ПМЭФ-2019: политический, таможенный и деловой: о чем говорили на главном форуме страны
Как сообщают СМИ, в ПМЭФ-2019 приняло участие рекордное количество — 19 тыс. человек из 145 стран мира. Заключено 650 соглашений на сумму 3,1 трлн рублей.
ПМЭФ политический: «Государства, которые проповедовали принципы свободы торговли, заговорили языком торговых войн»
101_1.jpg
Одним из главных политиков, выступивших в рамках ПМЭФ, по традиции стал президент РФ. В своем выступлении Владимир Путин сделал акцент на том, как власти некоторых стран выстраивают барьеры в мировой торговле:
«Вызывает озабоченность, что такая разрушительная практика поразила не только традиционные рынки, энергетические, сырьевые, товарные, но и перекочевала в новые формирующиеся отрасли. Ситуация вокруг компании Huawei, например, которую пытаются не просто потеснить, а бесцеремонно вытолкнуть с глобального рынка, — это уже называют даже в некоторых кругах первой технологической войной, наступающей в цифровой эпохе».
«Казалось бы, бурная цифровая трансформация, технологии, которые стремительно меняют индустрии, рынки, профессии, призваны расширять горизонты для всех, кто готов и открыт к переменам. Но и здесь, к сожалению, тоже строятся барьеры, вводятся прямые запреты на покупку высокотехнологичных активов. Дело дошло до того, что в образовании даже ограничивается прием зарубежных студентов по тем или иным специальностям. Это уже, честно говоря, не укладывается даже в голове. Тем не менее это все на практике происходит. Удивительно, но факт».
«По сути, формируется или происходит попытка формировать два мира, и между ними пропасть постоянно растет. Когда у одних есть доступ к самым передовым системам образования, здравоохранения, к современным технологиям, у других же нет перспектив, шансов вырваться даже из нищеты, а кто‑то и вовсе балансирует на грани выживания».
«Сегодня перед нами возникают две крайности, два возможных сценария дальнейшего хода событий. Первый — это перерождение универсалистской модели глобализации, превращение ее в пародию, в карикатуру на саму себя, когда общие международные правила будут подменяться законами, административными и судебными механизмами одной страны или группы влиятельных государств, как поступают сегодня, я с сожалением это констатирую, Соединенные Штаты, распространяя свою юрисдикцию на весь мир».
«И второй сценарий — это фрагментация глобального экономического пространства политикой ничем не ограниченного экономического эгоизма и его силовое продавливание. Но это путь к бесконечным конфликтам, к торговым войнам, а может быть, даже не только торговым, образно говоря, к боям без правил: всех против всех».
«Каким же может быть решение и не утопическое, эфемерное, а реальное? Очевидно, что для выработки более устойчивой и справедливой модели развития потребуются новые договоренности, которые не только, что называется, четко прописаны, но прежде всего соблюдаются всеми».
«Однако, убежден, разговоры о таком экономическом миропорядке останутся благими и пустыми пожеланиями, если мы не вернем в центр дискуссии такие понятия, как суверенитет, безусловное право каждой страны на свой собственный путь развития и, добавлю, ответственность не только за своё, но и за всеобщее устойчивое развитие».
ПМЭФ таможенный
В ходе Петербургского международного экономического форума подписано соглашение об информационном взаимодействии по интеллектуальной собственности между ФТС России и Роспатентом. Как сообщает Федеральная таможенная служба, документ актуализирует достигнутые ранее договоренности по защите интеллектуальной собственности и противодействию нарушениям в данной сфере.
«В рамках соглашения ФТС России будет получать сведения о зарегистрированных Роспатентом объектах интеллектуальной собственности; Роспатент — информацию из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) и баз данных ЕАИС ТО, статистику по делам об административных правонарушениях в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности».
Как обещают в таможенной службе, получение ФТС России данной информации позволит сократить количество документов, необходимых для включения объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС. Что, в свою очередь, должно снизить финансовые и временные затраты правообладателей.
«Обмениваться данными стороны будут в электронном формате, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, межведомственного электронного документооборота, а также путем предоставления ФТС России доступа к информационным базам данных Роспатента».
«Важно продолжать работу над физической прослеживаемостью»
102_2.jpg
Как считают в ФТС России, ключевой проблемой в контроле за оборотом лесоматериалов является отсутствие непрерывной, прозрачной для контролирующих органов цепочки поставки древесины — от заготовки и переработки до момента фактического экспорта.
Для создания такой цепочки документарной прослеживаемости необходимо автоматизировать технологии контроля, наладить межведомственное электронное взаимодействие. По словам главы ФТС России Владимира Булавина, необходимо продолжить работу и над физической прослеживаемостью лесоматериалов.
«Одним из вариантов контроля является нанесение на бревна радиочастотных меток. Однако у этой технологии есть существенный недостаток — высокая зависимость от погодных условий и от типа транспортировки — вагоны закрытого или открытого типа.
Поэтому в настоящее время мы совместно с заинтересованными федеральными органами власти прорабатываем альтернативные технологические решения для обеспечения физической прослеживаемости древесины».
«Схемы ввоза санкционной продукции значительно усложнились»
«Снижаются объемы ввоза продукции в „чистом виде“: в 2017 году мобильными группами выявлено 9,6 тыс. тонн санкционных товаров, в 2018 году — 7,2 тыс. тонн, в 2019 году — около 1,8 тонн. Но при этом возрастает количество попыток ввоза санкционной продукции под видом „товаров прикрытия“, а также без товаросопроводительных документов и маркировки».
По словам Булавина, для борьбы с такими незаконными схемами и было разработано предложение ФТС России о расширении санкционного перечня, переданное в феврале в Минсельхоз. Но, как констатировал спикер, предложение пока, к сожалению, не поддержано ведомством.
В ходе ПМЭФ главный таможенник РФ также напомнил о том, что в настоящее время прорабатывается решение, которое позволит снизить вероятность поступления на рынок запрещенной к ввозу продукции.
«Планируется создать национальную систему отслеживания транзитных перевозок с использованием навигационных пломб».
О снижении административной нагрузки на бизнес
Глава ФТС России отметил, что таможенная служба активно взаимодействует с бизнесом по вопросам снижения конфликтного потенциала в таможенной сфере:
«В настоящий момент в ФТС России пересматривается нормативная база на предмет того, чтобы исключить избыточные требования, которые создают дополнительную административную нагрузку на бизнес».
По итогам первого квартала 2019 года общее количество исков к таможенным органам снизилось в 1,3 раза. При этом по самому распространенному предмету споров — таможенной стоимости — доля исков сократилась в 1,4 раза (с 26% до 18%).
«Благодаря активному внедрению механизма административного обжалования и ведомственного контроля удалось урегулировать более 7 тыс. спорных ситуаций (в 2018 году — 17 тыс.), что составляет практически 67% от их общего количества».
О совместной работе таможенных администраций стран-членов Шанхайской организации сотрудничества
По данным ФТС России, на государства-члены ШОС приходится пятая часть товарооборота России: в 2018 году объем взаимной торговли составил 145,5 млрд долларов.
«Торговля в азиатском регионе развивается ускоренными темпами, и задача контрольных органов состоит в том, чтобы обеспечить беспрепятственное движение по значимым экономическим и транспортным коридорам региона».
При этом 108 млрд долларов товарооборота пришлось на Китай. А по договоренности лидеров двух стран объемы взаимной торговли должны быть увеличены до 200 млрд долларов к 2024 году.
«С учетом объемов товаропотока сотрудничество с Китаем продвигается особенно активно: внедрен механизм взаимного признания результатов таможенного контроля, налажен обмен снимками с инспекционно-досмотровых комплексов. В перспективе планируем организовать обмен информацией о таможенной стоимости товаров».
Для ускорения таможенных операций ФТС России с партнерами по ШОС реализует в двухстороннем формате проекты «Зеленый коридор» — для обмена предварительной информацией о ввозимых товарах.
«В настоящее время мы ведем работу по возобновлению „Зеленого коридора“ с Китаем и прорабатываем возможность запуска аналогичного проекта с Индией».
Стимулом для развития торговли также станет создание единой транзитной системы на пространстве ШОС, «дорожная карта» которой сейчас активно прорабатывается.
«Проекты необходимых документов одобрены всеми странами — членами организации, за исключением Индии и Пакистана, позиция которых ожидается».
ПМЭФ деловой
102_3.jpg
Картину более-менее реального положения дел в стране на ПМЭФ представил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Бизнес-омбудсмен напомнил, что на днях Всемирный банк понизил прогноз роста ВВП России в 2019 году до 1,2%: это наименьшие темпы среди стран Европы и Центральной Азии. Общий мировой ВВП, согласно тому же прогнозу, вырастет на 2,6%.
«Без изменения параметров экономического регулирования экономика России никогда не выйдет даже на среднемировые темпы роста»
«Нельзя говорить о росте ВВП, о росте инвестиций, если у вас рост налогов — плюс два процента НДС, и это при профицит бюджета под 3 трлн рублей. Нельзя говорить о том, что будут расти инвестиции, если растут тарифы на базовую продукцию естественных монополий двузначными цифрами, и никак мы не можем реализовать реформу установления этих тарифов».
«Мы сегодня ищем проблемы там, где светло, а не там где реальные проблемы. В результате национальных проектов будет нарастать спрос, но мы ничего не сделали для того чтобы обеспечить рост национального предложения, чтобы стало выгодно и эффективно работать бизнесу в России».
«Вероятным результатом текущей экономической политики по итогам II квартала может стать снижение ВВП, очищенного от сезонности. Эта тенденция наблюдается два квартала подряд, т.е. мы имеем дело с технической рецессией».
«В 2018 году административные наказания были наложены на каждое четвертое российское юрлицо»
«Статистика показывает, что количество проверок резко снизилось, на 42%. Но сами предприниматели, судя по опросам, считают, что административное давление не то что не уменьшается, а еще и нарастает».
«Во-первых, возросла сумма собираемых штрафов. То есть объем материальной, финансовой ответственности предпринимателей. Это неплохая прибавка в бюджет, некий фискальный показатель, хотя это не должно быть так. Штрафы — не самый эффективный способ привести в норму предпринимательскую деятельность».
«Решение президента о том, что в качестве первой меры контроля должны использоваться предупреждения, пока не работает. Разве что в одном ведомстве — МЧС, которое в этом плане выгодно выделяется на фоне остальных».
«Во-вторых, сокращение коснулось тех мероприятий, которые включаются в Единый реестр проверок Генеральной прокуратуры. То есть плановых и внеплановых проверок. Прокуратура жестко выстроила эту работу, поэтому и сокращение на 42%».
«Но растут другие виды проверок, которые не контролируются прокуратурой и практически не учитываются в статистике. Это мониторинги, административные расследования по КоАП и так далее».
«Прямых статистических данных по ним нет, но есть косвенные. Например, у Роспотребнадзора 25% дел против бизнеса и 20% штрафов приходятся на специальные виды проверок. У ФАС — до 70% дел и более 25% штрафов».
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ввоз и вывоз одежды
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
«КВТ Сервис»