Эксклюзив CF: как мобильные группы ФТС борются с санкционкой

2019-09-02 Эксклюзив CF: как мобильные группы ФТС борются с санкционкой
Фото: Андрей Гераськин,
Мобильные группы наделены правом самостоятельно останавливать транспортные средства массой более 3,5 т
С 26 по 28 августа портал для участников ВЭД CustomsForum.ru знакомился с особенностями работы мобильных групп Федеральной таможенной службы России на территории Псковской области.

Как известно, в рамках борьбы с ввозом санкционных товаров в Федеральной таможенной службе были созданы 35 мобильных групп, работающих в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам госграницы РФ.

Промежуточные результаты работы таможенных спецгрупп следующие:

  • С 27 ноября 2015 года по 29 августа 2019 года мобильными группами выявлено 13988 транспортных средств, перевозивших с нарушениями 196965 тонн товаров;

  • В сопредельные страны возвращено 167682 т товаров;

  • Уничтожено 21251 т товаров;

  • Возбуждено 2299 дел об административных правонарушениях и 90 уголовных дел.

Из 35 мобильных групп 10 работают на российско-белорусском участке госграницы. И, в частности, в Псковской области, через которую проходят транзитные потоки сразу из трех стран — Белоруссии, Латвии и Эстонии. Из 352 километров госграницы особое внимание уделяется, конечно же, маршрутам, ведущим из Белоруссии. 

CustomsForum.ru на днях ознакомился, как таможенники ловят контрабандистов с санкционкой на автотрассах и проселочных дорогах в окрестностях Великих Лук.

Гибэдэдэшный «Риф» адаптировали для таможенников

Место действия — трасса М-9 «Балтия» (Москва — Волоколамск — латвийская автодорога A12 — европейский маршрут E 22). Неподалеку от населенного пункта Кунья располагается пункт весогабаритного контроля, который облегчает работу мобильных групп ФТС, поскольку всем грузовикам приходится сворачивать с трассы и проезжать через него для последующего взвешивания.

1.jpg

Или без взвешивания, поскольку предназначенная для данной процедуры полоса пока находится в стадии реконструкции. Но вернемся к делам таможенным. Ранее российские власти наделили ФТС полномочиями самостоятельно (без содействия со стороны сотрудников ГИБДД) останавливать транспортные средства и определили правила игры (в виде соответствующих дорожных знаков, формы и прочей атрибутики).

2.jpg

И теперь сотрудники Федеральной таможенной службы сами могут останавливать подозрительные, на их взгляд, транспортные средства для проверки. А помогает им в этом система «Риф».

3.jpg

Причем в систему входят камеры нескольких видов — устанавливаемые на стационарных объектах (столбах наружного освещения, зданиях, опорах ЛЭП, светофорах), переносные (как на фото), передвижные (находятся на автомобилях и позволяют в движении считывать номера транспортных средств), а также индивидуальные (крепятся на китель таможенника).

«Изначально система „Риф“ была предназначена для фиксации нарушений правил дорожного движения, потом ее адаптировали для нужд таможенных и иных правоохранительных органов. В настоящий момент она способна распознавать и идентифицировать номера транспортных средств из более чем 40 стран мира.

Распознавая номера транспортных средств, система сверяет сведения с имеющейся базой данных нарушителей и сигнализирует о перемещении транспортного средства, ранее зафиксированного в качестве нарушителя, через определенную камеру».

Из комментария сотрудника Псковской таможни

4.jpg

Получив информацию о том, что ТС проследовало через конкретную камеру, мобильная группа выдвигается к месту, где может перехватить гипотетического нарушителя таможенного законодательства и провести проверку.

5.jpg

У водителя проверяются документы и сам груз. Самые распространенные нарушения касаются фитосанитарного или ветеринарного законодательства, а также ввоза товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры.

Если в ходе проверки выявляется факт нарушения таможенного законодательства, то фуру с грузом направляют в зону таможенного контроля и подвергают полноценному таможенному досмотру. При необходимости таможенники подключают к делу коллег из смежных ведомств — Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Как зарабатывают белорусы

Далеко не секрет, что белорусы стараются по максимуму заработать на этих самых специальных экономических мерах. В частности, приобретая рыбу в странах, поставки из которых в РФ запрещены, добавляя в нее соль и поставляя этот внезапно ставший белорусским товар в Россию. 

При этом такие переработчики считают себя действующими в правовом поле: «Позиция товара в Товарной номенклатуре ВЭД ЕАЭС на уровне нескольких знаков изменилась? Изменилась! А, значит, это уже не санкционный товар, а наш, белорусский».

Существенным подспорьем для хитрюг является и номинальная граница между РФ и Белоруссией.

«В настоящее время у нас действует единое пространство. В том числе и федеральным законом о таможенном регулировании у нас установлена возможность лиц перемещать товары в любом месте, где они захотят. Товары, выпущенные или произведенные в Республике Беларусь, являются такими же товарами, как и произведенные/выпущенные в Российской Федерации».

Из комментария сотрудника Псковской таможни

Да и на российских товарах ушлые белорусы также зарабатывают. Например, покупая топливо из РФ, перерабатывая и добавляя в него рапс, а потом продавая под названием «Биодизель» за рубеж.

16 часов на пересечение границы

Сами белорусы зарабатывают, а вот другим палки в колеса ставят по полной. Например, дальнобойщикам из Калининградской области, которые, в свою очередь, опасаясь очередных поборов по приказу Батьки, стараются объезжать Белоруссию стороной. Например, через Латвию.

6.jpg

Об этом CustomsForum.ru рассказал водитель, перевозивший более 20 тонн бумажной продукции из Советска (Калининградская область) во Владимирскую область. По его словам, ситуация в Белоруссии порой непредсказуема — вдруг местным таможенникам отдадут команду шерстить российских водителей — а потому лучше от греха подальше проложить маршрут в обход.

И вроде бы расстояние относительно небольшое, но, как всегда, — одно цепляется за другое. По состоянию на 27 августа, а именно тогда мы пообщались с калининградцем, водитель находился в пути более двух суток: из-за ремонта моста в Советске, связывающего Россию с Литвой, ему пришлось пересекать границу через другой пункт пропуска. А это — 16 часов в очереди... 

7.jpg

Осмотр закончен, никаких товаров, помимо указанной в декларации бумажной продукции, не выявлено. И данный факт документально фиксируется таможенником.

В следующем «Большом вопросе» мы расскажем о том, зачем таможенникам беспилотники и авиация.

От редакции

Выражаем особую благодарность пресс-службе ФТС России за организацию пресс-тура и помощь в подготовке материала.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования