На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 10.12.2016 Курсы валют ЦБ РФ
Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы

Казахстан в поисках транзитных лазеек: когда через Россию невозможно, а через Грузию-Азербайджан дорого

21.07.2016 17:29 0 Архив |
Казахстан в поисках транзитных лазеек: когда через Россию невозможно, а через Грузию-Азербайджан дорого

Фото: Антон Вергун/ТАСС

Украинский дальнобойщик на территории многостороннего автомобильного пункта пропуска «Нехотеевка».

CustomsForum.ru о том, как в стране ищут альтернативные пути доставки грузов из Украины в обход российской территории.

Немного предыстории. 3 июля президент России Владимир Путин внес поправки в указ «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов РФ при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Казахстана через территорию РФ».

Согласно нововведению с 1 июля 2016 года по такому маршруту в Казахстан и Киргизию можно перевозить лишь товары с нулевой ставкой таможенной пошлины по Единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза. Запрещенными оказались:

  • Все товары, следующие с территории Украины, ввозная ставка таможенной пошлины которых в ЕТТ ЕАЭС выше нуля процентов. 

В эту категорию попали все украинские товары, а также товары, следующие транзитом по территории Украины из третьих стран.

  • «Санкционная» продукция. 

«На сегодняшний день в ЕТТ ЕАЭС нулевая ставка применяется в отношении 1908 товаров, из которых на 80 товаров нулевая ставка действует на временной основе», — пояснила директор департамента экономической интеграции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» Индира Садвакасова.

Нулевые таможенные пошлины установлены в следующих сферах:

  • Машиностроение — 1103 позиции; 
  • АПК и пищевая промышленность — 161; 
  • Химическая промышленность — 159; 
  • Недрагоценные металлы и изделия из них — 120; 
  • Транспортные средства — 111; 
  • Легкая промышленность — 46; 
  • Минеральные продукты — 31; 
  • Деревообработка — 21; 
  • Драгоценные и недрагоценные камни — 11; 
  • Прочие промышленные товары — 144. 

В Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» решили подсчитать, во сколько обойдутся грузоперевозки, если воспользоваться альтернативными маршрутами.

Транскаспийский маршрут: едем через Грузию


Путь из Украины до Казахстана будет пролегать через две страны плюс смена вида транспорта (впрочем, без разгрузки фуры). 

Паром: порт Ильичевск (Украина) — Поти/Батуми (Грузия)


Перевозчикам придется заплатить за:

  • Бланк разрешения на перевозку груза из Украины в Республику Казахстан; 

Цена вопроса — 6363 тенге (около 20 долларов США).

  • Паромную переправу. 

Стоимость, по данным НПП РК «Атамекен», от 1000 до 2690 долларов плюс дополнительная оплата — 90 долларов.

По маршруту курсируют два парома два раза в неделю — в среду и в пятницу.

Полная вместимость парома — 85 грузовых автомобилей.

Среднее время в пути из Ильичевска до Поти/Батуми — 30 часов.

С 15 июня 2016 года по данному направлению действуют следующие ставки морского фрахта на перевозку грузовых автомобилей с водителем на т/х «Грейфсвальд», т/х «Вильнюс Сивэйс» и т/х «Каунас Сивэйс»:

Наименование груза

Ставка фрахта (в долларах)

Ильичевск — Батуми/Поти

Батуми/Поти — Ильичевск

Груженый грузовой автомобиль

1050

800

Порожний грузовой автомобиль

1050

600

Спирт и спиртосодержащие технические жидкости

2480

2430

Ликеро-водочные (за исключением вина и пива), коньячные изделия

1830

1710

Сжатые и сжиженные газы

1830

1710

Аккумуляторы, аэрозоли, химические грузы, кислоты и пр. опасные грузы

1170

1050

Сигареты

1700

1700

Живые животные

2370

2370

Грузы 1 класса опасности ИМО

2690

2690


Ставки фрахта:

  • Применяются для грузовых автомобилей весом до 44 т, длиной 13–22 м, шириной до 2.6 м, высотой до 4.5 м; 
  • Включают терминальные сборы в портах погрузки и выгрузки, подключение к бортовой электросети парома (для грузов с контролируемым температурным режимом). 

Грузы военного назначения, а также автомобили и прочая накатная техника сверх указанных габаритных и весовых ограничений, перевозятся по отдельному согласованию и договорному тарифу.

«На направлениях Ильичевск — Батуми/Поти дополнительно оплачивается стоимость проезда и питания одного водителя в размере 90 долларов. На направлениях Батуми/Поти — Ильичевск ставки фрахта включают проезд и питание одного водителя. Размещение водителей производится на свободные пассажирские места по усмотрению администрации парома», — подчеркнули в Нацпалате.

Сухопутный участок: Поти/Батуми (Грузия) — Баку (Азербайджан)


Итак, новые расходы — раскошелиться придется на:

  • Сбор за пользование автодорогами 

Цена вопроса: в Грузии при транзитном проезде — 200 лари (около 110 долларов), в Азербайджане — от 20 до 280 долларов в зависимости от срока нахождения на территории и грузоподъемности транспортного средства.

  • Бланк разрешения на транзитный проезд по территории Азербайджана 

Цена вопроса — 6363 тенге (около 20 долларов).

Паром: Баку (Азербайджан) — Актау (Казахстан)


К предыдущим тратам плюсуем:

  • Стоимость паромной переправы — 1200 долларов; 
  • Портовые сборы в порту Баку — около 140 долларов; 
  • Портовые сборы и оформление документов в порту Актау — около 160 долларов. 

В рамках паромной линии Баку — Актау курсируют 11 паромов вместимостью до 35 грузовых автомобилей и 2 судна грузовместимостью 28 и 52 вагонов.

Периодичность рейсов — в зависимости от загрузки и погодных условий на море.

Среднее время морского перехода — 18–20 часов.

«В настоящее время паромный комплекс принимает 6–7 паромов в неделю при пропускной способности в 10–11 паромов. Обработка одного парома в Баку занимает в среднем 6 часов: выгрузка — 1,5–2 часа, загрузка 1,5–2 часа плюс причаливание, освобождение канала и т. д., — рассказали CustomsForum.ru в „Атамекен“. — Норма обработки грузопассажирских паромов в порту Актау — 10–12 часов. Фактически суда обрабатываются за 6–7 часов, грузовые паромы — за 8–10 часов».

Ставки морского фрахта на перевозку грузовых автомобилей в направлении Баку — Актау — около 1200 долларов плюс портовые сборы (еще около 140 долларов).

И это еще не все расходы — в порту Актау выписывается один платежный документ, с расшифровкой услуг порта, поскольку данные услуги имеют разные единицы измерения:

  • Плата за погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые силами и средствами клиента (перевалка); 

Цена вопроса — 314,93 тенге за 1 физическую тонну груза;

  • Плата за выписку поручения на погрузку/выгрузку 

Цена вопроса — 5117,39 тенге за 1 комплект поручений в один адрес.

  • Плата за услуги по сопровождению и оформлению документов на импортные грузы, прибывшие паромным сообщением и следующие транзитом через порт Актау 

Цена вопроса — 35000 тенге за единицу автотранспортного средства.

  • Оформление коносамента (при экспорте) — 3200 тенге. 

В итоге плата за один грузовой автотранспорт, согласно тарифам порта, достигает 55000 тенге. Хранение фуры на территории порта обойдется перевозчику в 3220 тенге в сутки.

Всего дополнительные расходы по альтернативному маршруту колеблются в пределах от 2900 до 4500 долларов.

А что же до традиционного маршрута, пролегающего через российскую территорию, то тут нужно не забывать о некоторых особенностях. Помимо обязательного условия в виде нулевой ставки таможенной пошлины по Единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза.

И не забывайте про пломбы


Главная особенность заключается, пожалуй, в том, что для ввоза разрешенных украинских товаров в Казахстан определены следующие железнодорожные и автомобильные пункты пропуска:

Белорусско-украинский участок госграницы)


  • Ж/д пункты пропуска: 

Тереховка (Щорс) — г. Гомель, Горынь (Удрицк) — Брестская область, Словечно (Выступовичи) — Гомельская область.

  • Автомобильные пункты пропуска: 

Новая Гута (Новые Ярыловичи) — Гомельская область, Новая Рудня (Выступовичи) — Гомельская область/Ельский район, Мокраны (Доманово) — Брестская область, Верхний Теребежов (Городище) — Брестская область, Александровка (Вильча) — Гомельская область, Мохро (Дольск) — Брестская область.

Белорусско-российский участок госграницы


  • Ж/д пункт пропуска: 

Станция Смоленск Сортировочная, Заднепровский таможенный пост Смоленской таможни.

  • Автомобильный пункт пропуска: 

Краснинский таможенный пост Смоленской таможни.

Российско-казахстанский участок госграницы


  • Ж/д пункт пропуска: 

Станция Озинки (РФ) — пункт пропуска «Жайык» (РК).

  • Автомобильные пункты пропуска: 

«Маштаково» (Самарская таможня РФ) — пункт пропуска «Сырым», «Бугристое» (Челябинская таможня) — «Кайрак» (Костанайская область).

При этом транзит разрешенных товаров осуществляется с территории Белоруссии с обязательным применением пломб на основе системы ГЛОНАСС. 

«Пломбы должны устанавливаться/сниматься при въезде/выезде на территорию РФ за счет отправителя или получателя груза. Также водители автотранспорта при въезде на территорию РФ обязаны получить учетные талоны, которые при выезде оттуда необходимо сдать Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, — предостерегают перевозчиков в НПП. — Если же водитель нарушил порядок наложения/снятия и применения пломб на основе системы ГЛОНАСС, учетные талоны признаются недействительными».

С условиями навешивания/снятия пломб на железнодорожные и автомобильные транспортные средства можно ознакомиться на данной странице.

Дополнительную информацию и разъяснения по перевозкам грузов из Украины в Казахстан можно получить в Департаменте экономической интеграции НПП РК «Атамекен», отправив запрос на электронный адрес: dei@palata.kz или обратившись в Союз международных автомобильных перевозчиков (КазАТО) по телефону: 8-7272-50-92-94, info@kazato.kz.

Также при КазАТО открыта горячая линия по вопросам перевозки товаров из Украины (в том числе, транзитом через территорию Украины в Казахстан): 8 (727) 292 0226, 8 (727) 292 2345, 8 (727) 292 86 62, 8 777 214 0967, 8 707 200 00 74, 8 777 217 4304.
НПП РК «Атамекен», CustomsForum.ru, Андрей Гераськин

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Оформляйте электронно

Юридически-значимая электроннная подпись в удостоверяющем центре компании "Таможенная карта"

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически