Китай — ЕАЭС — ЕС: кто и как вредит развитию трансъевразийского транзита
Потенциал роста контейнеропотока - до 500 тыс. TEU в 2020 году
CustomsForum.ru знакомит с выводами доклада «Транспортные коридоры Шелкового Пути: анализ барьеров и рекомендации по направлению инвестиций», подготовленного Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития и Института экономики и развития транспорта.
На этой неделе Центр интеграционных исследований ЕАБР презентовал небезынтересный доклад, посвященный анализу влияния барьеров в сфере международных грузовых перевозок на логистику, транзитный потенциал и транспортные коридоры стран — членов ЕАЭС.
Представители Института экономики и развития транспорта и ЦИИ ЕАБР рассмотрели такие ограничения, как инфраструктурные (транспортная и логистическая инфраструктура), погранично-таможенные, административно-правовые. Плюс представили рекомендации по устранению барьеров в сфере международных грузовых перевозок по оси Китай — Евразийский экономический союз — Европейский союз.
Потенциал для роста есть, осталось решить ряд проблем
Аналитики оценивают потенциал дальнейшего роста контейнеропотока примерно в три раза за три года — до 500 тыс. TEU в 2020 году. Причиной тому является применяемый в настоящее время сквозной тариф (с учетом субсидий со стороны Китая) — 5500 долларов за 40-футовый контейнер.
По данным авторов доклада, точность движения контейнерных поездов на сегодняшний день достигла фантастического показателя — 99%. Все благодаря тому, что маршруты и расписание движения согласованы всеми участниками трансконтинентальных перевозок.
«Однако долгосрочный рост контейнеропотока сдерживается внешними и внутренними ограничениями, а также риском отмены китайскими провинциями субсидирования экспортных контейнерных перевозок. Для дальнейшего роста необходимы инвестиции в расшивку „узких“ мест физической железнодорожной инфраструктуры в ЕАЭС, более низкий тариф, а также гарантии сохранения субсидирования перевозок со стороны КНР».
Ограничения инфраструктурные: во всем виноваты поляки?
Говоря об инфраструктурных ограничениях, авторы исследования назвали острой следующую проблему: уже сейчас недостаточно имеющихся пропускных и перерабатывающих мощностей польских железных дорог, включая пункты пропуска на белорусско-польской границе.
Например, наиболее интенсивный трафик контейнерных поездов отмечается в погранпереходе Брест (Беларусь) — Малашевиче (Польша): через него проходят практически все маршруты, связывающие Китай и ЕС.
«С учетом текущего состояния инфраструктуры, локомотивного и вагонного парков в Польше существенный рост контейнеропотока через переход Брест — Малашевиче видится чрезвычайно проблемным. Уже сейчас вместо согласованных 14 маршрутов в сутки польская сторона принимает всего 9–10 составов».
А между тем Китай к 2020 году собирается отправлять в сторону Европы 5000 рейсов. Казахстан прогнозирует рост объема контейнерного транзита до 2 млн TEU.
«Требуются инвестиции и серьезные усилия по наращиванию мощности пунктов пропуска на территории Польши, а также развитие польской железнодорожной инфраструктуры по направлению Восток — Запад.
Однако Польша пока не инвестирует в маршруты по направлению Китай — ЕС, все ресурсы направляются на развитие железнодорожных маршрутов, соединяющих балтийские порты и юг Европы (Север — Юг). Это противоречит интересам трансъевразийского транзита».
У одних состав из 71 вагона, у других — не больше 43
В качестве еще одного ограничения, мешающего развитию трансконтинентального транзита, эксперты видят различия в длине контейнерных поездов:
на российских железных дорогах состав в среднем насчитывает 71 условный вагон (994 метра),
на БЖД («Белорусская железная дорога») — от 57 до 65 вагонов (до 910 метров).
«В Польше в соответствии с техническими регламентами длина состава не может превышать 600 метров. Таким образом, составы, которые выходят со станции Малашевиче, включают в себя максимум 43 вагона, перевозящих 86 TEU.
Следовательно, если в сторону Польши движется контейнерный поезд длиной 65 вагонов, то при перегрузке контейнеров в Бресте формируется один состав длиной 43 вагона, а оставшиеся 22 вагона будут ожидать формирования следующего поезда».
Естественно, такое ожидание приводит к потере времени, скоплению контейнеров в пунктах пропуска и, в конечном итоге, к росту издержек.
Польша находится на последнем месте в Европе по скорости движения грузовых поездов
Итак, сначала грузовладельцы ждут, когда не попавшие в число 43 счастливчиков вагоны с товарами будут сформированы в новый состав. А затем снова сталкиваются с негативным фактором, существенным образом сказывающимся на основном конкурентном преимуществе сухопутных контейнерных перевозок — времени доставки. И заключается данный фактор в низкой скорости движения грузовых составов в странах ЕС.
«Контейнерные поезда, двигающиеся с высокой скоростью по территории стран ЕАЭС (средняя участковая скорость составляет 41 км/ч), на территории ЕС резко замедляют свое движение. В Европе на международных участках грузовые поезда двигаются со средней скоростью 18.2 км/ч».
Причем все та же Польша находится на последнем месте в Европе по скорости движения грузовых поездов. А ведь стоимость грузоперевозки по странам Европы намного выше, чем, например, в России.
«В последние годы во многих странах ЕС грузовому движению поездов не уделялось должного внимания, в связи с чем отмечается явное отставание в развитии железнодорожной инфраструктуры, вызванное недостатком инвестиций, необходимостью модернизации».
Погранично-таможенные ограничения не столь принципиальные
Авторы доклада опровергают утверждение, гласящее, что ширина железнодорожной колеи и пограничные/таможенные досмотровые операции являются серьезными барьерами для развития грузоперевозок.
«Напротив, мы считаем, что эти два барьера относительно непринципиальны с точки зрения их влияния на стоимость и скорость доставки. Разница в ширине колеи приводит к необходимости перегрузки контейнеров или замены тележек на пограничных станциях. На это тратится в среднем от двух до шести часов.
На пограничные и таможенные досмотровые операции на территории стран ЕАЭС уходит, как правило, не более четырех часов».
«Нам не нужен «второй Транссиб»
Как считают представители Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития и Института экономики и развития транспорта, для увеличения пропускной способности сухопутных транспортных коридоров по оси КНР — ЕАЭС — ЕС и повышения их конкурентоспособности по сравнению с морскими маршрутами не требуются мегапроекты.
«Нужен не „второй Транссиб“, а точечная расшивка „узких“ мест транспортной инфраструктуры, требующая ограниченных капиталовложений, а именно: строительство дополнительных железнодорожных путей, электрификация участков железной дороги, обновление и модернизация тяговой силы, специализированный подвижной состав и инфраструктура пограничных переходов».
Также эксперты предлагают сделать упор на создании опорных транспортных хабов/терминально-логистических центров на территории России, Казахстана и Беларуси.
«Нехватка опорных ТЛЦ на территории ЕАЭС повышает общий пробег транспорта и, соответственно, транспортные расходы грузоотправителей, а также увеличивает время аккумуляции и дистрибуции грузов».
Новые транспортные хабы/ТЛЦ позволят обрабатывать на приграничных территориях входящие в ЕАЭС из Китая и ЕС контейнерные грузы. Затем товары могут экспортироваться железнодорожным/автомобильным транспортом в КНР и страны ЕС. А в перспективе возможна и аккумуляция грузов для дальнейшей дозагрузки транзитных контейнерных поездов.
Инвестиции нужно вкладывать в альтернативные маршруты...
Мотив понятный — страны ЕАЭС не в состоянии повлиять на ускорение строительства железнодорожной инфраструктуры Польши. Поэтому нужно рассматривать альтернативные направления. Такие как:
расширение практики использования транспортного узла Санкт-Петербурга;
использование в международном транзите транспортно-логистической инфраструктуры Калининградской области (перегрузочные пункты в Черняховске и Калининграде).
«Для полноценного использования данного маршрута необходимы инвестиции в увеличение перерабатывающих мощностей перегрузочных пунктов и инфраструктуру пограничных переходов (Польша — Калининградская область, Литва — Калининградская область)».
...И рекламировать европейцам трансъевразийские железнодорожные грузоперевозки
В ЦИИ ЕАБР подчеркивают: европейские грузоотправители не обладают достаточной информацией о таких преимуществах/условиях перевозок по сухопутным трансъевразийским транспортным коридорам, как:
сроки доставки,
количество используемых модальностей транспорта,
доставка «от двери до двери»,
стоимость доставки.
Им зачастую неизвестны как уровень развития транспортных коридоров, так и наличие существующих маршрутов (в первую очередь железнодорожных).
«Опрос европейских грузоотправителей показал, что компании, не имеющие опыта участия в трансъевразийских грузоперевозках, оценивают длительность доставки 40-футового контейнера в 20–30 дней и стоимость в $10–15 тыс. Это гораздо выше фактических показателей.
Необходимы усилия по популяризации трансъевразийских железнодорожных грузоперевозок по оси КНР — ЕАЭС — ЕС. Это поможет привлечь дополнительные грузопотоки из ЕС в КНР и, соответственно, снизить долю порожних контейнеров».
Справка CF
Евразийский банк развития (ЕАБР) — международная финансовая организация, учрежденная Россией и Казахстаном в январе 2006 года с целью содействия развитию рыночной экономики государств-участников, их устойчивому экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей. В настоящее время государствами — участниками банка являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, РФ и Таджикистан.
Центр интеграционных исследований (ЦИИ) ЕАБР — специализированный аналитический центр Евразийского банка развития. На Центр возложена организация исследовательской работы, подготовки докладов и рекомендаций по проблематике региональной экономической интеграции. За 7 лет с момента создания Центр выпустил 50 публичных докладов.
Источник: CustomsForum.ru
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ввоз и вывоз одежды
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
«КВТ Сервис»