Владимир Ломов Владимир Ломов
Советник генерального директора платежной системы «Таможенная карта»

Сервисы «Таможенной карты» дополняют банковские с точки зрения специфических для ВЭД задач

2019-11-27 Сервисы «Таможенной карты» дополняют банковские с точки зрения специфических для ВЭД задач
Фото: depositphotos.com
В настоящее время в «Таможенной карте» разрабатывается сервис по автоматической классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
Сегодня «Таможенная карта» — это комплекс сервисов для компаний сектора ВЭД: обеспечение таможенных платежей, система электронного декларирования, выпуск электронных подписей, личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности.

Уровень сервиса в нашем портфеле продуктов абсолютно одинаков — вне зависимости от рейтинга подключенного банка. Объемы бизнеса ВЭД тоже неважны: есть банки, которые вступали в платежную систему из-за одного якорного клиента — участника ВЭД. Для технологической интеграции с нашей платформой со стороны банков необходимы минимальные инвестиции.

После интеграции с платежной системой банк получает право эмитировать карты «Таможенной карты», в том числе виртуальные, которые позволяют клиентам работать в режиме онлайн.

При этом банк самостоятельно определяет уровень сервиса для клиента. Если банк не предусмотрел возможность подписать, например, договор на новый продукт удаленно в ДБО, мы сами клиенту эту услугу предоставить не сможем.

В некоторых банках тарифные планы на наши услуги не менялись уже 10 лет

Это при том что сейчас тарифы качественно интереснее для клиента. Так бывает, если банк не уделяет существенного внимания развитию продукта, остался на том же уровне, на котором был на момент подключения. Мы учитываем, что далеко не все банки заинтересованы в формировании комплексных предложений для клиентов или имеют такую возможность, но в сохранении действующих клиентов заинтересованы практически все.

Наш путь к клиенту — через тариф банка, наш продукт — нишевый. Из 3 млн юридических лиц, ведущих бизнес в нашей стране, активных участников ВЭД 70–80 тыс, то есть каждое 35 предприятие. Очевидно, что, с точки зрения менеджера корпоративного блока банка, это, безусловно, качественный «продукт третьей полки».

С другой стороны, банкам, развивающим свои продукты в сфере ВЭД, важен не только сервис, но и имидж. Мы предоставляем возможность брендировать личный кабинет «Таможенной карты»: перекрашивать его в цвета банка, размещать собственную символику.

Так, в личном кабинете «Сбербанк Бизнес Онлайн» (СББОЛ), где профессионально реализована вся доступная функциональность, «бесшовная» интеграция СББОЛ и личного кабинета «Таможенной карты», клиент имеет возможность, не вводя никаких паролей, автоматически получить доступ ко всем нашим сервисам.

Качество электронных сервисов в российских банках значительно выше, чем за рубежом

При этом существуют подводные камни, мешающие реализации проектов специализированной для ВЭД тематики в банках и заключающиеся в размытости клиентской базы по финансовым структурам рынка.

Если посмотреть на банки второй сотни, то количество клиентов, готовых данный сервис потреблять, измеряется не в тысячах и сотнях, а в десятках и единицах. В данном случае реализация продуктов, отвечающих потребностям клиентов, в этом сегменте становится просто нерентабельной.

С другой стороны, небольшие профильные банки готовы, например, проводить повторный комплаенс-контроль по международным контрактам и в случае необходимости отчитываться перед ЦБ по результатам. В банках первой десятки подобное взаимодействие зачастую невозможно: клиенты могут получить отказ в проведении платежей, если по контракту что-то «не понравилось». Зачастую это может стать основной причиной не менять банк.

Если у банка нет правильно сформированного электронного сервиса, то нет и качественной услуги

Принципиально важный момент — является ли сегмент ВЭД профильным для конкретного банка. В нашей сфере деятельности сформировался некий пул банков, в основном крупных, которые пытаются предоставлять комплексные сервисы.

Например, Сбербанк — компанией внедрены технологии, позволившие максимально приблизиться к тому, чтобы учесть потребности клиентов в части ВЭД. 95% опрошенных нами клиентов назвали сервис, который мы реализовали в Сбербанке, более удобным, чем наше стандартное продуктовое предложение, а в случае смены банка они высказывают недовольство нашими «историческими» продуктами.

Сбербанк, бесспорно, лидирует по количеству счетов участников ВЭД, и за последние два-три года там нарастили мускулы в плане обслуживания. Но если взять статистику нашей платежной системы, то Сбербанк — далеко не лидер в оборотах.

Отдельные банки, такие как Росбанк, ориентируются на качество российских электронных сервисов. Но в целом, когда речь идет о крупнейших транснациональных компаниях, для оправдания клиентских ожиданий по-прежнему подходит и «метод 100 китайцев». При отсутствии продвинутых технологий всегда можно нанять дополнительных менеджеров, способных удовлетворить любые запросы. Возможна персональная доработка системы (на стороне банка или клиента).

Но такой подход не работает при обслуживании сегментов малого и среднего бизнеса и уж тем более микробизнеса: если у банка нет правильно сформированного электронного сервиса, то нет и качественной услуги.

От редакции

Мнение подготовлено на основе интервью советника генерального директора платежной системы «Таможенная карта» Владимира Ломова, опубликованного в журнале «Банковское обозрение».

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования