Эксклюзив CF: как в России продвигается цифровизация карнетов АТА
Одним из событий второго дня деловой программы Международного таможенного форума — 2019, организованного Федеральной таможенной службы России, стала презентация «Меркурий II» — система цифровизации карнетов АТА».
Накануне мероприятия начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий Домодедовской таможни Максим Степин пообщался с редакцией портала для участников ВЭД CustomsForum.ru и поделился своими мыслями насчет дальнейшего развития процедуры выдачи карнета АТА в электронном виде. Предлагаем вашему вниманию цитаты из эксклюзивного интервью.
«Карнеты АТА в бумажном виде — это архаизм»
«В презентации „Меркурий II“ — система цифровизации карнетов АТА» отражены принципиально новые вещи, подготовленные Торгово-промышленной палатой России. Это уже вторая версия программы«.
«Смысл очень простой: карнет АТА, который востребован среди профессионалов, используется на бумаге и по сей день. Торгово-промышленная палата тоже отмечает, что это архаизм. Ведь на сегодняшний день уже билеты на трамвай можно покупать в электронном виде. Но категорию товаров, которая используется для организации и проведения культурно-массовых мероприятий, спортивных состязаний, обмена наукоемкой продукцией, на данный момент полностью оформить электронным способом невозможно».
«А ведь это такой сектор, который определяет в целом дальнейшее экономическое развитие страны, — данные товары ввозятся с целью демонстрации и дальнейшей закупки. И это выгодно и той стране, в которой будет происходить демонстрация, и той стране, которая демонстрирует товар. Но до сих пор оформление товаров происходит с использованием бумажного документа».
«В конечном счете от бумажного документооборота нужно отказываться. В ряде стран национальные гарантирующие ассоциации выдают в бумажном виде карнеты АТА и получают за это определенные деньги. Но есть и страны, где учет ведется в электронном виде. И в них держателями карнетов АТА могут совершаться операции с использованием различных информационных систем, в том числе таможенных служб».
«Таким образом, созданы упрощения для национальных карнетодержателей или людей, которые приезжают в страну, ввозят товар и тестируют систему оформления и отслеживания контроля. К таким развитым странам на сегодняшний день относятся только Китай и Россия».
«Несколько лет назад мы ездили в Пекин, смотрели их систему, и как раз в тот момент у нас начиналось собственное развитие информационных систем по линии Федеральной таможенной службы. Уже были наметки — как мы хотим это видеть, что получить в итоге. Опыт китайской стороны нами был положительно воспринят, и мы увидели, что в этом есть интерес и востребованность с обеих сторон».
«За короткий промежуток времени мы развили собственную систему, параллельно начали проводить работу по линии ВТамО, где есть административный комитет, который занимается упрощением этих формальностей. Если смотреть глобально, то существует целая программа „Развитие глобальной таможенной сети в рамках ВТамО“, первым этапом которой является цифровизация карнетов АТА».
О «Меркурии»
«В рамках программы Торгово-промышленная палата предложила проект „Меркурий“. Его первоочередная задача — это централизация учета, где будущий держатель карнета АТА должен просто завести данные автоматизировано или вручную в некую форму, включающую весь состав сведений по форме карнета АТА».
«Дальше эта форма должна пройти некий форматно-логический контроль — национальная гарантирующая ассоциация проверяет состав сведений и принимает решение о выдаче карнета АТА в электронном виде».
«В рамках этой программы предусматриваются несколько этапов развития с окончательным внедрением технологии в 2025 году. Это тот срок, к которому мы по идее должны полностью отказаться от бумаги и перейти к полному электронному сопровождению и оформлению товаров в странах ввоза и вывоза».
«Первый этап подразумевает электронное сопровождение формы вместе с карнетом АТА на бумажном носителе. Ведь в случае нарушения таможенного законодательства основанием для выставления требований на уплату таможенных платежей все равно является бумажный документ».
«На сегодняшний момент произошли изменения: карнет АТА может быть представлен в электронном виде, но дополнительные нюансы не определены, и законодательные нормы необходимо усовершенствовать».
Цифровое будущее карнетов АТА
«Все сводится к тому, что держатель карнета АТА получает уникальный идентификационный номер, который он подгружает в приложение „карнет АТА“ (оно уже доступно в магазинах интернет-приложений разных платформ). При запросе уникального номера пользователю выдается электронный образ карнета АТА, который можно использовать для совершения таможенных операций».
«Интерфейс интуитивно понятен: ты выбираешь направление перемещения и те товары, которые перевозятся. И тебе дается опция: ты должен в стране выезда оформить экспорт, а в стране ввоза — временный ввоз или транзит. Тебе выдается уникальный QR код, который ты предъявляешь должностному лицу таможенного органа. Мы его считываем, используя функционал «Меркурия».
«На первом этапе стратегическая задача — понять жизнеспособность этого проекта. Понять, как реагируют таможенные службы различных стран на работу с этим информационным сервисом. Как его воспринимают сами карнетодержатели, насколько им удобно пользоваться сервисом.
«Есть несколько дальнейших шагов, которые стратегически важны для российской стороны и которые ФТС продвигает на площадке ВТамО, — нам не совсем интересно работать на этой платформе, потому что у нас есть собственная достаточно хорошо разработанная IT-инфраструктура. Мы бы хотели выстроить некий механизм, где есть три субъекта и один объект. Объект — электронный карнет АТА, а субъекты: держатель, ТПП России (которая выступает неким шлюзом по приему/передаче информации) и ФТС России».
«Наша информационная система через технологическую карту межведомственного взаимодействия получала бы через Торгово-промышленную палату по запросу данные из того репозитория, где находятся сведения о выданных всеми ассоциациями карнетах АТА».
«Контроль станет автоматизированным, и это на руку карнетодержателю»
«Первая задача, которую призван решить „Меркурий“, — создание централизованного хранилища, где будут находиться данные обо всех выданных карнетах АТА».
«Мы уже понимаем, что можем с этим работать, как будем забирать нужную информацию и отдавать сведения, связанные с принятыми нами решениями. Фактически держатель карнета АТА просто „чекинится“ на каждом этапе, у него есть история совершенных операций, у него есть подсказка по времени, когда надо завершить те или иные процедуры. Самое главное — все могут спокойно отследить, где он был, что он делал и какие операции производил».
«Это удобно и самому карнетодержателю, потому что автоматизируется контроль. Ведь многие держатели карнетов АТА порой забывают, что им, к примеру, нужно при вывозе подать документы на реэкспорт. Забывают и спокойно уезжают в страну вывоза. Мы же выставляем требования. А потом выясняется, что в стране, из которой он вывозил товар, реимпорт оформлен. Нам говорят: «Вы там сами разбирайтесь, мы платить ни за что не будем».
«Благодаря автоматизации вопрос сводится на нет. Происходит централизация контроля, что будет достаточно удобно для всех субъектов».
«Руководство Федеральной таможенной службы одобрило участие в эксперименте и считает его важным и необходимым»
«И ТПП России также солидарна с нашим мнением. Тем более что технологическая карта по межведомственному взаимодействию по карнетам АТА у нас была реализована еще два года назад. И на сегодняшний момент дорабатывается в части экспорта товаров, которые от нас временно вывозятся в сопредельные страны. То есть, такие сведения в электронном виде мы сегодня уже получаем».
«А вот процедура получения сведений по товарам, которые временно ввозятся, сместилась на второй этап пилотного проекта „Меркурий“. Сначала надо подвести итоги первого этапа. Я надеюсь, они будут положительные, отзывы — объективными и не совсем негативными. Что даст толчок началу второго этапа — более важного для большинства участников процесса».
«Личный кабинет участника ВЭД не будет связан с «Меркурием»
«Личный кабинет участника ВЭД уже имеет сервис, который позволяет подать карнет АТА и выгрузить его в базу данных Федеральной таможенной службы. Человек, который хочет произвести операции, связанные с временным ввозом или вывозом товаров, может независимо от места и времени зайти в этот сервис, заполнить форму или подгрузить general лист, чтобы не заполнять форму вручную».
«Если состав сведений и структура отвечает условиям, то сведения выгружаются в базу данных. И декларанту больше ничего делать не надо. Дальше он приезжает на таможенный пост и говорит, что он подал карнет АТА через личный кабинет. Таможенники по номеру находят его в базе данных и берут в работу. В таком случае процедура оформления достаточно сильно сокращается — практически в два раза».
«Но Личный кабинет участника ВЭД не связан с Меркурием. Личный кабинет — это отдельный сервис, а его пользователь не является субъектом эксперимента. Кроме того, на сегодняшний день есть широкий круг решений от сторонних разработчиков с возможностью подачи и заполнения карнета АТА в электронном виде. Есть личные кабинеты, которые позволяют подать и выгрузить базу данных. Но все эти сервисы, все процедуры и опции живут пока отдельной жизнью. Поэтому правильным будет перейти на использование централизованной системы».
О роли Домодедовской таможни в цифровизации карнетов АТА
«Роль Домодедовской таможни заключается в том, что мы привлечены ФТС России к внедрению цифровых карнетов АТА как специалисты, которые имеют опыт в совершении этих операций. Один из наших сотрудников одобрен первым заместителем руководителя ФТС России Русланом Давыдовым в качестве представителя Федеральной таможенной службы по данному вопросу в ВТамО».
«У нас в Домодедовской таможне каждую неделю совершается от 40 до 70 операций с карнетами АТА. Если говорить об использовании полностью электронного карнета АТА, то соотношение — 60 на 40. Так, 40% карнетов АТА вручную заводятся должностным лицом таможенного органа. Все потому, что у нас два пункта пропуска. И самая большая проблема там, где приезжают физические лица — держатели карнета АТА. Они пока не могут заполнить электронную форму, поскольку являются иностранными гражданами».
«60% от общего количества держателей карнетов АТА передают сведения в электронном виде. При этом на грузовом терминале все 100% пользователей карнетов АТА подают помимо бумажного носителя электронную форму, упрощая, таким образом, жизнь и себе, и сотрудникам таможни. Таможенник принимает данные, проверяет, регистрирует и выпускает. И параллельно работает с бумажным носителем. Понятно, что от документов в бумажном виде надо отказываться, но для этого должно пройти еще некоторое время».
От редакции
Выражаем особую благодарность пресс-службе Домодедовской таможни за помощь в подготовке материала.
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ввоз и вывоз одежды
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
«КВТ Сервис»