На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 05.12.2016 Курсы валют ЦБ РФ
Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы

Уголовная ответственность, утилизация и штрафы: какие сюрпризы ждут импортеров контрафактной продукции

17.12.2015 11:23 0 Архив |
Уголовная ответственность, утилизация и штрафы: какие сюрпризы ждут импортеров контрафактной продукции
Фото: CustomsForum.ru, Андрей Гераськин

Участники пресс-конференции (слева направо) президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Асламбек Аслаханов, заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов, государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота

CustomsForum.ru о том, как китайцы расстреливают производителей контрафакта, а в Евразийском экономическом союзе пока еще думают над тем, как бороться с некачественными подделками.

С 16 по 18 декабря в Минске проходит Третий международный форум «Антиконтрафакт-2015», посвященный вопросам усиления совместной борьбы стран — участниц Евразийского экономического союза с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Накануне данного мероприятия в Москве состоялась пресс-конференция, в рамках которой речь также шла о противодействии контрафакту.

Сколько в стране фальсифицированных лекарств: один процент или гораздо больше?


«Понятие контрафакта стало в последние годы более широким, чем это зафиксировано в законодательстве. Мы уже не просто говорим о нарушении прав интеллектуальной собственности, контрафакт сейчас — это собирательное понятие и касается товара, который нелегально производится и ввозится. Здесь же и фальсификат — введение покупателя в заблуждение относительно потребительских свойств продукции, — отметил заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов. — Сейчас товар перемещается между государствами-участниками ЕАЭС свободно, без таможенного декларирования и каких-то контрольных государственных механизмов — транспортного, санитарного, ветеринарного и т. д.».

По словам чиновника, бизнес-сообщество, за исключением самих производителей и импортеров контрафактных товаров, заинтересовано в том, чтобы рынок был освобожден от данной продукции. Это колоссальный ущерб, наносимый не только бюджету государств, но и бизнесу.

«Во главу угла поставлены вопросы, касающиеся ситуации в легкой промышленности. Данная отрасль требует не только государственной поддержки, но и защиты от недобросовестных конкурентов. У нас огромный объем рынка занят товарами, которые ввезены с нарушениями законодательства. Это очень сильно мешает нашим предприятиям, которые работают в рамках правового поля и выживают в условиях кризиса, — продолжил Евтухов. — Надеюсь, в рамках Форума будут предложены конкретные механизмы того, как нам в рамках пяти государств ЕАЭС бороться с этим злом, наносящим ущерб всем пяти экономикам».

«Есть экспертные оценки и есть информация, которую предоставляет Росздравнадзор. Они между собой немного отличаются. По данным Росздравнадзора, фальсифицированной продукции на фармацевтическом рынке — меньше 1 процента! Во всяком случае, выявленной по результатам проверок. Чаще всего это бесполезные лекарства — „пустышки“, вводящие потребителя в заблуждение относительно свойств лекарств.

Как правило, эти лекарства, к счастью, не убивают. Но с другой стороны — если принимаешь лекарство, а оно не лечит твою болезнь, значит, наносит вред твоему здоровью»!

Заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов 

«Один процент фальсификата — это просто смешно, и мы все это понимаем. Не помню, сколько тысяч аптек у нас в стране, но их проверять можно через четыре года. К тому же, за две недели нужно предупреждать о проверке, — подчеркнул президент Международной ассоциации „Антиконтрафакт“ Асламбек Аслаханов. — Эти цифры взяты с потолка. В разных государствах по одним и тем же наименованиям лекарств дают совершенно разные показатели».

Импорт контрафактной продукции непосредственно связан с коррупцией


По мнению государственного секретаря Союзного государства Григория Рапоты, только юридическими методами очень тяжело решить проблему контрафакта. В законодательстве достаточно нормативных актов, чтобы эффективно бороться с этим злом. Но нельзя при этом оставлять без внимания и такие аспекты, как уважение к человеческой жизни или уважение к собственности.

«Импорт контрафактной продукции непосредственно связан с коррупцией — невозможно перевезти товары через границу, если добросовестно работают все те, кто должен отслеживать данный процесс, — считает выступающий. — Если говорить о том, что от контрафактной продукции гибнут люди, что среди нее есть и фармацевтические изделия, то мы неизбежно задумаемся над тем, какова цена человеческой жизни у нас в государстве. Причем, не в государственных органах, а среди предпринимателей, которые готовы друг друга погубить ради сиюминутной выгоды. В головах у таких людей очень много хаоса, с которым также нужно разбираться».

По окончании вступительного слова журналисты получили возможность задать злободневные вопросы участникам брифинга.

Обсуждается ли возможность введения уголовной ответственности за контрафакт?

Заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов:


— За нарушение авторских и смежных прав, если я не ошибаюсь, Уголовным кодексом предусмотрено лишение свободы лет так до шести. Что касается легкой промышленности, то мы хотим ввести понятие «контрабанда товаров легпрома» по аналогии с «контрабандой алкоголя и табака».

«У нас нет задачи всех посадить. Но те штрафы, которые прописаны в Кодексе об административных правонарушениях, — они ничтожны и никого не пугают, потому что доходы большие и объемы огромные».

Поэтому предполагается ввести высокие штрафы, предусмотрена и уголовная ответственность в виде лишения свободны на срок до пяти лет. Предпринимателям придется подумать сто раз прежде, чем они решат нарушить законодательство.

Планируется продумать и упростить процедуру уничтожения контрафактных товаров. Сейчас есть только понятие конфискации товаров легкой промышленности — они обращаются в государственную собственность. С этим процессом связана масса проблем — Росимущество, которое работает сегодня с таким товаром, несет огромные убытки. Пока нет определенности, что делать с контрафактом, — уничтожать или реализовывать.

Хотим запретить реализацию такого товара — ведь в таком случае продукция через аукцион попадает обратно на рынок по пониженной цене и начинает конкурировать с изделиями отечественных производителей. А тем сейчас и так непросто с учетом девальвации рубля и снижением спроса!

Должно появиться понятие «товары, изъятые из оборота». Только не путайте с «товарами, изъятыми из незаконного оборота». К первым будет относиться продукция, которая вне зависимости от того, находится ли на территории России или не ввезена, изъята или нет, признана незаконно оборачиваемой. Например, продукты питания, объявленные указом президента санкционными. Они априори считаются «изъятыми из оборота». Не нужно ничего доказывать, ждать судебного решения.

А вот «товары, изъятые из незаконного оборота» — изделия, которые ввезены со всеми документами и уплаченными таможенными пошлинами. Постфактум в результате пост-таможенного контроля выясняется, что они были импортированы с нарушением, к примеру, процедуры декларирования. Импортеры, как это часто сейчас бывает, занизили стоимость товара и заплатили очень маленькие таможенные платежи. Здесь предполагается другая процедура, но также — без конфискации, без оборота в обращение в собственность государства.

В настоящее время импортеру можно доплатить и легализовать товар. Но такую продукцию необходимо уничтожать, не разрешая вывозить из России. В итоге все должны понимать — контрафактная продукция не должна попадать на территорию Евразийского экономического союза. И если участник ВЭД рискует, то пусть отдает себе отчет в том, что рискует всем своим товаром, который завозит с нарушением различных норм.

О маркировке товаров

Заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов:


— На уровне пяти государств-участников Евразийского экономического союза мы должны в ближайшее время решить вопрос с введением единой системы маркировки. Пилотный проект, который не раз обсуждался, касается меховых изделий. Планируется, что он будет запущен весной следующего года.

Определяем и иные товарные группы, чтобы маркировать как можно больше товаров. Например, собираемся ввести маркировку не только товаров потребительского рынка, но и запчастей — в том числе, для авиационной техники и автотранспорта.

«Честно говоря, не помню, чтобы в последнее время выявлялись подтвержденные случаи того, что самолеты падали из-за примененных в них контрафактных и некачественных деталей. Наверное, такие происшествия бывают, но в России они не зафиксированы».

В Белоруссии уже действует маркировка с помощью QR-кода нескольких групп изделий. И наши коллеги говорят о том, что такая мера — достаточно эффективная в плане борьбы с контрафактом.

Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота:


— Дело в том, что должно быть сопровождение эксплуатации самолета в фирме, которая его произвела. И тогда она несет всю ответственность. Это основная гарантия того, что контрафактных товаров в авиационной отрасли не будет.

А когда авиаперевозчики объявляют конкурсы на поставки запчастей, приобретают их в других странах, у других производителей — в этом-то и кроется опасность.

Китайский контрафакт производится по заказу российских предпринимателей и оплачивается ими?

Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота:


— Все правильно, если нет покупателей контрафакта, то никто никогда не будет производить товары из-за отсутствия спроса. Могу привести массу примеров. БелАЗ производит хорошие автомобили, держит 25% мирового рынка. Если эксплуатирующая эти «БелАЗы» компания объявляет свободный тендер на покупку того или иного комплектующего, то я не могу обвинить китайцев в том, что они предлагают свой вариант запчастей. Причем, в два раза дешевле, чем сам БелАЗ.

Но надо отдавать себе отчет — такая продукция не только дешевле, но и уступает по долговечности и надежности. Нормальные эксплуататоры предпочитают договориться с заводом-производителем о том, что именно БелАЗ будет обслуживать их автомобили. И не собираются объявлять какие-либо тендеры. Опять же — это гарантия того, что контрафактные запчасти не будут применяться. А если попадут такие изделия, то ответственность будет нести завод-производитель.

Человек, который покупает контрафактные товары, — несет ответственность за приобретенную продукцию. Как и тот, который ее продает. Не надо возлагать на государство лишние задачи.

Президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Асламбек Аслаханов:


— Мы неоднократно делегацией выезжали в Китай и беседовали на очень высоком уровне — вплоть до второго секретаря ЦК. Нам ответили: «Почему вы заказываете товары, которые шьются на коленях, в антисанитарных условиях и так далее? Почему не покупаете то, что выпускает государство? Наши товары пользуются спросом в Америке, Европе — и никаких претензий к нам нет, потому что мы продаем сертифицированные и застрахованные товары. Страховая компания — самый жесткий наблюдатель, потому что ей платить в случае чего. А вы даже для государственных нужд приобретаете кустарные изделия у представителей мелкого бизнеса».

«Собеседнику задали вопрос: «Как вы боретесь с контрафактом?». Нам партийный босс из Китая встречный: «А сколько вы расстреляли за контрафакт?». Они расстреливают за контрафакт!

Нас спросили: «Мы предоставим необходимые материалы — где и кто в ЕАЭС завозят контрафактную продукцию. Ваши правоохранительные органы будут этим заниматься?».

Мы ответили утвердительно, получили материалы, но до сих пор результатов не видим!

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Оформляйте электронно

Юридически-значимая электроннная подпись в удостоверяющем центре компании "Таможенная карта"

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически