Анна Горнова
Руководитель отдела по связям с общественностью НП «НОЛО»

Белые ночи и парадокс тарифной политики в порту Санкт-Петербург

2016-05-30 Белые ночи и парадокс тарифной политики в порту Санкт-Петербург
Фото: официальный сайт Пассажирского порта Санкт-Петербург

В Пассажирском порту Санкт-Петербург в сезон Белых ночей лоцманский сбор с круизных судов — всего 89000 рублей за судозаход, что в среднем в 4 раза дешевле, чем у иностранцев

О портовых сборах в северной столице России и зарубежных портах, дискриминации и индексации убыточных услуг.

Сегодня водный туризм популярен во всем мире. И Россия не исключение. В частности, Белые ночи привлекают в Пассажирский порт Санкт-Петербург туристов со всего света — в период с мая по июль поток круизных лайнеров растет. Мы сравнили величины портовых сборов в портах России, Прибалтики и Финляндии.

В четыре раза дешевле, чем у иностранцев


Первое, что бросается в глаза: лоцманская услуга в зарубежных странах -одна из самых дорогих сегодня. Что вполне логично, так как здесь присутствует и фактор безопасности мореплавания, и уникальность самой профессии, образования, знаний и навыков лоцмана, который, кроме гарантии безопасности мореплавания, порой спасает человеческие жизни и экологию моря.

В России лоцманский тариф оказался самым дешевым из всех. Так, в порту Таллин лоцманский сбор с круизных судов составляет 4789,8 евро, в порту Хельсинки — 4250,0 евро.

В Пассажирском порту Санкт-Петербург в горячий сезон Белых ночей лоцманский сбор с круизных судов — всего 89000 рублей за судозаход, что в среднем в 4 раза дешевле, чем у иностранцев. При этом расстояние лоцманской проводки в Санкт-Петербурге 24 мили, а в Таллине и Хельсинки — порядка 6 миль.

Причина такого парадокса тарифной политики в беспрецедентной борьбе за рынок портовых услуг со стороны ФГУП «Росморпорт», который всеми силами создает дискриминационные условия для негосударственных компаний, практикуя запрещенное законом перекрестное субсидирование с необоснованно завышенных других портовых сборов, как например навигационного, канального и маячного.

Девять плюс один


В российских морских портах до сих пор нет порядка ведения раздельного учета доходов/расходов по различным видам портовых сборов, которых у нас насчитывается 9 (корабельный, канальный, ледокольный, лоцманский, маячный, навигационный, причальный, экологический и транспортной безопасности акватории морского порта). При этом назначение сбора за транспортную безопасность потребителям портовых услуг остается загадкой.

Причем, количество сборов или, как их еще называют иностранцы, «поборов» в российских портах намного больше, чем в зарубежных. К тому же проектом изменений в федеральный закон «О морских портах» планируется ввести сбор за готовность аварийно-спасательной службы в порту.

Точечная индексация убыточных портовых услуг поможет предприятиям


Вернемся к дискриминационным условиям. Такие возможности Росморпорту дает политика Минтранса, который не исполняет требования законодательства (ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указ Президента России от 28.04.1997 № 426, постановления Правительства РФ от 13.10.1999 № 1158, от 23.04.2008 № 293 и от 22.09.2008 № 707) в части утверждения порядка ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъектами естественной монополии, оказывающих услуги в морских портах.

Портовые сборы составляют не более десятой части стоимости судозахода, стоимость которого в такие наши порты, как Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, в среднем на 20–50% ниже стоимости захода в соседние порты Прибалтики — Ригу, Таллин, Вентспилс, Клайпеду. И почти в 3 раза ниже, чем в порты Хельсинки и Копенгаген. В других регионах наши порты тоже не отличаются дороговизной тарифов в сравнении с зарубежными.

Очевидно, что точечная индексация убыточных услуг практически не окажет никакого влияния на количество и стоимость судозаходов в порты, а вот отечественные портовые предприятия из ямы вытянет. А это, в первую очередь, — повышение уровня обслуживания, сервиса и сокращение времени обработки судов, в чем как раз проигрывают наши порты зарубежным.

На возражения оппонентов регулятор тарифов в целях обеспечения справедливости мог бы уравнять рентабельность всех регулируемых портовых сборов, тем самым, обеспечив стабильность стоимости судозахода в наши порты, либо его общее повышение на экономически обоснованную величину.

НП «НОЛО» добивается введения обязательного саморегулирования в сфере лоцманских услуг, экономического обоснования и целевого назначения портовых сборов и платежей, добросовестной конкуренции и единого тарифа на одной акватории. Почему бы не уравнять рентабельность всех портовых сборов?

Хочу особенно подчеркнуть, что повышение качества и эффективности оказания портовых услуг будет иметь для России определяющее значение в решении государственной стратегической задачи — привлечь грузопотоки между Европой и Восточной Азией на выгодное для бизнеса направление Севморпути.

Напомним, что 30 мая вступил в силу приказ ФАС от 10.03.2016 N 223/16 «Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации».

В новой редакции правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации, в частности, произошли следующие изменения:

  • Уточнены правила взимания отдельных портовых сборов; 
  • Пересмотрен перечень категорий судов, освобождаемых от уплаты портовых сборов; 
  • Установлен порядок оплаты портовых сборов для пассажирских накатных судов; 
  • Изменены правила взимания экологического сбора; 
  • Установлены правила взимания сбора транспортной безопасности акватории морского порта. 

Плата за пользование взимается со всех российских и иностранных судовладельцев или с их представителей за заход и выход судна с порта, а также его проход по акватории транзитом. Ставки портовых сборов устанавливаются за единицу валовой вместимости судна, указанной в мерительном свидетельстве судна.

От портового сбора освобождены суда, осуществляющие государственные надзорные и контрольные функции, военные корабли, в том числе, военные корабли под иностранным флагом и военно-вспомогательные плавсредства.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования