«PRO Склады»: создание многоэтажных складов в мегаполисах не миф, а необходимость
В силу отсутствия практики существуют трудности с оценкой малоэтажных складов как инвестпродукта
Девелопмент многоэтажных складов в черте города связан с рядом рисков, среди которых сложности проектирования, высокая стоимость земли, конкуренция с другими типами коммерческой и жилой недвижимости.
Участники дискуссии «PRO Склады России» в рамках Международного инвестиционного форума по недвижимости PROEstate обсудили основные тренды развития складской недвижимости, наиболее востребованные концепции складов, потребительские предпочтения и стратегии реализации проектов.
По словам руководителя отдела консалтинга Skladman USG Ярослава Дарусенкова, объем спекулятивных предложений на складском рынке Москвы внутри МКАД составляет порядка 1,5 млн кв.м., из которых на класс А приходится всего 79 тыс. кв.м, на класс В – 313 тыс. кв.м и 1,127 млн кв.м составляет класс С.
«Около 60% складов расположено на юге Москвы, в промзонах. В крупнейших мегаполисах мира мэрии способствуют строительству складов в черте города, так как они снижают нагрузки на дороги. В Лондоне и Париже, например, склады развиваются внутри окружной дороги. Московским арендаторам (ритейлерам, интернет-магазинам) также нужны точки дислокации внутри МКАД».
Управляющий партнер, сопредседатель складского комитета АИП России, Skladman USG Евгений Нумеров уверен, что создание многоэтажных складов в мегаполисах – это уже давно не миф, и даже не тренд, а насущная необходимость: сегодня ведется активная борьба за рынок «доставка в день заказа». Вторым фактором после стоимости является скорость доставки. Свыше 40% покупателей отдают предпочтение срочной доставке.
«Девелопмент многоэтажных складов в черте города связан с рядом рисков, среди которых сложности проектирования, высокая стоимость земли, конкуренция с другими типами коммерческой и жилой недвижимости. В силу отсутствия практики есть трудности и с оценкой малоэтажных складов как инвестпродукта. Однако, несмотря на это, спикер считает, что высокий спрос со стороны e-commerce на склады в черте города через 3-5 лет приведет к значительному росту многоэтажных складов».
Генеральный директор АО «Авторемонтный завод №5» Ярослав Хитьков отметил, что сегодня арендатор хочет работать в современном деловом квартале, поэтому в первую очередь его интересует инфраструктура объекта. Эксперт поделился опытом комплексного развития территории на примере проекта «Авторемонтный завод №5», где на территории 150 тыс. кв.м малоформатные склады и производство совмещены с качественной инфраструктурой (магазины, кафе, спортивные залы, зеленые зоны).
В ходе обсуждения экономики складского девелопмента генеральный директор Skladman USG Александр Хомич среди главных трендов назвал устойчивый рост спроса на склады, сокращение доли вакантных площадей и постепенное возвращение ставки аренды к уровню 2016 года.
«Еще недавно мы наблюдали рынок арендатора, а сегодня арендодатели имеют более сильную позицию при переговорах».
По мнению генерального директора, управляющего партнера LOGISTICS PARTNERS Сергея Лысенкова, говорить, что до конца года будет введен 1 млн кв.м новых складских площадей - это лукавство: во-первых, срок ввода части проектов по традиции будет перенесен, а, во-вторых, как минимум половина проектов – это BTS, у которых уже есть арендаторы. Таким образом, ждать увеличения вакантных площадей не стоит, а вот ставки аренды продолжат расти.
Директор по аренде и маркетингу Raven Russia Вычеслав Холопов отметил, что обычный стандартный сухой склад будет востребован всегда, несмотря на то, что экономика не показывает бурного роста.
«В ближайшие 10 лет Big Box точно не устареет. А вот возводить уникальные здания под e-commerce не обязательно. Нестандартные форматы имеет смысл строить только под долговременные контракты (10-15 лет)».
По словам управляющего партнера s500.pro Константина Тесова, арендаторы в настоящее время стали более точно формулировать запросы по геолокации и прочим характеристикам объекта. даже крупные компании нередко заходят с маленького запроса, чтобы понять качество услуг на объекте и, если все устраивает, берут большие площади.
«Интернет-маркетинг работает в основном для средних и малых объектов, однако 1-2 раза в год могут быть крупные запросы. Очень важно грамотно работать со звонками. Некачественно принятый запрос ведет к потере клиента».
Руководитель категории коммерческая недвижимость и услуги «Авито Недвижимость» Игорь Степанов отметил, что сегодня более 40% запросов поступает с мобильного приложения, также многие клиенты приходят из соцсетей. Прежде всего, люди хотят оценить рынок, понять, насколько широк выбор, и лишь потом приступают к поиску лучших предложений. Большое внимание клиенты уделяют качественным фотографиям объекта.
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ввоз и вывоз одежды
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
«КВТ Сервис»