Виталий Сурвилло
Вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

«Дорожная карта»: диалог закончен или реформа все еще продолжается?

2015-06-24 «Дорожная карта»: диалог закончен или реформа все еще продолжается?
Фото: depositphotos.com
По мнению бизнес-сообщества, многие здравые идеи в сфере таможенного дела могут оказаться реализованными только на бумаге
Некоторые пункты плана мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования из-за сокращения сроков действия «дорожной карты» считаются исполненными, хотя на деле животрепещущие вопросы так и не были решены. 
Несколько лет назад правительство РФ утвердило «дорожную карту» совершенствования таможенного администрирования с планом мероприятий до 2018 года. Все полагали, что при выполнении пунктов плана жизнь всех участников ВЭД станет если не слаще, то уж точно веселее.

Первые полтора года работа велась со скрипом. Таможня с трудом привыкала к диалогу с нами, бизнес в ответ порой выдавал радикальные требования. Затем диалог наладился, стали потихонечку решаться проблемы, связанные с таможенным администрированием в РФ. А потом на уровне российского правительства внезапно решили закончить все мероприятия «дорожной карты» к 2017 году. Следом передумали и сказали - к 2016-му. Последнее указание – завершить работу 31 декабря 2015 года и доложить о выполнении.

Федеральная таможенная служба, понимая, что за отведенный срок не удастся выполнить целый ряд принципиально важных положений, решила о них позабыть. Что же касается мероприятий, находящихся в процессе исполнения, то на днях мы получили бумаги, по-моему, от Минэкономразвития с просьбой сформулировать их так, чтобы у нас было указано, что они выполнены.

Тем не менее, эффект от «дорожной карты» есть, и он значительный: электронное декларирование, сокращение сроков перемещения товаров через границу, автоматизация процессов таможенного администрирования, категорирование участников ВЭД, уполномоченные экономические операторы. Медленно, но упорно идет процесс внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях.

Ради галочки


Из того, что не сделано: использование предварительной информации в рамках системы управления рисками другими государственными контрольными органами. В этом вопросе все довольно сложно. До сих пор непонятно, берет ли на себя таможня хотя в пунктах пропуска функции других ГКО или нет. Все поняли - надо отрапортовать, что они уже используют предварительную информацию. Более того, стремятся расширить требования, предъявляемые к предварительной информации. А она, тем временем, явно не используется.

Замечательно, что Россельхознадзор может принять решение на основании предварительной информации. При этом от перевозчиков требуются сведения, которые они не могут иметь при себе. Такое вот упразднение ради упразднения!

Или, например, удаленный выпуск. Вроде бы планировалось, что выпуск будет разрешен с любой точки независимо от места нахождения товара. Но и эта система не работает. Минэкономики, тем не менее, просит засчитать этот пункт выполненным. Мы же предлагаем разрешить участникам ВЭД хотя бы через Центры электронного декларирования оформлять и выпускать товар без привязки к тому месту, где он сейчас находится. Не знаю, пойдут ли нам на встречу или нет. Да и отношение к ЦЭДам у Федеральной таможенной службы порой меняется.

Расчет и уплата таможенных платежей на этапе после выпуска товара. ФТС с занимающим еще более жесткую позицию Минфином говорят о невозможности внедрения такой инновации в настоящее время. Потому что бизнес вороват, ищет любые лазейки для уклонения от уплаты платежей. Их резюме – при внедрении данной технологии по бюджету будет нанесен большой удар. Хотя они допускают, что в будущем эта процедура будет востребованной.

Смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Федеральная таможенная служба работает по этому направлению. Претензии бизнеса заключаются в том, что принимаемых таможенниками мер недостаточно.

Еще одна больная точка «дорожной карты» - система межведомственного электронного взаимодействия. Просто ФТС России в деле электронного документооборота на много шагов опережает любые другие российские службы государственного контроля. И, как я считаю, наших партнеров по Таможенному союзу.

Вместе с тем, все время что-то не срабатывает, каждый пытается снять с себя ответственность. Минкомсвязи говорит – а мы тут не причем, воздух чистый, информацию можно передавать, каналы установлены. А в итоге при возникновении каких-либо проблем, например, связанных с отказными письмами, независимо от того, электронный документ или бумажный, взаимодействия совершенно никакого нет. Печальное зрелище! Особенно, если учитывать то количество денег, которое государство периодически выделяет на обеспечение электронного взаимодействия между ведомствами.

Притчей во языцех стал пункт об улучшении ситуации в морских портах. С трехлетним опозданием разработан соответствующий план, который очень долго обсуждался. В итоге принято решение, что пункт выполнен. Ситуация в морских портах за это время не сильно изменилась.

Тогда по предложению бизнеса при поддержке российского правительства все пункты «морского плана» были включены в «дорожную карту». Если мы считаем «дорожную карту» выполненной к концу этого года, значит, о «морском плане» можно забыть? Повис в воздухе вопрос – а является он составной частью «дорожной карты» или нет?

Нас уверяют в том, что решен вопрос с автоматизированным мониторингом времени прохождения границы практически каждым грузом и товаром. ФТС заявляет: «У нас есть такая возможность. Мы готовы показать, у кого сколько времени груз проходит, где он задерживается». Эти слова я слышу уже минимум год, но подобный сервис так и не появился.

В Казахстане подготовили таможенную революцию


Успеть что-то хорошее сделать за оставшееся время нас, бизнес-сообщество и федеральные органы власти, подтолкнули, как не странно, наши казахские коллеги. Они в течение мая постатейно пересмотрели все принятые на базе Евразийской экономической комиссии решения и наработки и подготовили около 600 поправок. Причем, некоторые настолько радикальные, что у отдельных представителей российского бизнеса вызывают смущение. Однако полный текст этих предложений мы еще не видели. Нам просто рассказали, что это будет революция.

В чем будет заключаться революция, не знаем. Главное, что эта информация помогла нам достучаться до Минэкономразвития. Нас буквально заперли в Российском союзе промышленников и предпринимателей, и в течение двух с половиной суток велось детальное обсуждение наиболее важных для бизнеса вопросов. Был сделан шаг вперед, и мы готовы вместе изменить массу вещей в лучшую сторону.

У нас есть еще одна площадка для выступлений, продвижения чаяний участников внешнеэкономической деятельности - уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей. Бизнес-омбудсмен Борис Титов представил доклад президенту РФ Владимиру Путину, в котором указаны шесть системных проблем: непрозрачность регламента ФТС, необходимость создания единой базы Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы, требование о четком указании сроков выпуска товаров и ответственность за нарушение таких сроков, система управления рисками ФТС и оптимизация таможенных постов.

Мне сейчас сложно сказать, закрыт ли диалог по «дорожной карте» или реформирование будет продолжаться? Многое зависит от экономической ситуации в стране, от подхода властей к бизнесу: нужно ли его «сжать» и получать деньги в бюджет или, наоборот, дать свободу, и деньги сами потекут.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования