!».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

Только 2% опрошенных ожидают, что купленный товар привезут в день заказа (в случае с иностранной интернет-торговлей — 0%).

«Все мы реалисты и понимаем, что масштабы страны не всегда позволяют логистическим операторам быстро доставлять товары. Потребители это осознают и доставку из российских интернет-магазинов готовы ждать в среднем 9 дней, из зарубежных — 31 день».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

А вот как среднее время ожидания связано с российскими населенными пунктами (в скобках количество дней на доставку из иностранных интернет-магазинов):

  • Москва — 4,7 дней (27,6);

  • Московская область — 6,2 (29,5);

  • Санкт-Петербург — 7,1 (29,8);

  • Города-миллионеры — 9,4 (30,9);

  • Население от 500 тыс. до 1 млн — 11,4 (31,8);

  • Население от 100 до 500 тыс. — 11,6 (32,7).

«Даже в Москве доставку из российских интернет-магазинов готовы ждать практически пять дней! Это говорит о том, что логистическим операторам и онлайн-ретейлерам есть куда двигаться и развиваться».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

В написании обзора использованы материалы исследования «Российский рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ) 2017».

CustomsForum.ru продолжит знакомить вас с наиболее интересными выдержками из выступлений спикеров ежегодной конференции «Логистика 2018. Инвестиции в эффективность».

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования