На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 21.02.2018 Курсы валют ЦБ РФ
Стратегический партнер проекта

Логистика 2018: даже в Москве не верят в доставку интернет-заказов день в день

2018-02-08 Логистика 2018: даже в Москве не верят в доставку интернет-заказов день в день
08.02.2018 18:26 0 Архив |
Логистика 2018: даже в Москве не верят в доставку интернет-заказов день в день
Фото: Павел Косолапов, CustomsForum.ru

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

CustomsForum.ru о том, какие тенденции сложились на российском рынке логистических услуг по итогам 2017 года.

На прошлой неделе в Москве прошла ежегодная конференция «Логистика 2018. Инвестиции в эффективность». Помимо бизнес-кейсов, в ходе мероприятия было представлено и одно очень любопытное исследование: руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян рассказала о ключевых трендах российского рынка транспортно-логистических услуг 2017 года.

Как пояснили CustomsForum.ru в РБК Исследования рынков, отчет подготовлен на основе изучения данных крупнейших логистических операторов, статистики рынка ТЛУ и смежных отраслей. При его подготовке также учитывались мнения ведущих экспертов рынка — топ-менеджеров компаний DHL EXPRESS, Ahlers, AsstrA, DACHSER, DSV, GEFCO, Instar Logistics, PONY EXPRESS, Ruscon, TELS, «ТРАСКО», ALIDI, «Байкал-Сервис», «ЖелДорЭкспедиция», «ИСР Транс», «ПЭК», «Совтрансавто», «ТранКо» и «Трансконтейнер».

Розница пытается вернуть докризисные позиции

По данным РБК Исследования рынков, за последние годы вырисовывается следующая картина динамики объемов коммерческих грузоперевозок (млн тонн), 2012 год — 3286, 2013 — 3224 (-1,9%), 2014 — 3126 (-3%), 2015 — 3012 (-3,6%), 2016 — 3046 (1,1%), 2017 — 3106 (2%). 

По видам транспорта, задействованного в грузоперевозках, по итогам 2017 года (в сравнении с 2016) наибольший прирост произошел в авиаперевозках (+16%), на втором-третьем местах железнодорожные (+3%) и автомобильные (+2%). Грузоперевозки внутренним водным транспортом, наоборот, показали снижение на 6%. В целом ситуация осложняется кризисом потребления. 

«В новейшей истории России не было такого, чтобы доходы населения на протяжении четырех лет подряд падали. Министерство экономического развития нас уверяет в том, что „вот-вот доходы населения будут расти“. А этого не происходило ни в 2016 году, ни в 2017.

К сожалению, по итогам прошедшего года мы также фиксируем падение реальных располагаемых доходов населения на 2%».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

По словам спикера, за последние четыре года доходы россиян упали на 11,1%, при этом рост цен на продукты питания, товары и услуги составил 35,8%. Все это логично привело к тому, что покупатели стали отказываться от импульсивных покупок.

Впрочем, розничный оборот потихоньку начинает подавать признаки жизни после кризиса 2014 года. Например, продовольственная розница — с −9% (2015 год) выросла до 0%, а непродовольственная — с −11 до 2%.

«В итоге происходит консолидация рынка — крупные игроки завоевывают все большую и большую долю рынка. При этом слабые игроки, неготовые предложить качественный продукт по разумной цене, уходят с рынка».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

Попутно в розничном сегменте происходят банкротства, слияния и поглощения компаний (покупка «Техносилы» сетью «Эльдорадо»). 

Как контрсанкции и девальвация рубля повлияли на логистику

Рост цен подтолкнула и девальвация рубля. Как результат, многие потребители оказались неготовыми покупать товары и услуги по новой цене. И бизнес был вынужден экономить на всем и не вкладывать издержки в конечную стоимость продукции, а оптимизировать свою деятельность.

«Мы видим определенную заинтересованность розничных игроков в снижении логистических издержек. Что может привести к возможному росту рынка логистического аутсорсинга».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

В РБК Исследование рынков проанализировали объем импортных поставок по странам, подвергшимся эмбарго, и государствах, которых санкционные войны напрямую не затронули. 

Поставки первых в сравнении с 2014 года снизились на 42% (ЕС — на 26,2%, Украина — на 59,3%). Импорт из стран, не подвергшихся эмбарго, несмотря на рост цен на зарубежные товары, практически вырос до уровня 2014 года.

«На фоне падения объемов поставок из Европы страны Востока и Азии начинают играть определяющую роль. Но есть и позитивные моменты — наконец-то мы видим позитивные подвижки с развитием импортозамещающих производств».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

Среди них производство трикотажной и вязанной одежды — на 14%, обуви — на 11%, тканей и лакокрасочных материалов — по 10%. 

Развитие e-commerce ведет к децентрализации логистики

Между прочим, производители данной продукции благодаря возросшему спросу своими заказами поддерживают логистические компании. А еще одним драйвером развития российского рынка транспортных услуг является e-commerce. За 2017 год рынок интернет-торговли вырос на 28% — до 1,25 трлн рублей. Но в структуре всей торговли показатели e-commerce по-прежнему выглядят невзрачно — около 4%.

«Однако и здесь мы видим определенные подвижки: в онлайне будут развиваться как продовольственные, так и непродовольственные сегменты. Потому что на рынок интернет-торговли выходят весомые игроки рынка. К примеру, «Перекресток» и «Ашан».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

Среди оффлайн-ретейлеров по доле e-commerce в структуре оборота лидируют «Петрович» (37%), «Связной» (24%), Baon (20%), Эльдорадо (17%) и М.Видео (16%).

«При этом развитие e-commerce ведет к децентрализации логистики. Оффлайн-игроки имеют выбор: выходить на региональные рынки, включать в географию мелкие города или, помимо географической экспансии, открывать интернет-магазины и получить доступ к тому же самому потребителю. Охват населенных пунктов доступом к интернету позволяет это сделать».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

Ясное дело, что самим выстраивать логистику с нуля достаточно сложно. По мнению выступающей, децентрализация логистики, открытие распределительных центров и сотрудничество с логистическими операторами — эти те шаги, которые позволят ретейлерам обеспечить своевременную доставку заказов своим клиентам.

Еще одно подспорье для логистов (но не для отечественных производителей) — непрекращающийся рост трансграничной торговли. С 8% в 2010 году доля кроссбордера в российском e-commerce выросла до 37% в 2017. По прогнозу Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2018 году она может достигнуть 45%. Просто ошеломительные цифры: рост количества заказов на внутреннем рынке — 8%, увеличение входящих международных отправлений — на 49%. 

Как российскому e-commerce окончательно не проиграть китайским маркетплейсам

На волне кризисных явлений популярность набрал Aliexpress — аудитория маркетплейса выросла с января 2014 года на 79%. 

«На сегодняшний день в армии поклонников Aliexpress 22 миллиона человек»!

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

Аналитики попросили онлайн-покупателей ответить на ряд вопросов. Например, какие характеристики важны им при выборе интернет-магазина. И ответы российским ретейлерам явно не понравятся.

В частности, 81% респондентов назвали главной характеристикой доступные цены. Здесь отечественному e-commerce без всякого рода пошлин и налогов с китайскими конкурентами не справиться.

54% ратуют в первую очередь за удобную и быструю доставку. Тут уже преимущество в принципе на стороне российских продавцов — из Китая посылки идут минимум неделю.

45% — подробное и достоверное описание всех товаров; наличие системы скидок, бонусов и специальных предложений.

«Даже в сфере интернет-торговли у логистических операторов есть огромные перспективы. Мы провели опрос и узнали, какой способ доставки предпочитают покупатели. И увидели, что 42% предпочитают доставку в отделения Почты России, 37% — самовывоз из пункта выдачи или розничного магазина. Доставку курьером выбирают лишь 19%».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

Именно в последнем пункте и скрыты те самые «огромные перспективы». Особенно в разрезе доставки в определенное время суток. Пока же дороговизна курьерской доставки и подчас неудобное время приезда курьера являются обоснованием такого низкого показателя. 

День в день — нереально!

Рынок логистики e-commerce будет развиваться и по направлению сокращения времени доставки.

«Из опроса мы также узнали, сколько времени россияне готовы ожидать доставку интернет-заказа. Получилась очень интересная статистика. Так вот, забудьте миф о том, что доставка „день в день“ — это реальность!».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

Только 2% опрошенных ожидают, что купленный товар привезут в день заказа (в случае с иностранной интернет-торговлей — 0%).

«Все мы реалисты и понимаем, что масштабы страны не всегда позволяют логистическим операторам быстро доставлять товары. Потребители это осознают и доставку из российских интернет-магазинов готовы ждать в среднем 9 дней, из зарубежных — 31 день».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

А вот как среднее время ожидания связано с российскими населенными пунктами (в скобках количество дней на доставку из иностранных интернет-магазинов):

  • Москва — 4,7 дней (27,6);

  • Московская область — 6,2 (29,5);

  • Санкт-Петербург — 7,1 (29,8);

  • Города-миллионеры — 9,4 (30,9);

  • Население от 500 тыс. до 1 млн — 11,4 (31,8);

  • Население от 100 до 500 тыс. — 11,6 (32,7).

«Даже в Москве доставку из российских интернет-магазинов готовы ждать практически пять дней! Это говорит о том, что логистическим операторам и онлайн-ретейлерам есть куда двигаться и развиваться».

Руководитель аналитической группы РБК Исследование рынков Инга Микаелян

В написании обзора использованы материалы исследования «Российский рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ) 2017».

CustomsForum.ru продолжит знакомить вас с наиболее интересными выдержками из выступлений спикеров ежегодной конференции «Логистика 2018. Инвестиции в эффективность».

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей таможенной картой

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24/7. Получите таможенную карту в вашем банке.