ВЭД-клуб «Ведомостей»: учвэды более эффективны, чем бизнес, работающий на внутреннем рынке

2019-04-25 ВЭД-клуб «Ведомостей»: учвэды более эффективны, чем бизнес, работающий на внутреннем рынке
Фото: Павел Косолапов,
Как считает Александр Кнобель, участники ВЭД в случае различных экономических потрясений страдают меньше, чем бизнес, работающий только на внутреннем рынке 
По словам директора Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития РФ Александра Кнобеля, участникам ВЭД приходится так или иначе конкурировать с мировыми производителями/компаниями на иностранных рынках, не рассчитывая при этом на помощь государства или протекционизм.

От общих вопросов к частным — именно в таком формате прошла в Москве первая ежегодная встреча ВЭД-клуба «Ведомостей». А тон беседе задал директор Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ Александр Кнобель.

Спикер презентовал делегатам мероприятия макроэкономический анализ тенденций и рисков на международных рынках для участников ВЭД, с которым мы и предлагаем вам сегодня ознакомиться.

«Все свидетельствует о том, что в ближайшее время правила игры в международной торговле будут изменены»

«Если говорить о рисках, которые ожидают нас как участников внешнеэкономической деятельности, то один из самых глобальных — замедление роста мировой экономики и торговли».

«После Второй мировой войны, весь двадцатый век и начало двадцать первого мировая торговля росла выше темпов роста мировой экономики. Корпорации переносили свои производства из одной страны в другую, товары многократно пересекают границу, возникает так называемый двойной счет. Но сейчас ситуация более-менее стабилизировалась».

«В этом году прогнозируется снижение темпов роста мировой экономики и торговли. Это связано с разными факторами — политическая неопределенность, торговые конфликты, Brexit и замедление роста китайской экономики».

«Российский экспорт не является исключением. Уже в начале этого года мы наблюдаем снижение темпов роста экспорта. Особенно драматичное падение наблюдается в разделе «машины и оборудование».

Из презентации спикера: сокращение российского экспорта в январе 2019 года по сравнению с январем 2018 года составило 7,4%. Наибольшее падение по разделу «Машины и оборудование»: стоимостные объемы: — на 26%; физические — на 50%.

«Если раньше в мировом ВВП, мировой торговле и мировых инвестициях доминировали развитые страны, то в двадцать первом веке произошло существенное изменение баланса сил в международной экономике. На развитый мир приходилось примерно 60%, на развивающийся — 40%. Теперь наоборот — большая доля ВВП у развивающихся стран. В первую очередь, за счет роста китайской, индийской экономики, стран Юго-Восточной Азии».

«Проблема не в том, что баланс сил изменился, а в том — правила многосторонней торговли были прописаны после Второй мировой войны и сформировались к концу двадцатого века, когда было организовано ВТО. Во многом для обеспечения именно развитых стран. Это было адекватно, когда они доминировали в мировой экономике, но становятся неотвечающими потребностям сегодняшнего расклада сил.

«Правила так или иначе должны пересматриваться. И они уже начинают пересматриваться. А симптомы этой „болезни“, этого несоответствия мы видим на примере торговых войн. На примере большого количества региональных торговых соглашений, которые вроде как признаны либерализовать торговлю, но во многих случаях являются формой скрытого протекционизма».

«Все свидетельствует о том, что в ближайшее время правила игры в международной торговле будут изменены. Существенные процессы, в том числе на площадке ВТО, по этому поводу уже ведутся».

О региональной экономической интеграции: «протекционизм принимает более изощренные формы»

«Многостороннее движение к свободной торговле начало буксовать в конце двадцатого века. Произошел лавинообразный рост торговых соглашений, которые поначалу были довольно простыми, призванными снижать торговые издержки. Но в последние десять лет тенденция изменилась — в рамках торговых соглашений все больше возникает вопросов регуляторного характера».

«Региональные торговые соглашения не только либерализируют торговлю между странами, которые в них участвуют, но и существенно ограничивают доступ других стран, которые в них не участвуют».

«Хороший пример — недавний пересмотр соглашения NAFTA. Первое соглашение было подписано в девяностых годах прошлого века и в большей степени либерализировало торговлю между Мексикой, Канадой и США. Сейчас пересмотр этого соглашения направлен на то, чтобы рынок Мексики, США и Канады стал более закрытым для иностранных поставщиков. Усложняются регуляторные правила, меняются условия для локализации.

«США добились запрета для участников соглашения — чтобы они без общего согласования не могли подписывать какие-либо отдельные соглашения с так называемыми нерыночными экономиками. Как итог: Канада, к примеру, не сможет подписать соглашение о свободной торговле с Китаем без одобрения США».

«Протекционизм принимает более изощренные формы. Они формально разрешены нормами ВТО, а фактически создают рынки, на которые ограничен доступ внешних поставщиков. А местный бизнес имеет более благоприятные условия для деятельности».

«Для нашей экономики участники внешнеэкономической деятельности очень важны»

«Что касается России, то у нас запросы бизнеса более-менее реализуются через тарифные барьеры (раньше — с помощью Минэкономразвития, сейчас — через Евразийскую экономическую комиссии)».

«Для нашей экономики участники внешнеэкономической деятельности очень важны. Может быть, это достаточно банально звучит, но давно известно — участники внешнеэкономической деятельности более эффективны, чем бизнес, работающий только на внутреннем рынке. Связано это с разными причинами, из которых основная заключается в том, что им приходится так или иначе конкурировать с мировыми производителями/компаниями на иностранных рынках. Не рассчитывая на помощь государства или протекционизм».

«Процессы, проходившие у нас в одах и связанные с девальвацией рубля, нарастанием политической напряженности, очень хорошо это проиллюстрировали».

«Если возьмем выборку фирм из обрабатывающей промышленности, которые являются одновременно и экспортерами, и импортерами, посмотрим, как у них упал выпуск на одного работника в 2015 году по сравнению с 2013, то окажется: падение для тех фирм, которые не являются участниками внешнеэкономической деятельности, было в два раза больше».

«Казалось бы, шок идет со стороны внешних условий, но именно те экономические агенты, которые занимаются внешнеэкономической деятельности, страдают меньше в конечном счете».

«И это как раз связано с тем, что участники внешнеэкономической деятельности более эффективны и поэтому более важны, вытягивая на себе всю экономику, работая в том числе и на внутренний рынок».

«Необходимо отходить от логики классического протекционизма и логики исключительного импортозамещения»

«Нужно говорить об участии российской экономики и российских фирм в глобальных цепочках добавленной стоимости. Это участие обуславливает мировая тенденция к заключению и движению в сторону мегарегиональных торговых соглашений».

«Нужно говорить о защите цепочек поставок, которые могут включать в себя множество стран-партнеров. И помнить, что нашими партнерами являются не только страны Евразийского экономического союза и постсоветского пространства, но и страны Европейского союза. И даже в большей степени, чем Китай, на который мы переориентируемся, если смотреть на долю в товарообороте».

«Если взять разные отрасли, то окажется: чем больше в отрасли представлено импортеров, тем больше в отрасли представлено и экспортеров. Это опять же иллюстрирует тот факт, что импорт и экспорт ни в коем случае не являются антагонистами. В этом смысле антагонистами являются работа на внутренний рынок и конкуренция с импортом».

«Если хотим построить экспортоориентированную экономику, то должны понимать — импорт экспорту никак не вредит. А во многих случаях способствует, потому что экспортирующие фирмы в значительной степени используют в своем производстве импортную компоненту. Примеры развитых экономик показывает, что у них доля импортной компоненты в экспорте росла в период бурного роста. Это относится и к Японии, и к Корее, и к Тайваню, и к другим развивающимся странам Юго-Восточной Азии. Ну и к Китаю, как самому яркому примеру».

Справка CF

Первая ежегодная встреча ВЭД-клуба «Ведомостей» прошла в Москве 11 апреля. В ходе мероприятия представители Федеральной таможенной службы, Минэкономразвития и Российского экспортного центра рассказали о том, какие меры власти принимают для того, чтобы облегчить жизнь участников ВЭД.

Своим опытом общения с госорганами и историями успехами поделились топ-менеджеры компаний «Технониколь», «Трансконтейнер», Ferrero, «Таможенная карта», «Московский кредитный банк», «Свеза», Segezha Group, Statsbot, Kontinent Group, «Газпромнефть-СМ», World Class.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования