Прединформирование на авиатранспорте: таможенники готовы, а аэропорты — нет

2017-04-11 Прединформирование на авиатранспорте: таможенники готовы, а аэропорты — нет
Фото: depositphotos.com

Предварительная информация включает в себя краткие сведения о перевозимом на борту воздушного судна товаре, о самом воздушном судне и маршруте его полета

CustomsForum.ru о том, как представители таможенных органов оценивают первые дни работы в рамках внедренной с 1 апреля в Евразийском экономическом союзе процедуры обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых воздушным транспортом.

Вкратце о технологии: предварительная информация представляется в таможенный орган авиационным перевозчиком (или лицом, действующего от его имени) и включает в себя краткие сведения о перевозимом на борту воздушного судна товаре, а также информацию о воздушном судне и маршруте его полета.

Благодаря этому к моменту прибытия воздушного судна таможенники уже располагают данными о том, какие товары подлежат дополнительным формам контроля, а какие могут быть сразу выгружены.

6 апреля в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, в ходе которой таможенники, авиаперевозчики и логисты обсудили преимущества и недостатки новой технологии. В свою очередь, предлагает вам ознакомиться с выдержками из выступлений представителей таможенных органов РФ.

«Шероховатости есть, но особых проблем не возникло»

Первый заместитель руководителя ФТС России, председатель Совета Всемирной таможенной организации Руслан Давыдов:


— Воздушный транспорт — третий вид транспорта, для которого введено обязательное предварительное информирование. Напомню, что первопроходцем стал автомобильный транспорт, для которого предварительное информирование было введено в июне 2012 года. В октябре 2014 года мы ввели обязательное предварительное информирование на железнодорожном транспорте. Благодаря этому скорость совершения операций и прохождения грузов через границу увеличилась, грубо говоря, в два раза.

Почему еще временами возникают очереди в автомобильных пунктах пропуска? Причиной тому, на мой взгляд, служат инфраструктурные ограничения. После того как мы втянулись в череду экономических спадов, из бюджета не только не выделяются дополнительные средства на развитие пунктов пропуска, но и сокращаются те суммы, которые изначально планировались.

Сначала пунктами пропуска занималась таможенная служба, потом их передали в ныне упраздненную Росграницу. С прошлого года данную работу курирует Министерство транспорта.

Отсутствие средств не позволяет убирать узкие места на границе. Например, в пункте пропуска Бурачки (российско-латвийский участок госграницы) периодически возникают очереди в связи с тем, что там есть узкое горлышко — машины едут по одной полосе.

Второй набивший оскомину пункт пропуска — Верхний Ларс. Скала, река, узкое место… Позитивный момент — вроде бы выделены деньги на расширение в ближайшее время дороги.

Основная нагрузка приходится на московский авиаузел


Итак, автомобильный, железнодорожный, и вот теперь воздушный транспорт. Это никакая не инновация, а стандартная мировая практика, когда подается предварительная информация о транспортных средствах и грузах, которые пребывают на определенную таможенную территорию. Нововведение внедряется для ускорения прохождения границ, для более качественного обеспечения работы представителей перевозчиков и таможенных органов.

После подачи предварительная информация в электронном виде подгружается в программные средства таможни и немедленно начинается обрабатывается. Поскольку данные поступают заблаговременно, то они проверяются по системе управления рисками.

Производится таргетирование — выбор объектов контроля. Тем самым определяется порядок действия в отношении тех или иных грузов. Грузы, которые не попали под риски, в ускоренном порядке проходят границу. Рисковые партии требуют дополнительной проверки.

Мы сегодня неслучайно пригласили на пресс-конференцию представителей всех трех таможен московского авиационного узла. К сожалению, основная нагрузка при воздушных перевозках по-прежнему ложится на Москву. Грузы доставляются сначала в столицу, а потом следуют в другие точки нашей страны. Много лет говорится об этой ситуации, но вопрос об огромной диспропорции нагрузок следует задавать не нам, а, наверное, Министерству транспорта и логистам.

Подготовка к внедрению технологии велась и «воздушными» таможнями, и центральным аппаратом ФТС России, и самими перевозчиками. Если одна сторона оказалась бы неготовой, то процедура предварительного информирования не заработала бы.

На сегодняшний день (6 апреля — прим. редакции) у главных российских перевозчиков доля предварительной информации приближается к 100%. Да, как всегда, есть на первом этапе отдельные шероховатости, но, по нашим данным, особых проблем не возникло.

«Выявили аэропорты с такой низкой технической оснащенностью, которая не позволяет формировать электронные данные»

Начальник Домодедовской таможни Александр Берзан:


— Апрель уникален для авиации. 4 апреля подписан федеральный закон о ратификации Монреальской конвенции, который закладывает основы для безбумажного документооборота в авиационной отрасли. Этого давно ждали авиаперевозчики.

Что касается предварительного информирования, которое стало обязательным, то нововведение подстегнуло авиаперевозчиков подавать сведения в электронном виде в таможенный орган.

Преимущества технологии, так или иначе, сказываются на всех участниках процесса — компаниях, занимающихся обработкой грузов, грузополучателях. И даже на нас, конечных потребителях продукта, которые могут получить его теперь гораздо раньше и, надеюсь, по более низкой стоимости.

Как оказалось, практически все авиаперевозчики готовы к обязательному предварительному информированию, активно включились в работу и позитивно оценивают данное нововведение.

Это очередной шаг, чтобы подавать весь комплект документов, который есть у перевозчика, в электронном виде с электронной цифровой подписью. Недавно было введено обязательное электронное декларирование, электронное взаимодействие со складами временного хранения. В ближайшее время мы сможем вообще отказаться от бумажных носителей при авиаперевозках.

Первые итоги: за шесть дней с момента введения предварительного информирования мы вышли на цифру 92%. Заодно выявили проблемы, которые связаны не с авиакомпаниями, а с определенными аэропортами, у которых техническая оснащенность настолько низка, что не позволяет формировать электронные данные. Либо это процесс достаточно длителен, и им проще формировать бумажные носители. Это, в первую очередь, касается, среднеазиатских рейсов.

На базе аэропорта Домодедово создана рабочая группа, которая помогает должностным лицам адаптироваться к новым условиям и перестроить работу. Она взаимодействует со службами аэропорта и авиакомпаниями, помогая им настроить свои системы и передавать данные в нужном виде. Уверен, что в ближайшее время, за неделю — максимум две, мы приблизимся к 100%.

Доля предварительной информации — 90%

Начальник Внуковской таможни Алексей Тимофеев:


— Внедрение предварительного информирования в аэропорту Внуково прошло безболезненно. Практически все перевозчики подают сведения в электронном виде. Доля поданной предварительной информации — 90%.

Более того, за первые шесть дней благодаря предварительной информации были выбраны первые объекты контроля, в отношении которых на данный момент уже проведены таможенные операции.

Объект контроля предоставляется таможенному органу один раз — сразу при выгрузке. Мы проводим контроль, а дальше, во время декларирования товара, указанный объект не проверяется.

Сокращается время ожидания товаров

Исполняющая обязанности первого заместителя начальника Шереметьевской таможни Юлия Лаврентьева:


— На сегодняшний день мы приблизились к цифре — 100% принятия предварительных решений по поступающей предварительной информации.

Как мы полагаем, обработка данных, представленных в электронном виде, принятие предварительных решений — наиболее эффективный формат взаимодействия между таможенным органом и авиакомпаниями-перевозчиками.

Со стороны таможенных органов значительно сокращается время совершения таможенных операций. Для авиакомпаний — оптимизируется процесс грузоперевозки. В конечном итоге это все приводит к большому сокращению времени ожидания товаров грузополучателями.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования