Дана Жунусова
Зампред правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен»
Россельхознадзор и казахстанская сельхозпродукция: «вчерашняя» граница более открытая, чем сегодняшняя «отсутствующая»?
Фото: depositphotos.com
По словам Жунусовой, казахстанские предприниматели не могут полноценно планировать перемещения грузов, не могут быть уверенны, что поставят тот или иной груз до пункта назначения и в срок, не могут гарантировать даже собственное честное имя
О том, как за неимением налаженного информационного взаимодействия Россия контролирует перемещение товаров через границу «дедовскими» методами, а система ввоза сельхозпродукции в РФ заставляет грузоперевозчиков из Казахстана дополнительно нести существенные затраты.
В 2015 году Республика Казахстан экспортировала продукцию животноводческого и растениеводческого происхождения на 2,1 млрд долларов США. Из них на 0,3 млрд долларов — в страны — члены ЕАЭС, на 1,8 млрд долларов — и рынки третьих стран.
В настоящее время уже гармонизированы требования в отрасли ветеринарии: единые требования при ввозе и перемещении грузов, единые правила осуществления контроля (надзора) продукции, подлежащей ветеринарному контролю на таможенной территории и таможенной границе Союза, единые формы ветеринарных сертификатов.
Наряду с этим, ведется и близится к завершению работа по принятию единого перечня карантинных объектов, единых карантинных фитосанитарных требований, единых правил и норм обеспечения карантина растений на территории Союза.
Однако на сегодняшний день складывается ситуация, когда правовой фундамент остается «не у дел», а множественные частные инициативы сторон направлены сугубо на соблюдение внутренних интересов государства и оказывают негативное воздействие на работу отечественных предпринимателей. Создаются дополнительные финансовые, временные, документарные издержки, что является по своей сути не чем иным, как очередным барьером для бизнеса.
К примеру, если взять область сельского хозяйства, подлежащую фитосанитарному контролю, то согласно последней информации Россельхознадзора на приграничной линии РФ и Республики Казахстан установлено 15 пунктов предварительного уведомления для ввоза подкарантинной продукции.
Машины с казахстанской продукцией после пересечения границы должны уведомить ППУ о прибытии, а также представить груз и сопроводительную документацию для прохождения проверки.
На границе 51 пункт пропуска, а пунктов предварительного уведомления — 15
Протяженность
При этом по устным заявлениям руководства Россельхознадзора, рамки компетенции ППУ в настоящее время не конкретизированы и не регламентированы официальными правовыми документами. То есть, отечественные производители и перевозчики сельхоз продукции не имеют конкретных сведений в части сроков проведения проверок подконтрольных грузов, перечня требуемой сопроводительной документации, причин и сроков возможных задержек и запретов.
При подобной системе ввоза сельхоз продукции на территорию Российской Федерации, с учетом удаленности ППУ друг от друга, перевозчики вынуждены нести существенные дополнительные и абсолютно не оправданные затраты финансовых и временных ресурсов. Они не могут прокладывать оптимальные, экономичные маршруты следования от точки, А до точки Б. Соответственно, отечественный бизнес изначально оказывается в неравных конкурентных условиях.
В эпоху цифровой глобализации все делается по старинке
2 сентября казахстанской ветеринарной службой были сняты ограничения на ввоз животноводческой продукции, подлежащей ветеринарному контролю в отношении пастереллеза.
Однако, в этот же день, Россельхознадзор письмом проинформировал казахстанскую сторону о введенных дополнительных условиях, которые необходимо выполнять при перемещении всей КРС и продукции полученного от него.
Причиной нововведения стал дерматит КРС, вспышка которого была зафиксирована только на территории Атырауской области. При этом особенности перемещения вводятся на всю продукцию КРС с территории республики вне зависимости от региона происхождения.
Постоянно меняющиеся в одностороннем порядке «правила игры» не способствуют развитию двусторонних экономических отношений. Министерство сельского хозяйства РК зачастую вынуждено решать частные вопросы, возникающие в ходе сотрудничества, занимаясь устранением регулярно возникающих препятствий на пути казахстанской сельхозпродукции в Российскую Федерацию.
Данные меры оправдываются российской стороной необходимостью более детального контроля (надзора) за перемещением сельхозпродукции, а также недопущением ввоза продукции, не соответствующей установленным требованиям.
Однако, подобная детализация в цивилизованном мире — в эпоху цифровой глобализации — осуществляется путем информационного взаимодействия. Современные специализированные информационные системы позволяют до мельчайших подробностей отслеживать процессы передвижения грузов, а также наличие тех или иных разрешительных документов, выдача которых аналогично должна отражаться в соответствующей системе и подтягиваться по необходимости.
В итоге за неимением налаженного информационного взаимодействия, контроль за перемещением товаров осуществляется «дедовскими» методами и за счет непосредственных перевозчиков, что в корне является неверным подходом к вопросу.
Также одной из существенных проблем является отсутствие действующего регламента взаимодействия между уполномоченными органами сторон в случаях выявления тех или иных болезней животных и растений, процедуры предварительного уведомления.
Имеющееся взаимодействие устроено по принципу «post factum» — уведомление производится уже после введения ограничительных мер. Оппонентам не остается другого пути, как подстраиваться под сложившуюся ситуацию, без возможности обсуждения и оптимизации деталей.
При этом Казахстан и Российская Федерация являются участниками, к примеру, Всемирной торговой организации, в рамках которой также предусмотрен механизм уведомления сторон о введении ограничений в сфере ветеринарии и фитосанитариии путем нотификации.
Однако международные требования не стали для наших предпринимателей той спасительной соломинкой, так как в настоящее время они не соблюдаются в полной мере.
Необходимо кардинальное решение проблемы перемещения сельхозпродукции в рамках ЕАЭС в целом и наказахстанско-российском участке в частности. Наиболее оптимальным решением я нахожу упразднение действующих в настоящее время наказахстанско-российском участке государственной границы ППУ и совершенствование имеющихся процессов информационного взаимодействия между уполномоченными органами сторон.
Принципы и цели, которые закладывались на первоначальном этапе создания Союза, в настоящее время все больше оказываются затертыми документарной рутиной. Гармонизация требований и стандартов в области фитосанитарии и ветеринарии на деле оказываются «бумажными договоренностями», не имеющими фактического применения.
Достаточно резонным выглядит вопрос — что приобретает отечественный бизнес, а равно и вся экономика республики, от нашего пребывания в Союзе. Не оказалась ли «вчерашняя граница» более открытой, нежели сегодняшнее ее «отсутствие»?
Постоянная бюрократизация и затруднения в реализации свободы движения товаров не что иное, как путь к подрыву доверия бизнеса сторон друг к другу и усложнению процессов взаимной торговли.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
В ЕАЭС хотят ввести уплату НДС по месту потребления услуги в электронной форме по аналогии с принципом страны назначения В ЕАЭС хотят ввести уплату НДС по месту потребления услуги в электронной форме по аналогии с принципом страны назначения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
На форуме
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров
В блогах
Шленская Юлия
БлогиПрезидент группы компаний
«КВТ Сервис»
«Все решим по красоте»: топ-5 популярных обманов учвэдов«КВТ Сервис»