ФТС России: почему простой экспорт так непрост
CustomsForum.ru о том, какие, по мнению российской таможни, проблемы мешают экспортерам несырьевой продукции.
Одним из главных докладчиков первого российского
О роли бизнеса в разработке таможенного законодательства
С 1 января 2018 года вступит в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Сейчас мы совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами очень активно занимаемся разработкой закона о таможенном регулировании. В нем будут реализованы отсылочные нормы к Таможенному кодексу ЕАЭС.
Если большая надежда, что оба эти документа вступят в силу одновременно. Плюс те решения Евразийской экономической комиссии, над которыми сейчас также плотно работают.
В разработке отдельных положений Таможенного кодекса принимали участие представители бизнеса. У них было право высказать свои позиции, доказать целесообразность тех или иных подходов к упрощению таможенных технологий.
Говорить о том, что все идеально, конечно, не приходится.
Простой или непростой экспорт?
У нас есть такое понятие — простой экспорт. Так как таможенные органы во многом ответственны за формирование федерального бюджета, поэтому взимание экспортной пошлины для нас достаточно ответственный этап таможенного контроля.
Мы не считаем, что товары, помещаемое, под процедуру экспорта и подпадающее под экспортный тариф, — это простой экспорт. В основном под экспортный тариф попадают товары сырьевого предназначения. Но нельзя все остальные товары назвать простым экспортом. Таким, который просто и быстро оформлять.
Как избавиться от бесконечных проверок товарных партий?
Не все так просто! Дело в том, что есть таможенное законодательство. Но есть и иные законодательные меры, которые разработаны в части контроля иных параметров — не связанных с таможенным делом.
Для продвижения товаров, в частности, сельскохозяйственного предназначения, для того, чтобы они были конкурентоспособными, могли найти своего потребителя на мировых рынках, нужны определенные разрешительные документы. Например, сертификаты по линии Россельхознадзора/Роспотребнадзора.
Поэтому при разработке нового законодательства наиболее остро стоял вопрос наполнения полноценным смыслом такого понятия, как «единое окно». Чтобы не было такого, когда сначала проверяет таможня, потом проверяет Россельхознадзор, потом Роспотребнадзор, а потом — еще и по линии экспортного контроля в отношении товаров двойного назначения.
Статистика не в пользу экспортеров
После анализа статистики вырисовывается ситуация, когда простой экспорт, быстрый выпуск декларации и автовыпуск возможны только в отношении деклараций, которые не подпадают под систему управления рисками.
Казалось бы, все товары, не подпадающие под экспортный тариф, должны выпускаться автоматически. Ан нет, статистика показывает не такие большие результаты, как хотелось бы. И это, как я уже сказала, в первую очередь связано с представлением тех разрешительных документов, которые предусматривают нормативные акты, не связанные с таможенным делом.
И тут на помощь пришли СМЭВы
В России в 2010 году был выпущен
На сегодняшний день, до вступления в силу новой нормативной базы, таможенный орган практически не имеет права требовать у бизнеса некоторые разрешительные документы. Особенно, на бумаге. У нас организован межведомственный электронный документооборот. И эти разрешительные документы, мы можем, имеем право и обязаны получать из информационных баз организаций, которые эти документы выдают.
Но до хеппи-энда еще далеко…
Сейчас у Федеральной таможенной службы больше всего таких СМЭВов — 38. Теперь стоит задача, чтобы иные контролирующие органы достаточно педантично, скрупулезно соблюдали регламенты и своевременно заносили в эти СМЭВы разрешительные документы. И с этим, могу честно сказать, не все еще благополучно. Хотя мы всех тормошим, со всеми тесно работаем.
Проводим разбор полетов по каждому случаю. Например, участник ВЭД в 44 графе проставляет тот или иной номер документа. А мы его в базах не находим. Это, естественно, замедляет процессы таможенного оформления и контроля.
А как же МСП?
Очень часто задают вопрос: «А что вы можете сделать для мелкого и среднего бизнеса»? В настоящее время философия организации таможенного дела такова, что нет
При желании бизнес может найти различные варианты организации процесса перемещения товаров через границу и взаимодействия с таможней — для того, чтобы время перемещения стало минимальным.
Сейчас среднее время оформления экспортной декларации — 47 минут. Конечно, не все товарные партии оформляются в течение 47 минут. Но время это будет сокращаться. Варианты возникающих между бизнесом и таможней недоразумений или конфликтных ситуаций будут у нас на постоянном контроле. И мы станем минимизировать их количество. Особенно если речь идет о поддержке несырьевого экспорта.
Справка CF
Основу Клуба составляют более 300 лауреатов и номинантов Национальной премии в области импортозамещения «Приоритет» — ежегодного конкурса, организованного для поддержки и поощрения производителей в сфере конкурентного замещения товаров и услуг. В 2016 году в 29 основных номинациях конкурса приняли участие 296 компаний из 45 регионов. Организаторы премии
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
«КВТ Сервис»