На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 21.08.2017 Курсы валют ЦБ РФ
Стратегический партнер проекта
Владивостокский Морской Торговый Порт
Динара Секербаева Динара Секербаева
Начальник отдела перспективных таможенных технологий Евразийской экономической комиссии

«Единое окно» как один из наиболее действенных инструментов упрощения процедур торговли

2015-06-18 «Единое окно» как один из наиболее действенных инструментов упрощения процедур торговли
18.06.2015 17:12 1 Архив |
«Единое окно» как один из наиболее действенных инструментов упрощения процедур торговли
Фото: Сайт Евразийской экономической комиссии
Так в настоящее время выглядит концепция «единого окна» в глазах представителей Евразийской экономической комиссии
В Евразийской экономической комиссии механизм «единого окна» представляют, как возможность однократного представления данных через единый канал с возможностью совершать экспортно-импортные таможенные формальности во взаимодействии с государственными органами. 
В условиях роста трансграничных перемещений мы находимся в поиске механизмов, которые позволят облегчить условия ведения бизнеса, упростить таможенные формальности. Развивая законодательство, можно прописывать массу норм. Но, не имея комплексных инструментов в настоящее время, все эти таможенные процедуры будет довольно сложно упростить.

Одним из способов изменить ситуацию в лучшую сторону может стать введение «единого окна» - инструмента, результативно работающего во всех странах мира.

Кто в лес, кто по дрова


В России, например, есть система межведомственного электронного взаимодействия. В Республике Беларусь активно развивается электронное декларирование. В Армении и Казахстане уже приняты концепции «единого окна». К сожалению, каждое государство-участник Евразийского экономического союза по-своему понимает, что такое «единое окно». Для кого-то это только управление границей – то есть, считают достаточным обустроить границу, создать там условия для прохождения грузов. И на этом «единое окно» заканчивается.

У Евразийской экономической комиссии свой взгляд на развитие механизма «единого окна». Для нас сегодня это одно из приоритетных направлений работы. Мы видим «единое окно» как возможность однократного представления данных через единый канал с возможностью совершать экспортно-импортные таможенные формальности во взаимодействии с государственными органами. Упрощая, тем самым, эти процедуры.

«Единое окно» в идеале


В первую очередь, на законодательном уровне мы создали правовую основу. В мае 2014 года на уровне глав государств одобрили основные направления развития механизма «единого окна» и выделили для себя четыре приоритета:

  • сближение подходов к развитию национальных механизмов «единого окна»
  • развитие механизма «единого окна»
  • унификация и гармонизация данных (взаимное признание электронных документов)
  • организация взаимодействия

Для успешной реализации этих приоритетных направлений в этом году был принят план мероприятий на 2015-2020 годы, условно разделенный на три этапа – подготовку, разработку и реализацию.

2015 год – стартовый, подготовительный. Очень много нужно сделать в плане организационной и аналитической работы, необходимо подготовить подробное описание эталонной модели «единого окна», ее функционала, разработать некий макет. Мы планируем создать механизм управления – собрать команду специалистов, которые на наднациональном и национальном уровнях будут продвигать этот вопрос.

Каким видим итоговый вариант «единого окна»? Это когда будет реализован форматы взаимодействия бизнеса с бизнесом (B2B), бизнеса с государство (B2G) и государства с государством (G2G). Когда участник ВЭД однократно подает уже полностью готовую информацию в систему, а госорганы ее обрабатывают и выдают свое решение. Мы говорим об эталонной модели со следующей сферой охвата:

Виды транспорта:

  • Водный
  • Воздушный
  • Автомобильный
  • Железнодорожный

Виды деятельности:

  • Международная торговля
  • Перевозка и логистическая деятельность
  • Банковская деятельность

Формальности:

  • Экспорт/импорт/транзит
  • Получение разрешительных документов
  • Регистрация
  • Отчетность
  • Аудит и др.

Сферы госрегулирования:

  • Таможенное регулирование
  • Валютное регулирование
  • Налоговое регулирование
  • Техническое регулирование
  • Регулирование в сфере санитарных, ветеринарно-санитарных, карантинных фитосанитарных мер

Задача - не сломать старое, а построить на имеющейся базе новое


Для создания такой модели мы предварительно провели тематическое исследование, чтобы оценить, что хочет бизнес-сообщество, каким оно видит «единое окно». И получили достаточно разные по содержанию ответы. Но все сошлись во мнении – «единое окно» не должно ограничиваться только таможенными вопросами. Оно обязано охватывать вопросы от поиска партнеров, заключения контрактов, получения документов до аудита после выпуска товаров.

Эталонная модель также затрагивает:

  • Документы (регистрационные, коммерческие, транспортные, перевозочные, разрешительные, таможенные, налоговые, банковские, страховые и другие)
  • Операции (таможенные операции, связанные с прибытием/убытием товаров, помещением товаров под таможенные процедуры; получение предварительной информации от перевозчика; запрос на выдачу лицензий, сертификатов; налоговая отчетность; проведение аудита и другие)
  • Участников ВЭД (перевозчики, экспортеры, импортеры, экспедиторы, стивидоры, владельцы СВХ, таможенные представители, декларанты, администрация аэропортов, железной дороги, банки, страховые организации, патентные организации и другие)
  • Госорганы и организации (таможенные, налоговые, пограничные органы; органы, осуществляющие транспортный, ветеринарный, санитарно-карантинный контроль, торгово-промышленная палата и другие).

Но это модель будущего. Чтобы нам приступить к воплощению идеи в жизнь, нужно в государствах-членах ЕАЭС провести огромный объем работы, понять, какие элементы «единого окна» уже есть. Перед нами не стоит задача разрушить старое и построить механизм с нуля. На развитие технологий в странах потрачены огромные средства. И мы должны найти способ интегрировать имеющие наработки.

Предупреждаю заранее - мы не строим наднациональное «единое окно», а собираемся направить развитие национальных механизмов в правильное русло. И они должны быть приближены к эталону, обладать едиными функциями. В идеале – когда участник внешнеэкономической деятельности сможет запрашивать услуги через свой личный кабинет национального «единого окна» в других государствах-членах ЕАЭС.

Следующий этап нашей работы – оптимизация бизнес-процессов и госпроцедур. Мы не должны передавать массу документов, а должны использовать сведения из этих документов. Это повлечет изменение существующего законодательства, информационных систем. И только после этого все национальные «окна» будут объединены в общий ресурс.

Поле для творчества огромное. Пожалуйста, приобщайтесь к нашей работе. Мы всегда открыты для сотрудничества! 
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Жалын Байдрахман
Идея классная. Сейчас, кажется, у нас в Казахстане внедряют что-то подобное, но это касается только таможню.
Мои вопросы:
1) Как это повлияет на прибыль компании? Есть ли методика определения влияния, формулы, конкретные расчеты?
2) Сколько будет стоит внедрение этой системы, включая разработки информационных программ, их внедрения, эксплуатация?
Андрей Гераськин
Цитата
Жалын Байдрахман написал:
Идея классная. Сейчас, кажется, у нас в Казахстане внедряют что-то подобное, но это касается только таможню.
Мои вопросы:
1) Как это повлияет на прибыль компании? Есть ли методика определения влияния, формулы, конкретные расчеты?
2) Сколько будет стоит внедрение этой системы, включая разработки информационных программ, их внедрения, эксплуатация?

Добрый день!

По идее данная технология должна быть распространена не только на таможню, но и на другие контролирующие органы каждой из стран ЕАЭС. Пока ясно одно - участнику ВЭД достаточно будет подать документ в электронном виде лишь один раз, а уже в рамках "единого окна" эту информацию могут получить как таможенники, так и представители санслужбы и других органов. Это первый этап развития "единого окна".

Помимо этого пока сказать нечего - технология в стадии разработки. И какой она получится в итоге, насколько бизнесу будет проще работать и сколько потребуется каждому государству заплатить за внедрение "единого окна" - в настоящее время неизвестно.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей таможенной картой

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24/7. Получите таможенную карту в вашем банке.