Блокчейн-платформа: загвоздка в том, готов ли бизнес делиться конфиденциальными данными
Амбиции очень большие — потенциально эта платформа может пригодиться всем сторонам, которые участвуют в международных перевозках. Но очень важно, чтобы все участники процесса нашли свой интерес, свою выгоду от внедрения TradeLens в России.
Пока же, судя по озвученной информации, платформа будет представлять наибольший интерес логистам и транспортникам. Для таможенной службы на данный момент этого пока недостаточно. Ведь TradeLens аккумулирует информацию о движении контейнера, а нас, помимо движения контейнера, первичен груз.
Информация о движении контейнера позволяет нам выявлять определенные рисковые ситуации касательно груза. То, что называется антилогистикой. Когда мы видим, что контейнер идет с грузом из точки А в точку Б через точку С. Куда он вообще не должен с таким грузом попадать. Вот это нам интересно, вот это позволяет выявлять дополнительный фактор риска и проверить подозрительный контейнер. Первичен товар, а пока по товару мы не видим нужной информации.
Информация о товаре — это всегда коммерческая тайна
Нас интересует не просто название товара, но и его стоимость, код, вес, права интеллектуальной собственности, запреты и ограничения. И я только основные позиции перечислил. На деле же таможня проверяет очень много сведений. Мы работаем с 32 ведомствами. На таможенные органы возложена обязанность контроля как фискальных, так и не фискальных параметров груза.
И фискальные параметры груза — это всегда коммерческая тайна определенной компании. По закону о таможенном регулировании мы обязаны защищать коммерческую тайну и не имеем права передавать ее третьим лицам. Поэтому когда речь идет о вхождении в такой проект, как TradeLens, мы должны понимать, что все участники проекта скажут: да, я согласен, что моя информация, которую я передаю, будет доступной всем участникам процесса. То есть чтобы данные о коммерческой составляющей сделки фигурировали в этой системе и были доступны всем.
Насколько я понимаю, речи о фильтрах не идет — эти данные доступны тому-то ведомству, эти доступны тому-то. Что у нас реализовано в КПС «Портал Морской порт». В блокчейн-платформе данные доступны всем — ты отдаешь данные в систему и из этой же системы любые данные берешь.
Что Maersk и TradeLens хотят от российских таможенников
Представители компании Maersk и логистической платформы инициировали идею для того, чтобы ускорить обработку грузов в портах. И, действительно, во взаимодействии контролирующих органов с портовыми властями просматривается возможность ускорения процедур.
Глобальная компания Maersk продает слоты на своих линиях — место на любом транспортном средстве, в частности, на корабле, для определенного груза. Возьмем, к примеру, наш транзитный пилот по доставке грузов из Японии в Европу.
Из Иокогамы контейнер может по морю доплыть до Гданьска, что займет порядка 45 дней. Либо доплыть до Находки, перегрузиться на железную дорогу, за семь-восемь дней доехать до Санкт-Петербурга, перегрузиться на другой корабль и доплыть в течение одного дня до Гданьска. В итоге 10-12 дней от Иокогамы до Гданьска через Россию. Или 45 дней по морю.
И платформа TradeLens, как я думаю, в первую очередь, направлена на ускорение обработки грузов в порту. Что они хотят от таможни? Получения отметок! Не самой конфиденциальной информации, а отметок «груз выпущен», «груз на таможне», «груз в таком-то порту».
По итогам встречи мы поняли: пока что проблем больше, чем выгоды. И договорились о том, что необходимо сесть и поработать с Минтрансом. В нынешнем состоянии платформы выгоды для транспортников и бизнеса, связанного с перевалкой груза, более очевидны, чем для таможенников. Логисты могут посмотреть, где находится груз, где и почему он задержался, принять какие-то меры. А таможенную сторону вопроса — фискал, запреты и ограничения, интеллектуальная собственность — пока не очень видно.
Если решится вопрос с коммерческой тайной, то придется дорабатывать программные средства. Поскольку на это будут потрачены государственные средства, то мы должны четко понимать, какие выгоды принесет проект.
В Роттердаме роботы, в России...
На протяжении восьми лет рассказываю, что нужно сделать для того, чтобы навести порядок в наших портах. Мы со своей стороны огромный путь прошли. Но и остальные участники процесса должны внести свой вклад.
Пока же обустройство портов с точки зрения инфраструктуры, условий работы таможни и других контролирующих органов, инспекционных комплексов, систем видеонаблюдения, автоматизации процедур, информационных систем на крайне низком уровне. Особенно в сравнении с глобальными мировыми портами. С тем же Роттердамом, где все роботы делают. А где вы у нас видели роботов? Но в Роттердаме в развитие порта за несколько лет вложили 39 миллиардов евро. Если кто-то у нас проинвестирует в порт похожую сумму, то и до нас дойдет прогресс. Но не таможня же должна это делать?
От редакции
Мнение подготовлено по итогам встречи первого заместителя руководителя Федеральной таможенной службы России Руслана Давыдова с представителями компании Maersk и логистической блокчейн-платформы TradeLens.
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ввоз и вывоз одежды
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
«КВТ Сервис»