Алексей Иншаков
Технический директор «Транссертико»

От маркировки товаров до уголовной ответственности — один шаг

2020-02-25 От маркировки товаров до уголовной ответственности — один шаг
Фото: depositphotos.com
При принятии поправок в УК РФ нужно подойти дифференцированно к ситуации и четко отличать преступников от оступившихся по иным причинам предпринимателей

Российское министерство промышленности и торговли разработало законопроект «О внесении изменений в УК РФ», предусматривающий определение уголовной ответственности за нарушения требований в сфере маркировки товаров. Новой статьей УК РФ — 327.3 — предлагается установить уголовную ответственность за подделку средств идентификации. А действующую статью 171.1 УК РФ Минпромторг хочет изменить, добавив нормы наказания, связанные с цифровой маркировкой.

Напомню, что под маркировкой товаров подразумевается специализированное обозначение, которое отображает основную информацию, позволяющую покупателю получить базовые сведения о потребительских свойствах продукции.

Кроме этого, такие обозначения подтверждают легальное происхождение продукта, его соответствие требованиям безопасности и стандартов качества. В целом эта информация предназначена для покупателей, а ответственность за отсутствие маркировки лежит на продавце и производителе. К виновным применяются статьи уголовного и административного кодексов Российской Федерации — в зависимости от тяжести злодеяния и причиненного ущерба.

Обязательную маркировку ряда товаров в России ввели в 2019 году

Технически современная маркировка — это присвоение товару уникальных цифровых кодов, защищенных криптографией, и их нанесение на товар тем или иным способом. Например, QR-код на наклейке или чип — как против кражи, так и для учета (в супермаркете).

Предполагается, что к 2024 году обязательная маркировка распространится на всю продукцию, а система прослеживания станет единой для России и других стран-участниц ЕАЭС. В правительстве считают, что это позволит прослеживать путь любого товара от производителя до конечного потребителя.

В настоящее время маркируются изделия из натурального меха, алкогольная продукция и лекарственные средства. В 2020 году дополнительно начинают маркироваться десять групп товаров. Одна из них — обувь (с 1 марта). Но уже говорят о переносе, видимо, не готовы технически ни бизнес, ни государство. Но есть твердое убеждение, что в будущем перечень маркируемых товаров будет только расти.

По предварительным расчетам, стоимость контрольного идентификационного знака, с помощью которого производится маркировка товара, будет составлять 50 копеек.

С какими суммами расстанутся предприниматели, в случае нарушения законодательства о маркировке? Размер штрафа предположительно будет варьироваться от 2 до 500 тысяч рублей. Но за особо злостные нарушения предполагается уголовная ответственность.

Насколько это реально?

Исходя из того, что статья 327.3 УК РФ еще отсутствует в Уголовном кодексе, говорить о наказаниях преждевременно. Многие эксперты и СМИ заявляют, ссылаясь на авторов законопроекта, что «сажать не будут». Но я все же считаю, что наказание зависит от степени вины и причиненной социальной опасности, важен размер ущерба, а также — кем он совершен. И здесь остается уповать только на благоразумие авторов законопроекта и Государственную думу.

Можно рассмотреть по аналогии статью 327.1 УК РФ «Изготовление, сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия либо их использование».

«Использование заведомо поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок (за исключением акцизных марок и федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также специальных (акцизных) марок для маркировки табачных изделий), — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок».

Пункт 2 статьи 327.1 УК РФ

Можно предположить, исходя из комментариев к статье 327.1, что трактовка новой статьи 327.3 будет схожей:

В ч. 2 статьи предусмотрена ответственность за самостоятельное преступление — использование заведомо поддельных предметов преступления. Объективную сторону преступления образует использование названных в законе предметов под видом подлинных (см. комментарий к ст. 327). Это означает, например, что владелец товара или продавец размещает их на соответствующих товарах. Преступление окончено с момента размещения заведомо поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок, на товарах, в рекламе, на упаковке. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, о чем говорит указание в законе на «заведомость». Осознание лицом заведомости подделки должно быть обязательно установлено. Субъект преступления — любое вменяемое лицо 16-летнего возраста. Им может быть владелец товара или продавец.

Также не исключено, что добавятся аналогичные пункты статьи:

Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи: а) причинившие крупный ущерб государству либо сопряженные с извлечением дохода в крупном размере; б) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

В таком случае говорить, о том, что не будут «сажать», не приходится. В любом случае необходимо дождаться законопроекта, чтобы делать соответствующие выводы, т.к. авторы могут пойти и другим путем.

Что касается статьи 171.1 УК РФ, то хочу сообщить следующее: контролирующие органы уже довольно давно используют ее для привлечения к ответственности. В частности, этим пользуется Балтийская таможня при ввозе товаров и отсутствии иной маркировки на товарах. При превышении определенных сумм стоимости товаров передают дело в правоохранительные органы на водном транспорте для возбуждения дела по 171.1. Но в большинстве случаев получают отказ в возбуждении дела.

Получается, если данную статью дополнят нововведениями и появится статья 327.3, то у государства будет полный инструментарий для привлечения к уголовной ответственности.

С одной стороны, это хорошо, и так считают многие эксперты (в плане обеления рынка от недобросовестных представителей бизнеса). А с другой стороны — можно попасть под государственную машину из-за банальной ошибки, человеческого фактора, сбоя оргтехники или интернета. И будет трудно доказать отсутствие «заведомости».

Я считаю, что до принятия поправок в УК РФ нужно все детально изучить, подойти дифференцированно к ситуации и четко отличать преступников от оступившихся по иным причинам предпринимателей.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования