Мирослав Золотарев
Руководитель Первого российского международного логистического альянса Associated Cargo Experts

Блокчейн для бизнеса: желательно, но не обязательно

2018-07-31 Блокчейн для бизнеса: желательно, но не обязательно
Фото: depositphotos.com
По мнению спикера, для компаний, которые не хотят делиться своими данными с конкурентами, прозрачность, которую даст блокчейн, станет проблемой

О том, для какого бизнеса блокчейн может быть проблемой, и как решить, нужна ли вашей компании данная технология.

Концептуальная черта блокчейна — это обеспечение прозрачности. Ожидается появление блокчейна в тех сферах, где в процесс взаимодействия одновременно включены несколько участников: компания, ее заказчики, поставщики и партнеры. Например, IBM имеет блокчейн-партнерство с большим количеством поставщиков продуктов, включая Dole, Kroger, Nestlé, Tyson Foods, Walmart.

еще один проект по блокчейну связан с браузером Brave — это стартап, основанный на технологии, которая в будущем призвана изменить весь мир онлайн рекламы. Взаиморасчеты за размещение рекламы в этом браузере ведутся на основе блокчейна — цифровой механизм оплаты называется basic attention token (BAT). Он позволяет рекламодателям и пользователям браузера оплачивать единичное размещение рекламы или купить только одну статью из издания, не подписываясь на ежемесячные рассылки.

Все прозрачно, каждый может посмотреть точное количество токенов, которое было проведено и удостовериться, что Brave ничего не утаил. 

Однако, для компаний, которые не хотят делиться своими данными с конкурентами, прозрачность, которую даст блокчейн, станет проблемой.

Цена, которую нужно заплатить за неизменяемость данных — это отсутствие механизмов для ускорения бизнес-процессов. А компании, которые объединяются, чтобы создать свои закрытые блокчейны вместо использования открытых, должны обладать определенной долей доверия друг к другу для получения доступа и управления такими закрытыми реестрами.

Есть и другие вопросы с прозрачностью. Автопроизводителей и дилеров может не порадовать перспектива того, что блокчейн сделает открытой информацию по техобслуживанию автомобилей, например. Хотя кому бы не хотелось узнать перед покупкой авто, сколько раз его приходилось отвозить в ремонт?

Несмотря на то, что и блокчейн, и распределенный реестр обладают большим потенциалом, большинство людей еще не понимают, что можно сделать с этими технологиями. Блокчейн находится на стадии зарождения, и никто не знает наверняка, надолго ли его хватит. Великие идеи рождаются ежедневно. Сейчас только способность технологии собирать средства через продажу цифровой валюты позволила накопить такой потенциал.

Несмотря на всю шумиху вокруг этой индустрии, здесь присутствует некоторая доля скептицизма. Многие наблюдатели еще помнят бум доткомов 90х, а блокчейн может также оказаться чем-то подобным, когда люди, поддавшись стадному эффекту, выбирают неправильный вектор развития.

Блокчейн не идеален, но он и не должен быть таким

Блокчейну достаточно быть лучше, чем то, что мы используем сегодня. Ведется большое количество закулисных сделок, связанных с криптовалютой, в ответ на это разрабатываются регулятивные акты. Пока инженеры стремятся улучшить технологию, большие компании вроде Nasdaq и Goldman Sachs прорабатывают их внедрение. И вряд ли блокчейн просто так исчезнет, поскольку в это уже вложено слишком много энергии и средств.

С большой вероятностью большинство новых ICO (первичных размещений криптовалюты) не получат никаких инвестиций, а предлагаемые области применения блокчейна вызывают сомнения, поскольку большинству инвесторов не достает знаний для того, чтобы разобраться и понять все сложности, связанные с использованием данной технологии в коммерческой деятельности. Из компаний, которые провели ICO в 2017 году, 60% уже закрылись, и их товар никогда не поступит на рынок.

Фиатные деньги США, Европы и Японии во многом превосходят токены, которые создаются во время первичных размещений криптовалюты, а сами проекты можно кратко описать как «безвозвратные пожертвования коммерческим организациям». Страны с надежными банковскими системами, нормами и устойчивыми валютами вроде США, Японии и Европы не получат никакой выгоды от первичных размещений криптовалюты.

Однако если говорить об использовании блокчейна в компаниях, технология несомненно обладает потенциалом. Многие полагают, что блокчейн — это универсальное решение всех проблем, связанных с обработкой и хранением данных, хотя в большинстве случаев централизованная система хранения данных подходит намного больше. 

Как решить, нужна ли вам блокчейн-технология?

Поэтому, если ваша компания интересуется тем, подходит ли ей технология блокчейн, задайте себе вопросы, которые помогут получить ответ:

Пытаетесь ли вы включить в процесс одновременно несколько участников?

Есть ли у вас и ваших партнеров «болевые» точки, связанные с оплатой, комиссионными или размещением заказов?

Требуется ли вам запись всех транзакций, защищенная от возможного внесения несанкционированных изменений?

Перемещаете ли вы что-то, что имеет особую ценность?

Компания получит выгоду от увеличения прозрачности?

Если вы утвердительно ответили хотя бы на три из предложенных вопросов, это означает, что блокчейн подходит вашей компании. В противном случае вам лучше подойдет централизованная система хранения данных, а блокчейн может быть желательным, но не обязательным.

Потенциал применения блокчейн-технологий в логистике и цепях поставок можно по значению сравнить разве что с появлением в этой сфере интернета в 1990-е годы. Современные вызовы отрасли вовлекают огромные технические и финансовые ресурсы для того, чтобы перейти от концептов и пилотных версий к действенным техническим решениям.

Первый Российский Международный Логистический Альянс АСЕХ ставит своей целью создание новой площадки для разработки блокчейн-стандартов и внедрения их в отрасль логистики России. АСЕХ объединяет специалистов в грузоперевозках, которые проявляют неподдельный интерес к изучению блокчейн-технологий. Между компаниями из России и зарубежных стран создан Логистический Блокчейн Консорциум, площадка для обмена ресурсами, изучения потребностей и перспектив применения технологии. И сотни компаний уже проявили интерес к взаимодействию на такой площадке.

От редакции

Текст мнения руководителя Первого российского международного логистического Альянса Associated Cargo Experts Мирослава Золотарева предоставлен порталу CustomsForum.ru пресс-службой ACEX.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования