Наталия Яковенко
Заместитель начальника управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы

Антимонопольщики ждут предложений логистов

2015-10-08 Антимонопольщики ждут предложений логистов
Фото: depositphotos.com
Причины совокупного падения грузовых перевозок в одах на 8,8% - недостаточный уровень сервиса и то, что перевозчик диктует свои условия, а потребитель зачастую вынужден с ними соглашаться
О роли ФАС в процессе государственного регулирования и контроля в сфере железнодорожных перевозок.

Почему падают объемы грузоперевозок ж/д


От участников логистического рынка требуется более активное взаимодействие с органами власти – для того, чтобы мы понимали: какие проблемы есть у логистов, и как мы можем помочь с решением этих проблем.

В настоящее время отмечается падение объемов грузовых перевозок железнодорожным транспортом. Проведенный опрос потребителей указал на следующие причины:

  • отсутствует институт сорегулирования рынка

По сути дела перевозчик и потребитель услуги не взаимодействуют: перевозчик диктует свои условия, а потребитель, зачастую, вынужден с ними соглашаться.

  • отсутствует достаточно хороший уровень качества оказываемых услуг

Потребителю порой непросто оформить заявку на перевозку и согласовать ее. Перевозчик может увеличить и нарушить сроки доставки грузов.

Все это и приводит к снижению конкурентоспособности грузовых железнодорожных перевозок по сравнению с другими видами транспорта.

Чем поможет ФАС России


ФАС России и региональными управлениями за оды рассмотрено более 170 дел о нарушениях антимонопольного законодательства со стороны ОАО «РЖД» и его группы лиц. Около 70 % решений и выданных на их основе предписаний признаны законными и обоснованными.

Наибольшее количество нарушений со стороны ОАО «РЖД» и его группы лиц приходится на ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции - злоупотребление доминирующим положением на рынке:

  • отказ от заключения договора (п. 5)
  • навязывание невыгодных условий договора (п. 3)
  • создание дискриминационных условий (п. 8) 

У потребителей есть достаточно возможностей для того, что в сжатые сроки восстановить права. Для этого Федеральная антимонопольная служба с января 2014 года использует институт предупреждения. Когда к нам приходит заявление с жалобой на то, что естественные монополии навязывают потребителю невыгодные условия договоров на перевозку или отказывают в предоставлении той или иной услуги, ФАС России направляет данному субъекту естественной монополии предупреждение. Это письмо о том, что необходимо сделать субъекту, чтобы предотвратить нежелательные последствия.

В итоге в максимально короткие мы получаем положительный эффект для потребителя и перевозчика. Первый добивается восстановления нормальной ситуации на рынке, субъект естественной монополии не привлекается к административной ответственности, на него не налагается оборотный штраф.

Также в 2014 году были усовершенствованы формы стандартов раскрытия информации в сфере ж/д транспорта. На сайте РЖД раскрывается следующая информация:

  • о скорости и продвижении маршрутных отправок грузов;
  • об отставлении от движения (бросания) поездов с грузовыми вагонами; 
  • о структуре работы на сети железнодорожного транспорта общего пользования на примере оказания технической помощи в части передачи магистральных локомотивов;
  • о состоянии парка локомотивов в грузовом движении, в части работы локомотивов/локомотивных бригад;
  • о состоянии вагонного парка;
  • о структуре вагонного парка по собственникам;
  • о показателях эксплуатационной работы субъектов естественных монополий.

Антимонопольщики предлагают усовершенствовать законодательство


ФАС России подготовлен законопроект о защите конкуренции, в котором прописаны более совершенные принципы и нормы регулирования естественных монополий. Мы предлагаем внести изменения в ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» в части введения понятия «коммерческая инфраструктура рынка», определяющего основы формирования товарных рынков услуг, оказываемых на железнодорожном транспорте.

Необходимо актуализировать Перечень работ и услуг, оказываемых в сфере железнодорожных перевозок, и включить в него услуги по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов. Нужно детализировать перечень начально-конечных операций перевозки грузов - в части осмотра грузовых вагонов (вагонов-цистерн) и ввести понятия «технический, коммерческий осмотр грузовых вагонов».

В сфере грузовых железнодорожных перевозок актуальными вопросами являются создание коммерческой инфраструктуры рынка, либерализация локомотивной тяги, развитие института частных перевозчиков, поэтапное прекращение государственного регулирования тарифов на грузовые перевозки (там, где есть межвидовая конкуренция – она, как правило, присутствует на плече до 3000 километров) и формирование тарифных условий для заключения долгосрочных договоров на перевозки.

Для логистов создали электронный сервис


Во взаимодействии с участниками рынка мы создали электронную площадку «Коммерческая инфраструктура рынка (КИР) с модулями:

  • Предоставление подвижного состава
  • Продажа твердых ниток графика
  • Услуги железнодорожных терминалов и ППЖТ по обработке грузов
  • Определение сквозной ставки на перевозку грузов
  • Временное размещение вагонов на подъездных путях общего и необщего пользования
  • Комплексное предоставление услуг

О тарифном коридоре


21 июля 2015 согласно Указу президента РФ № 373 была ликвидирована Федеральная служба по тарифам. Ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе. У ФАС появились новые задачи – например, по формированию конкурентноспособной тарифной политики.

В частности, на железнодорожном транспорте у нас уже существует так называемый механизм тарифного коридора. В Договоре о Евразийском экономическом союзе прописано: перевозчику дается право изменения уровня тарифа в рамках коридора, установленного органом исполнительной власти.

ФСТ России был установлен коридор от +13,4% до -12,8% от прейскуранта на грузовые перевозки 10-01. Правила применения данного коридора установлены приказом Федеральной службы по тарифам № 398.

По итогам анализа правил применения этого тарифного коридора было установлено, что он не работает. Поэтому мы сейчас собираем предложения, которые помогут изменить в лучшую сторону положения вышеуказанного приказа и заставить заработать тарифный коридор. Итог - чтобы тарифы изменялись более гибко и ориентировались на конъюнктуру рынка.

Перед ФАС стоит задача в одах изменить созданный в 2003 году прейскурант 10-01. Мы и по этому поводу также ждет предложений. Чем активнее будут участники рынка, тем быстрее нам удастся добиться позитивных изменений.

В ФАС России действуют экспертные советы по всем видам транспорта: по железнодорожному, воздушному, автомобильному и водному. Если у логистов возникают проблемы по каким-либо направлениям транспортной сферы деятельности, то мы ждем их обращения, которые рассмотрим, как в рамках экспертных советов, так и разместим разъясняющую информацию на своем сайте.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования