На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 24.10.2019 Курсы валют ЦБ РФ
Стратегический партнер проекта
Руслан Давыдов Руслан Давыдов
Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России

Блокчейн-платформа: загвоздка в том, готов ли бизнес делиться конфиденциальными данными

2019-09-24 Блокчейн-платформа: загвоздка в том, готов ли бизнес делиться конфиденциальными данными
24.09.2019 16:17 0 Архив |
Блокчейн-платформа: загвоздка в том, готов ли бизнес делиться конфиденциальными данными
Фото: Андрей Гераськин, CustomsForum.ru
Встреча представителей ФТС России и компании Maersk
О логистической блокчейн-платформе TradeLens, антилогистике и коммерческой тайне.

Амбиции очень большие — потенциально эта платформа может пригодиться всем сторонам, которые участвуют в международных перевозках. Но очень важно, чтобы все участники процесса нашли свой интерес, свою выгоду от внедрения TradeLens в России.

Пока же, судя по озвученной информации, платформа будет представлять наибольший интерес логистам и транспортникам. Для таможенной службы на данный момент этого пока недостаточно. Ведь TradeLens аккумулирует информацию о движении контейнера, а нас, помимо движения контейнера, первичен груз.

Информация о движении контейнера позволяет нам выявлять определенные рисковые ситуации касательно груза. То, что называется антилогистикой. Когда мы видим, что контейнер идет с грузом из точки А в точку Б через точку С. Куда он вообще не должен с таким грузом попадать. Вот это нам интересно, вот это позволяет выявлять дополнительный фактор риска и проверить подозрительный контейнер. Первичен товар, а пока по товару мы не видим нужной информации.

Информация о товаре — это всегда коммерческая тайна

Нас интересует не просто название товара, но и его стоимость, код, вес, права интеллектуальной собственности, запреты и ограничения. И я только основные позиции перечислил. На деле же таможня проверяет очень много сведений. Мы работаем с 32 ведомствами. На таможенные органы возложена обязанность контроля как фискальных, так и не фискальных параметров груза.

И фискальные параметры груза — это всегда коммерческая тайна определенной компании. По закону о таможенном регулировании мы обязаны защищать коммерческую тайну и не имеем права передавать ее третьим лицам. Поэтому когда речь идет о вхождении в такой проект, как TradeLens, мы должны понимать, что все участники проекта скажут: да, я согласен, что моя информация, которую я передаю, будет доступной всем участникам процесса. То есть чтобы данные о коммерческой составляющей сделки фигурировали в этой системе и были доступны всем.

Насколько я понимаю, речи о фильтрах не идет — эти данные доступны тому-то ведомству, эти доступны тому-то. Что у нас реализовано в КПС «Портал Морской порт». В блокчейн-платформе данные доступны всем — ты отдаешь данные в систему и из этой же системы любые данные берешь.

Что Maersk и TradeLens хотят от российских таможенников

Представители компании Maersk и логистической платформы инициировали идею для того, чтобы ускорить обработку грузов в портах. И, действительно, во взаимодействии контролирующих органов с портовыми властями просматривается возможность ускорения процедур.

Глобальная компания Maersk продает слоты на своих линиях — место на любом транспортном средстве, в частности, на корабле, для определенного груза. Возьмем, к примеру, наш транзитный пилот по доставке грузов из Японии в Европу.

Из Иокогамы контейнер может по морю доплыть до Гданьска, что займет порядка 45 дней. Либо доплыть до Находки, перегрузиться на железную дорогу, за семь-восемь дней доехать до Санкт-Петербурга, перегрузиться на другой корабль и доплыть в течение одного дня до Гданьска. В итоге 10-12 дней от Иокогамы до Гданьска через Россию. Или 45 дней по морю.

И платформа TradeLens, как я думаю, в первую очередь, направлена на ускорение обработки грузов в порту. Что они хотят от таможни? Получения отметок! Не самой конфиденциальной информации, а отметок «груз выпущен», «груз на таможне», «груз в таком-то порту».

По итогам встречи мы поняли: пока что проблем больше, чем выгоды. И договорились о том, что необходимо сесть и поработать с Минтрансом. В нынешнем состоянии платформы выгоды для транспортников и бизнеса, связанного с перевалкой груза, более очевидны, чем для таможенников. Логисты могут посмотреть, где находится груз, где и почему он задержался, принять какие-то меры. А таможенную сторону вопроса — фискал, запреты и ограничения, интеллектуальная собственность — пока не очень видно.

Если решится вопрос с коммерческой тайной, то придется дорабатывать программные средства. Поскольку на это будут потрачены государственные средства, то мы должны четко понимать, какие выгоды принесет проект.

В Роттердаме роботы, в России...

На протяжении восьми лет рассказываю, что нужно сделать для того, чтобы навести порядок в наших портах. Мы со своей стороны огромный путь прошли. Но и остальные участники процесса должны внести свой вклад.

Пока же обустройство портов с точки зрения инфраструктуры, условий работы таможни и других контролирующих органов, инспекционных комплексов, систем видеонаблюдения, автоматизации процедур, информационных систем на крайне низком уровне. Особенно в сравнении с глобальными мировыми портами. С тем же Роттердамом, где все роботы делают. А где вы у нас видели роботов? Но в Роттердаме в развитие порта за несколько лет вложили 39 миллиардов евро. Если кто-то у нас проинвестирует в порт похожую сумму, то и до нас дойдет прогресс. Но не таможня же должна это делать?

От редакции

Мнение подготовлено по итогам встречи первого заместителя руководителя Федеральной таможенной службы России Руслана Давыдова с представителями компании Maersk и логистической блокчейн-платформы TradeLens.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей таможенной картой

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

ТК Лизинг: эффективные программы лизинга для вашего бизнеса

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования