На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 21.08.2017 Курсы валют ЦБ РФ
Стратегический партнер проекта
Владивостокский Морской Торговый Порт

Логист.ру/2015: От полупиэля до аутсорсинга складских услуг и портала для перевозчиков

2015-08-27 Логист.ру/2015: От полупиэля до аутсорсинга складских услуг и портала для перевозчиков
27.08.2015 12:02 0 Архив |
Логист.ру/2015: От полупиэля до аутсорсинга складских услуг и портала для перевозчиков
Фото: flickr.com
Фирменные грузовики Coca-Cola известным всем - от мала до велика
Сustomsforum.ru о том, как компания Coca-Cola Hellenic оптимизирует расходы на логистику.
Одной из крупнейших фирм в мире по розливу и дистрибуции напитков под товарными знаками The Coca-Cola Company является компания Coca-Cola Hellenic, которая ведет бизнес в 28 странах. Объем продаж превышает 2 миллиарда условных кейсов, а численность обслуживаемого населения - более 585 миллионов человек. Головной офис располагается в Швейцарии.

Об особенностях управления затратами в логистике Coca-Cola НВС Eurasia участникам Форума «Логист.ру/2015» рассказал менеджер по управлению складами по стране Иван Попов.

Логистику создавали с нуля


В России Coca-Cola Hellenic работает на всей территории – от Калининграда до Дальнего Востока. Где-то полностью самостоятельно осуществляет логистику и продажи, а где-то (как правило, на отдаленных территориях) через партнеров-дистрибьюторов.

«Используется классическая цепочка поставок – у нас все производство находится в России. Импортных продуктов практически нет – менее сотой доли процента от общего объема продаж, - рассказал Попов. – Импортное только сырье, и то, в основном, это концентрат. Больше 70% - российское сырье».

По его словам, любой напиток можно представить как концентрат, сахар, вода, газ и упаковочные материалы. И сахар с водой, а также упаковочные материалы – локального производства.

Supply Chain (с англ. «цепь поставок») выглядит следующим образом: от поставщика сырье доставляется на склад сырья, а затем идет в производство. Со склада при производстве напитки отправляются на склад готовой продукции, откуда распределяются по потребителям. По всей России в милионниках и крупных городах с населением чуть меньше миллиона расположено порядка 50 дистрибуционных центров.

«Мы арендуем склад, в котором работают наши собственные ресурсы – наши люди и наша техника, - продолжил выступающий. – Финальная часть цепочки – транспорт и доставка. Думаю, все вы видели классные грузовики Кока-Колы. Когда компания пришла в Россию, все ресурсы были собственными. Почему? Потому что в 1993-1995 годах в стране отсутствовал нормальный поставщик на рынке, который мог оказать достаточный уровень сервиса. Пришлось делать все самим».

В фирме сделали упор на развитие персонала, LEAN логистику, прямые поставки и активную оптимизацию затрат с переходом от постоянных к переменным – с переводом 9 DC на 3PL, аутсорсингом транспорта и складских операций. И в прошлом году достигли, по собственному признанию, выдающегося результата – с одновременным снижением объемов продаж в компании удалось сократить как общие затраты на логистику, так и удельные затраты на единицу проданного товара. Оптимизация позволила наверстать и перекрыть инфляцию, а также безболезненно пережить падение уровня продаж.

Полупиэль или 0,5 PL


Сейчас ситуация на рынке по сравнению с 1995 годом изменилась – появились поставщики, которые готовы гарантировать необходимый уровень сервиса. Первое базовое условие для перехода к аутсорсингу выполнено.

«Второй момент – цена. Передавать кому-то логистику на аутсорсинг необходимо при условии, если услуги будут не дороже, чем ваши собственные. И тут во многом помогают кризисные явления – поставщики начинают оптимизировать свои затраты, бороться за клиентов, - отметил Попов. – Так и получается, что оказываемые сторонней организацией услуги становятся интересными и подталкивают к переходу от внутренних ресурсов к внешним».

Coca-Cola Hellenic в складских вопросах идет по пути аутсорсинга, разветвляющегося на три направления. Первое из них делится на:

  • «условный полупиэль или 0,5 PL» - на аутсорсинг отдаются определенные складские операции. При нагрузке пиками работа с наемным персоналом позволяет оптимизировать собственную штатную структуру и не держать в штате круглогодично огромное количество специалистов.

  • вспомогательная активность - уборка, ремонт паллет, переупаковка. Отдаются на аутсорсинг, когда третья сторона окажет услуги дешевле. Или даже чуть дороже, если нет риска.

  • аутсорсинг водителей погрузчиков

«У всех производителей и продавцов газированной воды есть пики. Солнышко засветило, объемы продаж растут на 30-100%. Держать собственные ресурсы, чтобы справляться с пиками, можно. Но это означает, что у вас во внепиковое время будет куча людей, просиживающих штаны и усиленно работающих пару дней в году, - пояснил менеджер по управлению складами по стране. – Мы не можем себе этого позволить. Соответственно, какая-то доля должна быть отдана на аутсорсинг внешнему поставщику услуг. Перед нами стоит задача сократить их количество с 35 до 5-10».

Представители Coca-Cola Hellenic заинтересованы в поставщиках услуг, которые готовы ради сотрудничества развиваться, открывать филиалы в городах, быть лояльными к крупному клиенту. И после проведения централизованных тендеров обнаружили пул компаний, которые также стремятся к партнерству, растут и представлены практически в каждом регионе присутствия Coca-Cola Hellenic.

«Как вы думаете, почему вот эти пять поставщиков будут в нас заинтересованы? Правильное слово – объем. Одно дело, когда контракт Кока-Колы в вашей прибыли 5%. А когда доля 40-50%, то уже не просто генеральный директор, а акционер будет бегать и бояться потерять такой контракт, - обрисовал ситуацию он. – Главное – не допускать перегибов в виде монополизма».

Склады – из собственных в аутсорсинг и обратно


Второе направление деятельности – полная передача складов на 2PL (отдается на аутсорсинг склад, а доставка - собственная) или 3PL (полностью – доставка и склад). Под доставкой понимается перевозка грузов только по городу. Как подчеркнул выступающий, межскладские перемещения на аутсорсинг отдавать не планируется.

В планах на 2015 год – сократить количество собственных складов с 70 до 36 и увеличить число внешних.

«На этом пути есть много подводных камней. Рынок падает, нам дают хорошие тарифы. Мы не просто переходим на переменные издержки, но еще и экономим бюджет, - говорит Иван Попов. – Но прекрасно понимаем, что экономика рано или поздно будет расти, и тогда все наши поставщики придут к нам со словами – давайте плюс 15-30 процентов надбавляйте. Понятно, что у нас не будет возможности сделать это. В таком случае есть два варианта – вернуться к собственным складам или увеличить территории, на которых будет работать конкретный поставщик услуг, согласившийся более щадящим повышением тарифа – хотя бы на 5%. Его прибыль при этом будет выше».

Для перевозчиков создали портал для ежедневных торгов


Еще один инструмент оптимизации – автоперевозки. У компании Coca-Cola Hellenic большая география перевозок – на территории РФ расположены 12 заводов, на которых производится базовый продукт: Кока-Кола, Фанта, Спрайт. Но еще в ассортименте есть соки и холодные чаи, преимущественно производимые на европейской части России, но продаваемые по всей стране. И их необходимо доставить к потребителям, составив правильный прогноз продаж.

«У нас была та же проблема, что и у коллег. Раньше люди сидели, работали по телефону, с помощью электронной почты. И не было никакой прозрачности – вы не знаете, почему была заказана машина у компании А, а не в компании Б. Просто потому что она была первой в списке? Или, назовем все своими словами, человек сидит на откате? – задал риторический вопрос специалист. – И ведь сложно придумать более подверженного коррупции направления, чем перевозки. В противовес мы создали портал для ежедневных торгов».

Как было ДО


  • Полугодовые тендеры для определения тарифа
  • Ограниченное количество поставщиков
  • Опрос тарифов, размещение заявок через телефон, почтовое сообщение, факс
  • Отсутствие прозрачности в процессе общения с поставщиками
  • Отрывочность доступных отчетов
  • Отсутствие стандартов по управлению категорией как по Inter, Intra перевозкам, так и от региона к региону
  • Непрозрачное распределение по объему перевозок между поставщиками

Как стало СЕЙЧАС


  • Постоянное отслеживание рыночных тарифов
  • Обширный список поставщиков, предполагающий конкуренцию
  • Прозрачная система проведения тендеров
  • Согласованные и понятные критерии для управления поставщиками
  • Отчетность по всему процессу управления категорией
  • Стандартные процессы управления категорией в Inter, Intra перевозках

Созданный портал позволил компании перейти от ручной работы к автоматизированному процессу. Выложенные заявки на доставку грузов распределились и автоматически ушли к транспортным компаниям. Человек привлекается к процессу лишь в том случае, когда транспортники почему-то не подтвердили заявку или нужно искать вручную машину.

У Coca-Cola Hellenic есть собственный автопарк, который используется. Но пополнять его в фирме не собираются, зато охотно прибегают к услугам партнерских машин: автомобиль остается в пользовании компании, но работает полностью на Coca-Cola Hellenic. Это обеспечивает стопроцентную гарантию, что в случае срочных заказов по щелчку будет предоставлена какая-то машина по базовому тарифу. Объем перевозок сравнительно небольшой – около 10%.

Базовый тариф перевозки по конкретным направлениям формируется на основании результатов тендера, проводимого раз в полгода.

«К примеру, Санкт-Петербург – портовый город. Тарифы на рынке скачут. На море шторм – в порту нет кораблей, машин свободных куча, люди готовы ехать за полцены. Просто, чтобы отбить свои издержки и немного заработать, - привел пример специалист. – Обратная ситуация – погода хорошая, машин не хватает, ставки выросли в два раза. Поэтому и вводится базовая ставка. Условно говоря, рейс Москва – Санкт-Петербург стоит 15 тысяч рублей. Дальше мы вводим инструмент ежедневных торгов, когда любая компания из нашего списка может зайти на наш портал и дать минимальную ставку. Затем получает заказ и отправляет транспорт».

Перевозчик может указать цену в три раза ниже себестоимости – это его проблемы. Но стоит ему раз-другой сорвать рейс, и его автоматически вычеркивают из списков.

Проверенные годами компании переводятся в категорию «топ»: одна сторона знает, что у нее будут постоянно заявки, а вторая – что ее обеспечат транспортом. Все остальные перевозчики, проверенные службой безопасности Coca-Cola Hellenic, относятся к категории «спот». И есть примеры, когда они становились топ-перевозчиком №1.

Совместно с другими производителями разрабатываются схемы круго-рейсов – чтобы доставившая потребителю груз машина не шла пустой, она на обратном пути захватывает продукцию с чужого завода.

Клуб любителей паллет


«Предлагаю с коллегами организовать клуб любителей паллет, - обратился к участникам Форума «Логист.ру/2015» менеджер по управлению складами по стране Иван Попов. – Из бюджета паллеты занимают всего лишь 2% вместе с другими потерями. Вы можете сказать, что это мало. Но остальные затраты оптимизировать практически невозможно. А вот паллеты – это реальные потери, которые можно полностью устранить! Компания Coca-Cola в прошлом году на паллетах потеряла около миллиона евро. Эти деньги можно было инвестировать в что-то другое»!

Паллеты в компании являются залоговыми, возвратными. По умолчанию с каждым клиентом подписывается договор о том, что он обязан вернуть паллеты или оплатить их залоговую стоимость. На деле возвращаются порядка 80%. Но оставшиеся 20% - это сотни тысяч паллет в год, которых не удалось вернуть, а пришлось купить новые. Потеряшки оседают у клиентов или на… собственных складах Coca-Cola Hellenic.

Еще одна особенность – иногда паллеты просто невыгодно возвращать. Калининград, северные части России, откуда стоимость возврата поддонов превышает стоимость их покупки.

«И третья расходная статья – ритейлеры. Нет единого стандарта паллет. Замечательная компания «Metro» в договорах просит, чтобы все паллеты были с евроклеймом. А где их брать – непонятно! В России нет ни одного сертифицированного производителя паллет, который мог бы ставить евроклеймо, - сожалеет оратор. – В давние времена паллеты были на вторичном рынке. Сейчас санкции, паллет нету! Интересно другое – мы прописываем клиенту дебетовую стоимость паллеты в 200 рублей. Цена реального, но бэушного европаллета с клеймом – 350-400 рублей. И то, если вы договоритесь. В отдельных регионах просят 500 рублей».

Дело доходит до того, что в России в кустарных условиях ставится клеймо на паллеты, далекие от евростандарта. В некоторых магазинах руководство на это закрывает глаза.

Низовое звено торговли построило бизнес на «бесхозных» паллетах


В целом по стране ситуация выглядит следующим образом:

  • Одни готовы накапливать паллеты и возвращать их
  • Вторые еще не готовы
  • Третьи говорят: «Мне ваши паллеты не нужны. Привезли? Забирайте»! 
  • Четвертые вообще не собираются возвращать

Плюс водители, кладовщики и грузчики при любой возможности стараются присвоить себе «бесхозные» паллеты и быстренько продать. И даже если нет такой возможности, то умудрятся ее создать и воспользоваться.

В Coca-Cola Hellenic пошли по следующему пути:

  • Наладили учет и контроль за паллетами, чтобы видеть – где они находятся, кто их должен
  • Планируют, какова потребность в паллетах, сколько вернут клиенты
  • В регионах определенные сотрудники отвечают за паллеты
  • Стандартизируют договорные отношения с клиентами 
  • Думают об обмене паллетами, находящимися в отдаленных регионах, с другими компаниями
  • После наведения порядка готовы будут отдать паллеты на аутсорсинг

Вместо послесловия


«Я не говорю, что мы the best of the best, нам еще очень много, что нужно сделать. Находимся где-то в начале большого пути к стопроцентной оптимизации, - подытожил спикер. – Работа логиста заключается в том, что нельзя все отдать на откуп третьей стороне и сидеть-попивать кофе. Да, так можно сделать. Но это будет очень фиговый логист. Настоящий профессионал должен всегда рассматривать те или иные варианты. И если рынок диктует цену, которая выше того, за сколько сделаете это сами, то вы должны это делать. Как не было бы это сложно. Нужна оптимальная с точки зрения рисков и затрат доля аутсорсинга».
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru
Теги: логистика

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей таможенной картой

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24/7. Получите таможенную карту в вашем банке.