Логистика в пандемию: вызовы для складов и тройной рост заявок на фулфилмент

2020-12-09 Логистика в пандемию: вызовы для складов и тройной рост заявок на фулфилмент
Фото: Schwoaze, pixabay.com

Пандемия принесла не только удаленку, рост онлайн-заказов и бесконтактную доставку, но и изменения в работе логистических компаний

CustomsForum.ru, IML и FM Logistic об особенностях функционирования логистических компаний в условиях первой и второй волн пандемии.

Карантинные меры, удаленный режим работы дополнили жизнь россиян непривычно частыми заказами из онлайн-магазинов, причем спрос увеличился практически на все — от средств личной гигиены, продуктов до электроники.

CustomsForum.ru узнал у представителей логистических компаний, какие изменения произошли в их работе за время пандемии, как рост интернет-заказов сказался на нагрузке, оказываемой на склады и курьеров, чем оказались недоволны игроки рынка e-commerce и как компании выходили из сложных ситуаций.

IML: количество заявок на услугу фулфилмента выросло втрое

Макушева_1 (1).jpg

Директор по маркетингу федеральной логистической компании IML Анна Макушева рассказала, что направленные на предотвращение распространения коронавирусной инфекции меры оказали влияние на перераспределение объектов некоторых групп товаров.

«В связи с тем, что в начале года сотрудники многих компаний были переведены на удаленный режим работы, они стали больше времени проводить дома и чаще заказывать товары через интернет — спрос на продукцию, которую раньше приобретали офлайн, значительно вырос. Например, средства личной гигиены — прирост 213%, косметика — 186%, детские товары — 164%, книги — 157%, спортивные товары — 146% и электроника — 195%. К лету вырос спрос на одежду и косметику. В итоге к осени образовался дефицит, который продолжается и сегодня».

Директор по маркетингу федеральной логистической компании IML Анна Макушева

Как отметила Анна Макушева, во время карантина игроки рынка электронной коммерции были недовольны тем, что прохождение таможни занимает много времени и нет возможности отправить товары из-за границы. Фактически сложность оказалась связана с сокращение производства импортных товаров.

Бесконтактная доставка и онлайн-планерки

Большая часть офисных сотрудников IML с введением карантинных мер была переведена на удаленный режим работы.

«Часть планерок и совещаний перенеслась в онлайн, а также в компании стали активнее пользоваться CRM-системой. Также мы заботимся и о здоровье клиентов, поэтому одними из первых ввели бесплатную услугу бесконтактной доставки».

Директор по маркетингу федеральной логистической компании IML Анна Макушева

С помощью бесконтактной доставки, как рассказала Анна Макушева, покупатели могут не взаимодействовать с курьерами и таким образом снизить риск заражения вирусом. Для того, чтобы воспользоваться услугой, необходимо заранее написать расписку о получении предоплаченного заказа, и при доставке посылку оставят возле двери, сам курьер отойдет на 1,5 метра.

«Пандемия качественно не повлияла на работу IML. Практически все процессы, не требующие непосредственного контакта с отправлениями, функционируют дистанционно.

Исключение — подключение новых клиентов. Около 10% из них требуют личных встреч, но большинство соглашаются на конференц-коллы через Zoom или Skype. Нынешние клиенты взаимодействуют с личными менеджерами через электронную почту, телефоны и личный кабинет на нашем сайте».

Директор по маркетингу федеральной логистической компании IML Анна Макушева

Развитие онлайн-площадок и выход на маркетплейсы

По словам Анны Машуевой, ограничения, связанные с распространением коронавируса, привели к тому, что увеличилось число интернет-заказов, а вместе с этим и возросла нагрузка на логистические компании.

«Перевозчикам пришлось подстраиваться под требования законодательства — оформлять пропуска, переносить свои ПВЗ из торговых центров в другие, более удобные для пользователей места. Плюс ко всему некоторые логистические службы просто оказались не готовы к такому темпу работы. Одним не хватало курьеров, другим — складских мощностей.

В связи с этим ритейлеры начали заключать договоры сразу с несколькими курьерскими службами. В период ограничений мы увидели активность от клиентов, которые давно не отправляли заказы компанией IML».

Директор по маркетингу федеральной логистической компании IML Анна Макушева

Компании, которые во время пандемии временно лишились традиционных магазинов, начали активно развивать свои онлайн-площадки и выходить на маркетплейсы. Однако, как подчеркивает Анна Макушева, не всем удалось сделать это успешно.

«Компании, которые рассчитывали на собственные складские мощности, в итоге не справились с объемами: кладовщики не успевали комплектовать и упаковывать заказы, курьеры были перегружены. Из-за этого вырос спрос на комплексные, масштабируемые решения на аутсорсе: количество заявок на услугу фулфилмента выросло втрое».

Директор по маркетингу федеральной логистической компании IML Анна Макушева

FM Logistic: удаленный режим работы ускорил переход на электронный документооборот

Алексей Мисаилов_FM Logistic.JPG

Директор подразделения Global Supply Chain FM Logistic Алексей Мисаилов считает, что период пандемии не стал исключением для динамики объема перевозимых грузов, основным фактором для которой является потребительский спрос.

«Во время «первой волны» работа непродуктового офлайн-ритейла была приостановлена. Это и определило резкое падение объемов перевозимых грузов практически для всех индустрий, за исключением товаров повседневного спроса, фармотрасли и продуктов питания. При этом прослеживался тренд к увеличению спроса на продукцию сегмента DIY (do it yourself, «сделай сам»). Находясь в изоляции, в том числе на дачах, многие решали что-то обновить, отремонтировать».

Директор подразделения Global Supply Chain FM Logistic Алексей Мисаилов

«Вторая волна» пандемии, как подчеркивает Алексей Мисаилов, более мягко отразилась на изменениях в распределении традиционных товарных объемов между разными сегментами рынка.

«Продуктовый ритейл, фармотрасль и сегмент FMCG продолжают оставаться на высоком уровне. Наблюдается оживление в индустриальных отраслях, также вырос спрос на продукцию сегмента fashion, парфюмерию и косметику, бытовую технику, товары для дома и других отраслей, для которых вторая половина года традиционно является «ударной». Значительно выросла доля онлайн-продаж данных товаров. Вместе с этим меняется и логистика — начиная с подготовки товара на складе и заканчивая организацией «последней мили» до конечного потребителя».

Директор подразделения Global Supply Chain FM Logistic Алексей Мисаилов

Положительный эффект пандемии

Удаленный режим работы, по мнению Алексея Мисаилова, ускорил переход на электронный документооборот в компаниях, которые до пандемии работали в традиционных форматах. Многие сделали внутренний фокус на оптимизацию процессов за счет внедрения IT-технологий. Однако, не все так просто.

«Пока сложно перевести все в цифру, поскольку электронная транспортная накладная еще не применятся повсеместно всеми участниками рынка, равно как и другие международные документы: CMR, AWB, B/L. Практически все компании смогли в кратчайшие сроки перестроить свои процессы и продолжить работу в удаленном формате».

Директор подразделения Global Supply Chain FM Logistic Алексей Мисаилов

Склады пережили несколько серьезных вызовов

Склады пережили несколько серьезных вызовов. Потребность компаний в резком увеличении буфера, чтобы сократить риск «непоставок» импортной продукции из-за карантина. Многократный рост онлайн-продаж в некоторых секторах потребовал незамедлительно перестраивать структуру склада, а также скорректировать количество необходимых для операционной деятельности ресурсов. 

«Самый большой вызов — это минимизация риска распространения коронавирусной инфекции среди сотрудников складских комплексов. 

Инвестиции в дополнительные средства защиты и гигиены, дополнительные корпоративные транспортные средства для трансфера сотрудников на работу, постоянное измерение температуры, переустройство рабочих пространств с учетом соблюдения социальной дистанции, организация прохождения тестов на COVID-19 и дезинфекционные работы. Все это и многое другое приходится применять и сегодня на каждом складе компании».

Директор подразделения Global Supply Chain FM Logistic Алексей Мисаилов

Автор: Анна Михайлова
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования