Коронавирус vs логистика: как пандемия скажется на грузоперевозках

2020-03-18 Коронавирус vs логистика: как пандемия скажется на грузоперевозках
Коронавирус vs логистика: как пандемия скажется на грузоперевозках
Фото: Syed Zaheer, flickr.com
Новые маршруты и поставщики вряд ли будут сопоставимы по стоимости с Китаем, так что всех потребителей ждет удорожание товаров еще и из-за изменений в логистике

Как рассказала CustomsForum.ru руководитель отдела международной логистики ГК АРИВИСТ Елена Николаева, мировой ВВП в 2020 году из-за коронавируса недосчитается порядка 1,1 трлн долларов. А Россия, по словам главы Минфина Антона Силуанова, ежедневно теряет 1 млрд рублей.

Как известно, 23 января 2020 года китайские власти признали эпидемию коронавируса, вспышка которого началась в Ухани. Пекин задействовал целый ряд мер, направленных на пресечение распространения заболевания, в том числе полностью изолировал 16 крупных городов, в которых проживает около 50 миллионов человек.

Также были введены ограничения на международные пассажирские перевозки — в частности, США, Гонконг и Тайвань прекратили авиасообщение с КНР. Так началась эпидемия коронавируса, которая переросла в пандемию, до сих пор оказывает и в ближайшее время будет оказывать существенное влияние на многие сферы деятельности в целом и транспортную отрасль в частности.

«Проблема заключается еще и в том, что вспышка эпидемии совпала с Китайским Новым годом и длительными двухнедельными каникулами, в течение которых совершается почти 3 миллиарда пассажирских перевозок. Для многих предприятий этот период — самый важный в году, потому что именно в это время они получают подавляющую часть своей ежегодной выручки».

Руководитель отдела международной логистики ГК АРИВИСТ Елена Николаева

Китайские новогодние каникулы плавно перешли в карантин, отгрузки из Поднебесной замерли практически на месяц

Но еще до китайского Нового года производители старались отгрузить как можно больше товаров, успеть на суда и железнодорожные поезда по любым ставкам.

«В начале января ставки на фрахт в порт СПб приближались к usd 3000/40’HC, на февраль — март они существенно снизились, чтобы восстановить объем перевозок. В период эпидемии китайские агенты пытались обеспечить онлайн-работу, но ситуация была вялотекущей из-за закрытия китайских производств.

Часть компаний отправила сотрудников в вынужденные отпуска. Множество дорог, терминалов и заводов в Китае было закрыто, отгрузки не производились, а основные контейнерные линии объявляли blank sailings (судно пропускает один порт или отменена рейсов)».

Руководитель отдела международной логистики ГК АРИВИСТ Елена Николаева

Морские линии вынуждены были отменять судорейсы и терпеть дополнительные расходы. А им, по словам спикера, и так пришлось несладко из-за введения с января 2020 года новой нормы Международной морской Организации IMO 2020, предполагающей переход на более экологичный вид топлива. Эпидемия же усугубила ситуацию. Из-за этого морские логистические гиганты, чтобы не стоять на простое, отправили часть судов на реконструкцию и изменили маршруты.

Еженедельно китайские агенты присылали сводки по работе производств, портов, морских линий в каждом регионе. Вот такая картина вырисовывается на примере Шанхая:

  • Week 8 — 25% Factory resume to work, 35% Seldom drivers back to work, 80% container yard, 50% warehouse;

  • Week 9 — 40% Factory resume to work, 60% Seldom drivers back to work, 95% container yard, 90% warehouse;

  • Week 10 — 60% Factory resume to work, 90% More drivers back to work, 100% container yard, 70% warehouse;

  • Week 11 — 80% Factory resume to work, 100% More drivers back to work, 100% container yard, 90% warehouse.

«Для России данные сводки невероятно актуальны, так как основной объем импорта именно из Поднебесной. Например, по данным ФТС, на долю КНР приходится больше 40% в структуре российского импорта одежды и аксессуаров. Глава Минфина России Антон Силуанов уже заявил, что из-за коронавируса наша страна ежедневно теряет 1 млрд рублей».

Руководитель отдела международной логистики ГК АРИВИСТ Елена Николаева

Как отметила Николаева, современная экономика направлена на минимизацию товаров на складе, соответственно, ближайшие несколько месяцев обычный потребитель не будет ощущать этот перерыв в поставках и изменения, но впоследствии нас ждет дефицит, а в дальнейшем и удорожание товаров.

«По оценке Oxford Economics, мировой ВВП в 2020 году потеряет из-за коронавируса порядка 1,1 трлн долларов. Это означает, что коронавирус, по нынешним оценкам, способен замедлить рост мировой экономики почти на треть, а это очень серьезно».

Руководитель отдела международной логистики ГК АРИВИСТ Елена Николаева

Какие ожидать последствия, что будет со ставками фрахта и железнодорожными тарифами

На данный момент (начало марта 2020) начинаются активные отгрузки из Китая, морские линии держат низкий фрахт, чтобы заполнить суда. Ставки по сравнению с предновогодними отличаются существенно, но по оценке экспертов, к концу марта вернутся на прежний уровень.

«Есть тенденция в изменении направлений грузопотоков. Часть отгрузок будут переводить с моря на ж/д из-за более привлекательного транзитного времени, так как дефицит продукции в связи с перерывом в поставках в один месяц скажется и не останется незамеченным. Опять же все зависит от местоположения производителя. Если речь идет о центральных провинциях Китая, то железнодорожная доставка становится более привлекательной и по ценам, и по транзитному времени».

Руководитель отдела международной логистики ГК АРИВИСТ Елена Николаева

Назрела еще одна проблема, являющаяся следствием приостановок отгрузок — дефицит линейного контейнерного оборудования, так как большая часть застряла в Китае.

«На данный момент, экспортные суда букуются уже на несколько месяцев вперед и ставки на экспортные отправки взлетели».

Руководитель отдела международной логистики ГК АРИВИСТ Елена Николаева

Авиаотгрузки частично приостановлены: все зависит от того, будет ли закрыто авиасообщение из Китая и Кореи.

«В свое время мы уже сталкивались с разными сильными эпидемиями — птичий грипп, свиной грипп, но государственные границы не закрывались, поэтому глобальной логистической проблемы не было. В ситуации с коронавирусом развитие дальнейших событий зависит от политических действий, от решений по закрытию границ или просто ограничениями по домашним карантинам».

Руководитель отдела международной логистики ГК АРИВИСТ Елена Николаева

Для промышленности Китая эпидемия также не пройдет без последствий

Китай участвует во множестве международных производственных цепочек, и некоторые из них уже нарушены. Провинция Хубэй, откуда и начал распространяться коронавирус, находится в центральной части Китая и поэтому является важным транспортно-логистическим узлом для всей страны.

Кроме того, в провинции располагаются производственные мощности китайских автомобильных концернов, а также металлургических, нефтехимических, текстильных, агропродовольственных и других предприятий.

«Разумеется, в период карантина бизнес может распродавать товар из складских запасов, расположенных в других провинциях. Но если период карантина затянется, простой китайских заводов отразится как на экономике самой Поднебесной, так и на международном рынке в целом».

Руководитель отдела международной логистики ГК АРИВИСТ Елена Николаева

На данный момент, по оценкам экспертов, в Китае пик коронавируса пройден, и производители очень активно работают, пытаясь минимизировать отрицательные последствия таких вынужденных каникул. Но пошла волна эпидемии по странам и все зависит от масштабов распространения.

«Конечно, перевозки не остановятся — логистика нужна всегда и везде. Но будет иметь место перераспределение потоков, новые маршруты, новые поставщики, которые вряд ли могут быть сопоставимы по стоимости с Китаем. Так что нас ждет удорожание товаров в целом.

Для многих логистических компаний любая кризисная ситуация — это возможность проявить свой опыт, профессионализм и компетенцию в предложении альтернативных маршрутов».

Руководитель отдела международной логистики ГК АРИВИСТ Елена Николаева

Советы для грузоперевозчиков, пересекающих границу во время режима ЧС

В Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» автомобильным грузоперевозчикам советуют соблюдать следующие правила:

«По пути следования иностранного перевозчика к месту назначения и обратно, необходимо свести к минимуму контакты водителя с населением, а также представителями контролирующих органов».

Из сообщения на сайте НПП РК «Атамекен»

Водитель должен строго следовать на склады временного хранения назначения и находится в кабине автомобиля;

Пребывание в общественных местах по собственной инициативе запрещено;

Водитель имеет право посещать АЗС, пункты общественного питания, продуктовые магазины, специально оборудованные стоянки для авто, либо СТО в случае поломки автомашины.

Как вести себя во время погрузки/разгрузки товара

«После таможенной очистки и выгрузки автомашины иностранный перевозчик имеет право загрузить автомашину и осуществить таможенное оформление груза с условием нахождения строго в месте погрузки и таможенного оформления. При ожидании погрузки автомобиль и водитель могут находиться на специальной стоянке для грузовых автомобилей».

Из сообщения на сайте НПП РК «Атамекен»

После загрузки и таможенного оформления водитель должен строго следовать на границу к автомобильному пункту пропуска, через который должен покинуть Казахстан с соблюдением тех же условий, как и при въезде в страну.

Что делать, если водитель обнаружил признаки коронавируса во время пребывания в Казахстане

«Необходимо оставаться в кабине своего автомобиля, позвонить по телефону 103 или 112, сообщить о своем состоянии, месте нахождения автомобиля, количестве лиц, находящихся в кабине, и ждать приезда кареты скорой помощи».

Из сообщения на сайте НПП РК «Атамекен»

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования