ММЛФ-2017: компании недовольны качеством логистических услуг, но готовы ими пользоваться

2017-05-23 ММЛФ-2017: компании недовольны качеством логистических услуг, но готовы ими пользоваться
Фото: Павел Косолапов,
Заместитель директора Координационного совета по логистике Василий Демин ежегодно знакомит профессионалов с исследованиями логистического рынка

CustomsForum.ru о том, как российский бизнес оценил изменения, произошедшие в логистической отрасли в 2016 году, и что его ждет в этом году.

В рамках XX Московского Международного логистического форума итоги традиционного исследования «Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз, ключевые задачи и приоритеты компаний» представил директор Научно-образовательного центра инновационных технологий в логистике МАДИ, заместитель директора Координационного совета по логистике Василий Демин.

При этом были опрошены представители различных отраслей экономики: от 3PL до ретейла и машиностроения. Всем им предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся логистической сферы. Сегодня мы опубликуем итоги опроса российского бизнеса, процитировав наиболее значимые тезисы из выступления Василия Демина.

Какие главные логистические задачи были решены в компании в 2016 году?


— Отмечается устойчивая тенденция — в последние два года компании сконцентрировались на повышении уровня логистического обслуживания клиентов. На второе место по важности они поставили оптимизацию затрат.

Прим. редакции. На третьем месте со значительным отставанием ответ «создание собственных объектов логистической инфраструктуры».

Изменения в количестве персонала, занятого в логистике в 2016 году


— 2015 год считается провальным, поскольку тогда были массовые сокращения. В прошлом году темп сокращения персонала снизился. Хотя у части респондентов количество персонала увеличилось (прим. редакции — из них 75% ответили об увеличении на 2–20%, 25% опрошенных — на 21–40%), но в течение ближайших трех-пяти лет стоит ожидать локального сокращения даже в крупных компаниях.

Как изменился товаропоток компании в 2016 году?


— Отрадно видеть, что большая часть респондентов (83%) констатировала увеличение товарного потока. Из них примерно 60% ответили, что в их компании товаропоток вырос до 20%.

В нынешнем 2017 году 78% опрошенных собираются увеличить товаропоток, что повлияет на всю логистику. В частности, изменятся объемы перевозки, хранения, приобретения IT-систем.

Увеличились ли затраты на логистику в компании?


— Из полученных данных мы видим, что затраты увеличивались пропорционально товарообороту (у 56% респондентов). При этом 42% ответили, что затраты на логистику колеблются в пределах 5%. Обращаю внимание: это не в рамках всех цепочки поставок, а только затраты в рамках конкретной компании.

Прим. редакции. У 28% компаний затраты сократились, у 11% увеличились, но без изменения показателей товарооборота. У 18% опрошенных доля логистических затрат в стоимости продукции составила 16–20%.

В каком элементе логистической системы наибольшие затраты


— 61% респондентов указали, что наибольшие затраты в логистической системе относятся к транспортному обеспечению (24% — таможенное оформление). По мнению 41% бизнесменов, наименьшие затраты связаны с управлением закупками.

Основные сложности при работе с логистическими компаниями


— Бизнесу предлагалось оценить, какие сложности мешают развитию 3PL операторам и как преодолеть барьеры, которые есть в процессе взаимодействия между грузовладельцами и логистическими операторами.

По-прежнему далеко не на всем рынке отмечается одинаково высокий уровень качества, который способны поддерживать лишь некоторые компании. Итак, основные озвученные бизнесом проблемы:

  • срыв сроков поставки;
  • низкий уровень сервиса;
  • низкая квалификация персонала;
  • ограниченная география поставок;
  • высокая цена на услуги. 

Прим. редакции. Также были названы следующие негативные моменты: неготовность к внедрению новых IT-решений, отсутствие современной обратной связи, неравномерное развитие инфраструктуры по регионам, низкая прозрачность ценообразования, неумение поддерживать постоянное высокое качество.

Однако далее мы видим противоположную картину: каждый год количество компаний, которые планируют воспользоваться услугами логистических операторов, перейти на 3PL аутсорсинг, увеличивается-либо вырастают объемы получаемых услуг, либо фирмы впервые начинают пользоваться логистическими сервисами.

Прим. редакции. 44% ответили, что начнут использовать логистические услуги, 12% — намерены увеличить объемы получаемых услуг. Оставшиеся 44% не собираются ничего менять.

Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений или технологий в логистике?


— За последние пятьдесят лет логистика прошла солидный путь. И за последние три года проведения исследований видим, что для 39% респондентов внедрение новых IT технологий, систем планирования и грузообработки является приоритетом на ближайшее время.

Прим. редакции. Еще 39% планируют заняться этим в среднесрочной перспективе, 17% не считают инновационные решения важными для бизнеса.

Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?


— 48% компаний задумываются над оптимизацией затрат за счет проведения анализа, аудита и тщательной диагностики внутренних процессов, а также экономии за счет внутренних затрат. Среди озвученных способов оптимизации — внедрение систем управления (WMS, TMS, SCM), «Бережливого производства», переход на аутсорсинг.

Прим. редакции. Также названы такие варианты, как повышение квалификации персонала, использование единых информационных платформы с клиентами и партнерами.

Какие логистические задачи вам предстоит решать в 2017 году?


— Ответы опрашиваемых разделились пропорционально: одни планируют повышать уровень логистического обслуживания клиентов, другие — собираются создавать собственные объекты логистической инфраструктуры.

Основные тенденции в логистике, наметившиеся в России в последние три года


— Среди них автоматизация (50%), аутсорсинг и оптимизация затрат (по 19%). Мы рекомендуем обратить внимание на следующие вопросы, которые позволят улучшить логистические процессы:

  • формирование профессиональных компетенций специалистов, задействованных в логистических процессах;
  • улучшение качества данных, внедрение системы нормативно-справочной информации и тарификация логистических операций;
  • комплексная, не локальная автоматизация логистических процессов;
  • внутренний или независимый аудит логистических процессов;

Он дает, как правило, от 15 до 30% экономии расходного бюджета компании.

  • использование стандартов и лучших практик отрасли.

В прошлом году мы провели еще одно глобальное исследование. В нем сконцентрировали информацию о 50 самых крупных проектах в области промышленности и инфраструктуры, которые будут реализованы в России в ближайшие пять лет. Критериями отбора данных проектов стал уровень инвестиций — от 10 миллиардов рублей и генерирование ими больших объемов грузопотоков.

В Топ-50 вышли предприятия из нефтегазовой отрасли (46%), горно-обогатительной отрасли (23%), электроэнергетики и атомной энергетики (17%). Суммарный объем инвестиций превышает 500 триллионов рублей, а совокупный бюджет выше бюджета некоторых граничащих с Россией стран.

Но, тем не менее, данные проекты как большой плюс для России, так и большая опасность. Так как в регионе их реализации полностью вымываются все ресурсы — транспорт, квалифицированных рабочий. Под каждый из проектов создается своя логистика, без ориентации на коллег и возможности региона.

В этом году вместе с немецкими партнерами проводим моделирование логистики России с учетом вышеуказанных 50 проектов. И, надеюсь, что к концу этого года — началу следующего покажем пути: как можно объединить логистические потоки, как получить эффект синергии. Чтобы эти проекты стали не разрушительной, а положительной силой логистики в стране.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования