Нам предстоит разработать немало нормативных актов, и мы ждем от бизнеса активности
В ЕАЭС продолжается второй этап законотворческой деятельности, связанный с разработкой необходимых для функционирования Таможенного кодекса решений
О преимуществах, уже предоставленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, втором этапе законотворческой деятельности и низкой активности бизнес-сообщества.
С 1 января вступил в силу долгожданный Таможенный кодекс, который мы разрабатывали в течение трех лет: для такого многостороннего документа три года — это оправданный срок. Его нельзя было сделать за один месяц или один год. Особенно с учетом того, что во время процесса разработки Кодекса к Союзу присоединились еще две страны.
Мы всегда с гордостью говорим о том, что это первый документ, который на площадке ЕАЭС готовился с участием бизнес-сообщества, вносившего конструктивные предложения.
Основной постулат Кодекса — единое таможенное регулирование на территории всего ЕАЭС. Основной аспект с учетом вызова времени — все бизнес-процессы, проходящие в таможенной сфере, должны осуществляться с применением информационных технологий. Причем на первом этапе должны быть автоматизированы по максимуму. А конечная стратегическая цель — переход на полную автоматизацию всех бизнес-процессов: при оформлении товаров и прохождении грузов через пункты пропуска.
В итоге у нас получился очень емкий документ. Несмотря на то что мы на треть уменьшили полномочия национальных органов власти. То есть, уменьшили количество норм, которые по старому Кодексу регулировались национальным законодательством. В рамках унификации они теперь регулируются решениями Совета, которые принимаются по итогам проходящих ежемесячно заседаний вице-премьер-министров стран-участниц ЕАЭС. Решения, кстати, принимаются только в рамках консенсуса. Ущерба никакой стране не наносится — потому что нет принятия решения по большинству голосов.
Минимизация роли национального законодательства необходима для того, чтобы участнику внешнеэкономической деятельности было понятно: пересечет он границу и попадет в другое государство ЕАЭС, а правила игры — одинаковые.
В прошлом году при участии бизнес-сообщества нам удалось разработать и принять порядка 40 первоочередных решений, которые необходимы были для вступления в силу Таможенного кодекса. Сейчас мы работаем над вторым этапом, касающимся информационных технологий. На днях приняли решение по предварительному информированию, которое теперь касается всех видов транспорта и вступит в силу с 1 октября. До этой даты национальным таможенным администрациям предстоит донастроить свои информационные системы.
Пока же только одна страна — Республика Казахстан — приняла закон, необходимый для реализации Таможенного кодекса ЕАЭС. В остальных странах национальные акты по таможенному регулированию находятся в высокой степени готовности — на ратификации в парламентах.
Об институте уполномоченного экономического оператора и интересах бизнеса
Перед нами стоял острый вопрос совершенствования института УЭО, потому что в Таможенном кодексе Таможенного союза это было недоработанным новшеством. И бизнес справедливо спрашивал: мы предоставляем такую большую сумму обеспечения, но что мы в итоге имеем?
В новом Кодексе мы усовершенствовали институт УЭО. Ввели, к примеру, три типа уполномоченных операторов и примерно 17 упрощений. И насколько нам известно, в России уже есть уполномоченные экономические операторы, получившие свидетельства по новым правилам.
При этом всем пяти таможенным службам ЕАЭС необязательно договариваться с коллегами из другой страны о взаимном признании УЭО. Норма Кодекса позволяет, допустим, таможенной службе России заключать договор с таможенной службой Китая о взаимном признании уполномоченных экономических операторов. На практике белорусская таможенная служба договорилась с польской о взаимном признании УЭО.
Бизнес при разработке новых подходов к институту УЭО додавил таможню и отстоял свои интересы. Но содействие бизнесу всегда должно быть не в ущерб функциям государственного контроля, возложенным на таможенные органы.
Диалоги между бизнесом и государством налаживаются. Но речь идет о крупных участниках внешнеэкономической деятельности — малый и средний бизнес даже на нашей площадке не так активен. Может, у него сил на это не хватает. Или он находится в зоне комфортности, которую не хочет покидать.
Кстати, мы инициировали процесс воссоздания рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства и обратились к странам-участникам ЕАЭС, чтобы они актуализировали кандидатуры своих представителей.
Пока же бизнес ведет себя вяло, считая, что достаточно и консультативных советов. Однако я помню, как бизнес еще недавно активно работал над Таможенным кодексом. На втором этапе нам предстоит принять много наднациональных решений. И мы бы хотели, чтобы бизнес снова вместе с нами принял непосредственное участие в разработке нормативных актов.
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ввоз и вывоз одежды
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
«КВТ Сервис»