Китай – Россия «от двери до двери»: перспективно, но…

2019-01-30 Китай – Россия «от двери до двери»: перспективно, но…
Фото: depositphotos.com
Автоперевозки выгодны для скоропортящихся товаров, везти которые по железной дорогой дороже, а морем — значительно дольше

CustomsForum.ru о том, какое нововведение может повлиять на грузовые автоперевозки между Россией и Китаем.

Как сообщает Синьхуа со ссылкой на данные Главного таможенного управления КНР, объем торговли товарами между Китаем и Россией по итогам 2018 года превысил 107 миллиардов долларов (+27,1%). При этом экспорт китайских товаров в Россию вырос на 12% (до 47,9 млрд долларов), а импорт российских товаров в Китай — на 42,7% (59,8 млрд).

Раньше — только до 30 км вглубь государства

Часть товаров была доставлена автотранспортом. При этом, как нам напомнили в пресс-службе Альянса ACEX, до недавнего времени автомобильный грузооборот между Россией и Китаем регулировался межправительственным соглашением от 1992 года. А движение фур при этом было ограничено только приграничной территорией — до 30 километров вглубь государств.

В 2017 году стороны решили изменить сложившееся положение дел, и итогом совместной работы стал проект нового соглашения, согласованный представителями транспортных ведомств обеих стран к марту 2018 года. И в мае прошлого года состоялся тестовый автопробег — по маршруту Далянь (КНР) — Маньчжурия (КНР) — Забайкальск (РФ) — Новосибирск (РФ), организованный Минтрансом России, Росавтотрансом и компанией Глобалтрак.

«Колонна грузового транспорта с овощами и фруктами преодолела 6 тысяч километров по 4 провинциям Китая и 6 регионам России за 11 дней. Этот маршрут решили открыть для нерегулярного сообщения. При этом выгрузку и погрузку разрешили в пунктах, расположенных на всем протяжении дороги».

Пресс-служба Альянса ACEX

С 1 января — «от двери до двери»

По такому принципу можно перевозить грузы из Китая в Россию и обратно с 1 января 2019 года. Наконец-то начало действовать соглашение, подписанное главами транспортных ведомств двух стран в июне прошлого года во время визита российского президента в Китай.

Новый порядок грузоперевозок должен стимулировать торговлю и увеличивать грузооборот путем упрощения процедур и сокращения сроков доставки грузов. Как считают эксперты, объемы грузооборота могут вырасти в разы. И российским компаниям уже выдано свыше 80 тысяч разрешений на двусторонние перевозки на 2019 год. 

«Конечно, в сравнении с европейскими странами, количество не впечатляет: там число разрешений, к примеру, с Латвией или Литвой, исчисляется сотнями тысяч. Однако, уровень фрахта, который будет сформирован на перевозках из Китая, пока непонятен и будут ли востребованы даже выданные 80 тысяч разрешений в 2019 году сказать сложно. 

При передвижении по территории Китая дальше границы отечественным перевозчикам, возможно, будет сложно конкурировать с китайскими как минимум на уровне доступности ресурсов (стоимости топлива, стоянок и т. д.)».

Пресс-служба Альянса ACEX

Не стоит забывать и о том, что до конца 2018 года все транспортные средства, которые логисты собирались использовать для грузоперевозок между Россией и Китаем, необходимо было оборудовать спутниковыми навигационными системами ГЛОНАСС и БЕЙДОУ.

В АСЕХ уточнили, что на данный момент проверить маршруты в рабочем режиме еще не удалось.

«Возможно, пока роль играют праздники и каникулы, сперва российские, теперь предстоящие китайские (по случаю Китайского Нового года), и мы услышим новости о первых коммерческих рейсах по новой процедуре в середине февраля».

Пресс-служба Альянса ACEX

Мнение бизнеса

«Точное понимание, можем ли мы уже ехать вглубь Китая или нет, появится на днях. Нас самих этот вопрос очень интересует, сейчас занимаемся уточнением информации. Но пока китайское правительство еще не подписало все необходимые документы, можем только до Маньчжурии доставить, там перегруз в Китайскую машину».

Представитель компании - участника тестового автопробега Далянь-Новосибирск ООО «Лонгран Логистик» (холдинг GlobalTruck) Дмитрий Байборин

По словам представителя ООО «ТРАСКО» Максима Игнатова, пока дальше Маньчжурии вглубь Китая российские машины не продвигаются.

«Что касается представителей Китая — то они тоже могут передвигаться по территории России. А вот проезжать транзитом в Европу — нет, так как у КНР нет соответствующих подписанных соглашений с европейскими странами. При этом грузы из Китая в Европу могут возить российские машины — у „ТРАСКО“ такой опыт есть».

Представитель ООО «ТРАСКО» Максим Игнатов

«По нашему мнению, объективно предстоит сделать еще немало, чтобы соглашение начало работать и приносить пользу участникам рынка, к примеру, необходимо обратить внимание на стоимость автоперевозок и возможности их субсидирования для российских перевозчиков и/или экспортеров».

Председатель правления международного логистического альянса ACEX Мирослав Золотарев

Автоперевозки выгодны для поставщиков скоропорта

В АСЕХ уточнили, что генеральные грузы отправлять по железной дороге сейчас в два с лишним раза дешевле, чем автотранспортом. 

«То есть, в первом приближении, автоперевозки будут выгодны для определенных категорий товаров, в первую очередь, скоропортящихся, которые требуют соблюдения температурного режима, так как везти их железной дорогой дороже, а морем — значительно дольше».

Пресс-служба Альянса ACEX

Рентабельными маршруты вглубь Китая станут при наличии достаточного объема экспорта из России для автоперевозки, который также необходимо поддерживать и стимулировать, поскольку наличие экспортной составляющей оплаты пробега автомашины позволит компенсировать общую ее круговую стоимость. 

«Необходимо обратить внимание и на возможности пропускных пунктов на границе РФ и КНР с российской стороны и обеспечить там более быстрое таможенное оформление автотранспорта. Перевозчики, работающие на данном направлении, отмечают, что сейчас процедура занимает в среднем до трех суток. И если это время сократить до одних суток, то стоимость перевозки можно было бы снизить на 15-20%».

Пресс-служба Альянса ACEX

То есть, представителям транспортных министерств, других госорганов и бизнеса обеих стран нужно снова провести консультации — для полноценного воплощения соглашения в жизнь. 

«С китайской стороны также предстоит серьезная работа — необходимо изменить таможенные процедуры, привести их в соответствие подписанному соглашению, в части, как минимум, возможности производить выгрузку и таможенное оформление товаров в Китае в любой точке маршрута. А, а не только на границе, как это происходит сейчас, что само по себе нивелирует интерес и необходимость российским перевозчикам ехать дальше погранперехода.

В любом случае обе страны готовы к сотрудничеству. И это главное! Будем ждать новостей и информации после китайских праздников».

Пресс-служба Альянса ACEX

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования