ПМЭФ-2019: политический, таможенный и деловой: о чем говорили на главном форуме страны

2019-06-10 ПМЭФ-2019: политический, таможенный и деловой: о чем говорили на главном форуме страны
Фото: Фонд Росконгресс и kremlin.ru
Из жизни Петербургского международного экономического форума
23 Петербургский международный экономический форум проходил в городе на Неве с 6 по 8 июня 2019 года. Основные высказывания участников форума — в подборке CustomsForum.ru.

Как сообщают СМИ, в ПМЭФ-2019 приняло участие рекордное количество — 19 тыс. человек из 145 стран мира. Заключено 650 соглашений на сумму 3,1 трлн рублей.

ПМЭФ политический: «Государства, которые проповедовали принципы свободы торговли, заговорили языком торговых войн»

101_1.jpg

Одним из главных политиков, выступивших в рамках ПМЭФ, по традиции стал президент РФ. В своем выступлении Владимир Путин сделал акцент на том, как власти некоторых стран выстраивают барьеры в мировой торговле:

«Когда комфортная, привычная система начала расшатываться, когда подросли конкуренты, взыграли и амбиции, и стремление сохранить свое доминирование, причем любой ценой, то государства, которые прежде проповедовали принципы свободы торговли, честной и открытой конкуренции, заговорили языком торговых войн и санкций, откровенного экономического рейдерства с выкручиваем рук, запугиванием, устранением конкурентов так называемыми нерыночными способами».

«Вызывает озабоченность, что такая разрушительная практика поразила не только традиционные рынки, энергетические, сырьевые, товарные, но и перекочевала в новые формирующиеся отрасли. Ситуация вокруг компании Huawei, например, которую пытаются не просто потеснить, а бесцеремонно вытолкнуть с глобального рынка, — это уже называют даже в некоторых кругах первой технологической войной, наступающей в цифровой эпохе».

«Казалось бы, бурная цифровая трансформация, технологии, которые стремительно меняют индустрии, рынки, профессии, призваны расширять горизонты для всех, кто готов и открыт к переменам. Но и здесь, к сожалению, тоже строятся барьеры, вводятся прямые запреты на покупку высокотехнологичных активов. Дело дошло до того, что в образовании даже ограничивается прием зарубежных студентов по тем или иным специальностям. Это уже, честно говоря, не укладывается даже в голове. Тем не менее это все на практике происходит. Удивительно, но факт».

«По сути, формируется или происходит попытка формировать два мира, и между ними пропасть постоянно растет. Когда у одних есть доступ к самым передовым системам образования, здравоохранения, к современным технологиям, у других же нет перспектив, шансов вырваться даже из нищеты, а кто‑то и вовсе балансирует на грани выживания».

«Сегодня перед нами возникают две крайности, два возможных сценария дальнейшего хода событий. Первый — это перерождение универсалистской модели глобализации, превращение ее в пародию, в карикатуру на саму себя, когда общие международные правила будут подменяться законами, административными и судебными механизмами одной страны или группы влиятельных государств, как поступают сегодня, я с сожалением это констатирую, Соединенные Штаты, распространяя свою юрисдикцию на весь мир».

«И второй сценарий — это фрагментация глобального экономического пространства политикой ничем не ограниченного экономического эгоизма и его силовое продавливание. Но это путь к бесконечным конфликтам, к торговым войнам, а может быть, даже не только торговым, образно говоря, к боям без правил: всех против всех».

«Каким же может быть решение и не утопическое, эфемерное, а реальное? Очевидно, что для выработки более устойчивой и справедливой модели развития потребуются новые договоренности, которые не только, что называется, четко прописаны, но прежде всего соблюдаются всеми».

«Однако, убежден, разговоры о таком экономическом миропорядке останутся благими и пустыми пожеланиями, если мы не вернем в центр дискуссии такие понятия, как суверенитет, безусловное право каждой страны на свой собственный путь развития и, добавлю, ответственность не только за своё, но и за всеобщее устойчивое развитие».

ПМЭФ таможенный

В ходе Петербургского международного экономического форума подписано соглашение об информационном взаимодействии по интеллектуальной собственности между ФТС России и Роспатентом. Как сообщает Федеральная таможенная служба, документ актуализирует достигнутые ранее договоренности по защите интеллектуальной собственности и противодействию нарушениям в данной сфере.

«В рамках соглашения ФТС России будет получать сведения о зарегистрированных Роспатентом объектах интеллектуальной собственности; Роспатент — информацию из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) и баз данных ЕАИС ТО, статистику по делам об административных правонарушениях в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности».

Пресс-служба ФТС России

Как обещают в таможенной службе, получение ФТС России данной информации позволит сократить количество документов, необходимых для включения объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС. Что, в свою очередь, должно снизить финансовые и временные затраты правообладателей.

«Обмениваться данными стороны будут в электронном формате, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, межведомственного электронного документооборота, а также путем предоставления ФТС России доступа к информационным базам данных Роспатента».

Пресс-служба ФТС России

«Важно продолжать работу над физической прослеживаемостью»

102_2.jpg

Как считают в ФТС России, ключевой проблемой в контроле за оборотом лесоматериалов является отсутствие непрерывной, прозрачной для контролирующих органов цепочки поставки древесины — от заготовки и переработки до момента фактического экспорта.

Для создания такой цепочки документарной прослеживаемости необходимо автоматизировать технологии контроля, наладить межведомственное электронное взаимодействие. По словам главы ФТС России Владимира Булавина, необходимо продолжить работу и над физической прослеживаемостью лесоматериалов.

«Одним из вариантов контроля является нанесение на бревна радиочастотных меток. Однако у этой технологии есть существенный недостаток — высокая зависимость от погодных условий и от типа транспортировки — вагоны закрытого или открытого типа.

Поэтому в настоящее время мы совместно с заинтересованными федеральными органами власти прорабатываем альтернативные технологические решения для обеспечения физической прослеживаемости древесины».

Руководитель ФТС России Владимир Булавин

«Схемы ввоза санкционной продукции значительно усложнились»

«Снижаются объемы ввоза продукции в „чистом виде“: в 2017 году мобильными группами выявлено 9,6 тыс. тонн санкционных товаров, в 2018 году — 7,2 тыс. тонн, в 2019 году — около 1,8 тонн. Но при этом возрастает количество попыток ввоза санкционной продукции под видом „товаров прикрытия“, а также без товаросопроводительных документов и маркировки».

Руководитель ФТС России Владимир Булавин

По словам Булавина, для борьбы с такими незаконными схемами и было разработано предложение ФТС России о расширении санкционного перечня, переданное в феврале в Минсельхоз. Но, как констатировал спикер, предложение пока, к сожалению, не поддержано ведомством.

В ходе ПМЭФ главный таможенник РФ также напомнил о том, что в настоящее время прорабатывается решение, которое позволит снизить вероятность поступления на рынок запрещенной к ввозу продукции.

«Планируется создать национальную систему отслеживания транзитных перевозок с использованием навигационных пломб».

Руководитель ФТС России Владимир Булавин

О снижении административной нагрузки на бизнес

Глава ФТС России отметил, что таможенная служба активно взаимодействует с бизнесом по вопросам снижения конфликтного потенциала в таможенной сфере:

«В настоящий момент в ФТС России пересматривается нормативная база на предмет того, чтобы исключить избыточные требования, которые создают дополнительную административную нагрузку на бизнес».

Руководитель ФТС России Владимир Булавин

По итогам первого квартала 2019 года общее количество исков к таможенным органам снизилось в 1,3 раза. При этом по самому распространенному предмету споров — таможенной стоимости — доля исков сократилась в 1,4 раза (с 26% до 18%).

«Благодаря активному внедрению механизма административного обжалования и ведомственного контроля удалось урегулировать более 7 тыс. спорных ситуаций (в 2018 году — 17 тыс.), что составляет практически 67% от их общего количества».

Пресс-служба ФТС России

О совместной работе таможенных администраций стран-членов Шанхайской организации сотрудничества

По данным ФТС России, на государства-члены ШОС приходится пятая часть товарооборота России: в 2018 году объем взаимной торговли составил 145,5 млрд долларов.

«Торговля в азиатском регионе развивается ускоренными темпами, и задача контрольных органов состоит в том, чтобы обеспечить беспрепятственное движение по значимым экономическим и транспортным коридорам региона».

Руководитель ФТС России Владимир Булавин

При этом 108 млрд долларов товарооборота пришлось на Китай. А по договоренности лидеров двух стран объемы взаимной торговли должны быть увеличены до 200 млрд долларов к 2024 году.

«С учетом объемов товаропотока сотрудничество с Китаем продвигается особенно активно: внедрен механизм взаимного признания результатов таможенного контроля, налажен обмен снимками с инспекционно-досмотровых комплексов. В перспективе планируем организовать обмен информацией о таможенной стоимости товаров».

Руководитель ФТС России Владимир Булавин

Для ускорения таможенных операций ФТС России с партнерами по ШОС реализует в двухстороннем формате проекты «Зеленый коридор» — для обмена предварительной информацией о ввозимых товарах.

«В настоящее время мы ведем работу по возобновлению „Зеленого коридора“ с Китаем и прорабатываем возможность запуска аналогичного проекта с Индией».

Руководитель ФТС России Владимир Булавин

Стимулом для развития торговли также станет создание единой транзитной системы на пространстве ШОС, «дорожная карта» которой сейчас активно прорабатывается. 

«Проекты необходимых документов одобрены всеми странами — членами организации, за исключением Индии и Пакистана, позиция которых ожидается».

Пресс-служба ФТС России

ПМЭФ деловой

102_3.jpg

Картину более-менее реального положения дел в стране на ПМЭФ представил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Бизнес-омбудсмен напомнил, что на днях Всемирный банк понизил прогноз роста ВВП России в 2019 году до 1,2%: это наименьшие темпы среди стран Европы и Центральной Азии. Общий мировой ВВП, согласно тому же прогнозу, вырастет на 2,6%.

«Без изменения параметров экономического регулирования экономика России никогда не выйдет даже на среднемировые темпы роста»

«Как омбудсмен, я все время езжу по стране, встречаюсь с разными предпринимателями. И я должен сказать, что нельзя все проблемы экономического роста сваливать на правоохранительные органы».

«Нельзя говорить о росте ВВП, о росте инвестиций, если у вас рост налогов — плюс два процента НДС, и это при профицит бюджета под 3 трлн рублей. Нельзя говорить о том, что будут расти инвестиции, если растут тарифы на базовую продукцию естественных монополий двузначными цифрами, и никак мы не можем реализовать реформу установления этих тарифов».

«Мы сегодня ищем проблемы там, где светло, а не там где реальные проблемы. В результате национальных проектов будет нарастать спрос, но мы ничего не сделали для того чтобы обеспечить рост национального предложения, чтобы стало выгодно и эффективно работать бизнесу в России».

«Вероятным результатом текущей экономической политики по итогам II квартала может стать снижение ВВП, очищенного от сезонности. Эта тенденция наблюдается два квартала подряд, т.е. мы имеем дело с технической рецессией».

«В 2018 году административные наказания были наложены на каждое четвертое российское юрлицо»

«Статистика показывает, что количество проверок резко снизилось, на 42%. Но сами предприниматели, судя по опросам, считают, что административное давление не то что не уменьшается, а еще и нарастает».

«Во-первых, возросла сумма собираемых штрафов. То есть объем материальной, финансовой ответственности предпринимателей. Это неплохая прибавка в бюджет, некий фискальный показатель, хотя это не должно быть так. Штрафы — не самый эффективный способ привести в норму предпринимательскую деятельность».

«Решение президента о том, что в качестве первой меры контроля должны использоваться предупреждения, пока не работает. Разве что в одном ведомстве — МЧС, которое в этом плане выгодно выделяется на фоне остальных».

«Во-вторых, сокращение коснулось тех мероприятий, которые включаются в Единый реестр проверок Генеральной прокуратуры. То есть плановых и внеплановых проверок. Прокуратура жестко выстроила эту работу, поэтому и сокращение на 42%». 

«Но растут другие виды проверок, которые не контролируются прокуратурой и практически не учитываются в статистике. Это мониторинги, административные расследования по КоАП и так далее».

«Прямых статистических данных по ним нет, но есть косвенные. Например, у Роспотребнадзора 25% дел против бизнеса и 20% штрафов приходятся на специальные виды проверок. У ФАС — до 70% дел и более 25% штрафов».

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования