Артём Хомышин Артём Хомышин
Руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic в России

Увеличение спроса и инфляция будут двигать вверх рынок аренды складов

2021-04-01 Увеличение спроса и инфляция будут двигать вверх рынок аренды складов
Увеличение спроса и инфляция будут двигать вверх рынок аренды складов
Фото: KaweewatT, pixabay.com

По оценке ряда экспертов, ввод новых складских площадей в 2021 году превысит показатели прошлого года

Возросший спрос повлиял на ощутимое снижение предложения вакантных площадей в ряде регионов, а также стал стимулом к строительству распределительных центров для крупных игроков онлайн-торговли, как правило, в формате build-to-suit или rent-to-suit.

Для некоторых рынков события 2020 года стали драйверами роста. Например, по мере развития онлайн-ритейла возникла существенная необходимость в его логистическом обслуживании, а значит и складах.

Причем появилась потребность не только в традиционных крупных распределительных центрах, но и в средних и даже небольших площадках, расположенных максимально близко к конечному получателю продукции.

Возросший спрос повлиял на ощутимое снижение предложения вакантных площадей в ряде регионов, а также стал стимулом к строительству распределительных центров для крупных игроков онлайн-торговли, как правило, в формате build-to-suit или rent-to-suit. 

Все это не могло не повлиять на повышение арендной ставки в ряде регионов. Анализируя рыночную ситуацию в московском округе, мы видим, что тенденция увеличения арендных ставок началась в 2017 году, к причинам можно отнести стабилизацию рыночных рублевых ставок, органический рост спроса на складскую инфраструктуру и внешнюю инфляцию. 

На сегодняшний день средневзвешенная арендная ставка в Московском регионе составляет 4050 — 4150 рублей за кв. м в год без НДС на площадки класса А. Стоимость разнится в зависимости от удаленности от МКАД, а также от направления. Несмотря на выравнивание спроса после его пикового всплеска из-за взрывного роста e-commerce в ритейле в 2020 году, тенденции к увеличению спроса, а также инфляция сохранятся, что неизбежно будет двигать рынок вверх как минимум в пределах инфляции. При этом стоит отметить, что и качество новых объектов неуклонно растет, а совершенствование технологий в строительстве позволяет нивелировать рост связанных с этим затрат.

Новых площадей введут больше, чем в 2020 году

В настоящее время общий объем складских площадей от Санкт-Петербурга до Владивостока, на которых оперирует FM Logistic, составляет порядка 900 тысяч кв. м. Основная концентрация бизнеса сосредоточена в Московском регионе, где мы традиционно развиваемся в первую очередь на собственных складских площадях. В структуру компании входит девелоперское подразделение, которое самостоятельно проектирует, строит и эксплуатирует площадки FM Logistic. 

Мы продолжаем активно строить новые объекты — недавно был введен в эксплуатацию новый блок на площадке компании в Ногинске, также развивается платформа в Дмитрове. Есть планы по росту на юге Московской области. В 2019 году введен в эксплуатацию собственный комплекс в Ростовской области. Тем не менее, мы также работаем и на арендованных площадях, рынок которых активно мониторим. 

По оценке ряда экспертов, ввод новых площадей в 2021 году превысит показатели прошлого года и будет сопоставим с объемами одах, стимулом для этого по-прежнему будут игроки рынка ритейла и логистического сектора.

Ритейл как ключевой драйвер роста складской инфраструктуры

Основной объем качественной складской инфраструктуры представлен в Москве и Санкт-Петербурге. Лидирующие позиции занимает столичный рынок, на котором ожидается ввод в эксплуатацию около 1 млн кв. м новых складских площадей, большая часть которых все-таки будет спекулятивной, несмотря на рост популярности форматов build-to-suit, позволяющих максимально оперативно создавать инфраструктурное решение, полностью адаптированное под конкретные нужды заказчика, включая наиболее оптимальную топологию под его операционные процессы. 

Основным фактором, позволяющим спекулятивному строительству удерживать ключевые позиции на рынке, остается возможность для клиента максимально оперативно удовлетворить возникшие потребности в складских мощностях на уже готовом объекте. Ожидаемый уровень вакансии составит около 3%, что является здоровым рыночным индикатором.

Региональное развитие складской инфраструктуры происходит меньшими темпами, однако тенденция к росту наблюдается. Ключевым драйвером также является ритейл. Есть яркие проекты игроков онлайн-сектора в крупных городах, например, в Ростове-на-Дону. При этом большая динамика в регионах видна именно у смешанного ритейла, то есть компаний, работающих в офлайн-формате и развивающих электронную коммерцию.

Автор: Анна Михайлова
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования